Оригинал взят у
medves в
Как общественные организации влияют на школьников и их будущее ... Недавно увидел в интернете информацию о проведении конкурса юных чтецов "Живая классика" и был приятно удивлен стремлением некоторых общественных организаций приучать детей к чтению. Как оказалось позднее, приятное удивление сменилось разочарованием ...
Зайдя на сайт конкурса узнал, что конкурс является международным и в нем принимали участие не менее 2 млн. школьников. Задачей конкурсанта является чтение вслух (декламация) отрывка из прозаического произведения российских и зарубежных писателей, которые не входят в базовый уровень следующей школьной программы по литературе: «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 класс (Профильный уровень)
http://rus.youngreaders.ru/doc/programma_po_literature.pdf. Принцип конкурса состоит в проведении школьного, районного, регионального туров и Всероссийского финала среди школьников 6-7 класса. С каждого тура выходят три финалиста и продолжают участвовать в следующем туре.
http://rus.youngreaders.ru/article/regulations.html При более глубоком анализе сайта и конкурса стало видно, что упор организаторов конкурса был сделан на создании шоу из такой классической вещи как чтение. Не буду судить организаторов за такой подход (может он и будет иметь свои результаты), но здесь необходимо отметить две вещи.
Первое. Конкурс напоминает проект Андрея Васильева "Гражданин поэт" и, как оказалось, проект "Гражданин поэт" и конкурс юных чтецов "Живая классика" были созданы в 2011 году. Взяли ли организаторы конкурса идею проекта "Гражданин поэт" (а может и наоборот), или это звенья одной цепи, мы в рамках данной статьи не будем отвечать. Отметим лишь, что книжная вотчина в рамках общественной деятельности в большинстве своем принадлежит Ирине Прохоровой и, что права на трансляцию проекта "Гражданин поэт" были приобретены медиагруппой "Живи!", основанной Михаилом Прохоровым и Владимиром Яковлевым.
Второе. Как при такой организации конкурса будут достигнуты задачи. Отмечу своё мнение о соответствии задач конкурса и возможности их достижения.
Задачи конкурса следующие:
1) Повышение интереса к чтению детей и подростков (задача достижима)
2) Расширение читательского кругозора детей.(задача достижима, но данная задача найдет продолжение далее в статье)
3) Создание поистине национального проекта, направленного на популяризацию чтения среди детей и подростков. (задача достижима)
4) Возрождение традиций семейного чтения. (из положения конкурса данная задача не достижима)
5) Повышение общественного интереса к библиотекам. (из положения конкурса данная задача не понятно как будет достигнута)
6) Повышение уровня грамотности населения. (исходя из того как реализован конкурс, грамотность будет повышена у школьников 6-7 класса в рамках одного произведения)
7) Поиск и поддержка талантливых детей. (по данной задаче два вопроса: в чем заключается талант и как осуществляется поддержка?)
То есть из 7 задач конкурса будут выполнены только 3 задачи. При этом основный смысл данных достигаемых задач: повышение, расширения и популяризация. Так и напрашивается слово "профанация".
Но можно сказать, что все вышеперечисленное довольно субъективно, и все не так уж и плохо. Я с этим отчасти согласен. Возможно организаторы нечего плохого не задумывали, а просто не достаточно могут организовать то, что необходимо для настоящего увлечения детей чтением.
И здесь необходимо проанализировать итоги конкурса за прошедшие года. Когда я первый раз увидел произведения победителей Всероссийского финала, у меня был небольшой шок.
За 2013 и 2014 год одними из "произведений-победителей" стали "Записка" Татьяны Петросян и "Восковая уточка" Людмилы Улицкой.
Так что же несут в себе "произведения-победители" в массы.
Начнем с "Записки"
http://tramwaj.narod.ru/tpetrosyan.htm. Мальчик получает записку со словами: "Сидоров, я тебя люблю!". Методом вычисления находит предполагаемую "любовь". Но возникает следующая дилемма: Сидоров не знает, что такое любовь. И начинается логический поиск значения слова "любовь". Груши он любит, и любит их есть. Значит Воробьева его также съест. Но также и родители его любят. И в качестве любви носят его на шее и пекут пирожки. И значит он должен будет носить на шее Воробьёву и печь ей пирожки. Но Сидоров ещё любит собаку Бобика и дрессирует его. Значит Воробьева будет заставлять прыгать за пирожком и выводить на поводке на прогулку. И в конце рассуждений он написал ответную записку: "Воробьева, я тебя тоже люблю". ПУСТЬ ЕЙ СТАНЕТ СТРАШНО.
Кратко смысл произведения в следующем: школьник не знает, что такое любовь и приходит к неосознанному результату о том, что любовь - это страх и боль.
Содержание "Восковой уточки"
http://www.libtxt.ru/chitat/ulitskaya_lyudmila/28301-voskovaya_utochka.html. Старьёвщик ходит с различными вещами (кости, тряпка, старая посуда) по дворам, продает или обменивает их. Жители двора (дети, старухи, дворовой вор) приносили различные вещи (галоши, шинель, прожженное одеяло) и, то обменивали их на что-либо, то получали отворот. Валька, героиня рассказа, это все наблюдала, и в тележке у старьёвщика заприметила уточку, "немного попорченную, со вмятиной на крыле". Через некоторое время старьёвщик стал уходить со двора. В этот самый момент тетя Матрена "хлопала половиком о забор, поднимая облачка черной пыли" и, услышав детский крик, кинулась в дом, так как испугалась, что маленький Сережа обварится кипятком. И в эту минуту: "Решимость и холод вдруг обрушились на Вальку. Она подобралась, как пружина, минуты не думая, схватила половик и понеслась вслед за Родионом. Он уже въехал в соседний двор и кричал там свое "старье-берем". Прибежав к старьёвщику, Вальку сунула ему половик и хотела попросить уточку, но язык не ворочался во рту. Старьёвщик, не глядя сунул руку в чемодан, и достал уточку, передав её Вальке. " Она шла и думала только об одном - куда ее спрятать...". Через два года Валька поступила в школу, затем в спортивную секцию и спортивную школу. Далее стала мастером спорта и знаменитой на весь мир спортсменкой. "Всякий раз перед выступлением к ней приходило чувство холода и решимости, и она почему-то вспоминала о нежной восковой уточке с помятым крылом, которая давно растаяла под ее горячими пальцами.".
Не могу достоверно сказать, что я определил точно смысл данного произведения. Но скажу следующее: Улицкая предлагает читателям рецепт приобретения высоких целей через обретения "чужого пыльного половика". То есть вся РЕШИМОСТЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ КРАЖУ, это и есть путь человека. То есть грех не только осуждается, он превозносится в данном произведении.
Вот такие произведения побеждают во Всероссийском конкурсе юных чтецов "Живая классика". И получается, что детей ориентируют на "классических" победителей, и "Живая классика" уже не классика, а похабщина, и дети нужны как "материал" для "творческих" экспериментов. Литература сводится к пропаганде ценностей, противоположных человеческим. Любовь принимается за страх, стремление к высшему за воровство. И общественные организации для какой-то цели неявно продвигают эти "ценности". Так и хочется задать вопрос: для какой?
P.S. Не все такие произведения, какие я привел в статье, побеждают в конкурсе. Есть среди них и положительные.