Был такой рыцарский Орден Подвязки. История его возникновения покрыта романтическим ореолом. С ножки некой Джоан Кент, графини Солсбери, танцевавшей на балу с королем Эдуардом 111, соскользнула синяя подвязка. И прямо под ноги королю, который поднял эту вещицу, надел на свою ногу и произнес слова, ставшие девизом ордена: «Позор тому, кто плохо об этом подумает!» Произошло это в далеком 1348 году. И с тех пор скромный предмет объединяет рыцарей.
Итальянская журналистка и историк моды Мара Пармеджани посвятила подвязке целую книгу. Она называется «La giarrettiera». Именно так звучит «подвязка» по-итальянски. Издана книга в 300 экземплярах и была представлена 16 июля 2001 года в римском ювелирном магазине Damiani. Место презентации выбрано не случайно: на протяжении веков подвязки украшали драгоценными каменьями.
Эти полоски ткани или кружев уже почти пол века не имеют практической ценности, но не выходят из моды. И подчеркивая форму ноги, неизменно притягивают взоры мужчин любого возраста. Впрочем, были времена, когда именно мужчины носили подвязки, а женщины любовались ими. В средние века кавалеры, у которых подвязки были на виду, соединяя в единое целое чулки и панталоны, шли на всяческие хитрости, чтобы привлечь внимание к этой части гардероба: по-разному их завязывали, украшали вышивками, пряжками, стразами и даже драгоценными камнями. Франсуа Рабле писал, что «подвязка, как правило, была того же цвета, что и браслеты, и сжимала колено со всех сторон». А женская подвязка была исключительно функциональной частью гардероба: с ее помощью поддерживали чулки. Тех же, кто пытался выставить «неприличную» деталь на всеобщее обозрение, мог ожидать даже костер. Ведь в те времена считалось, что не скрытая от чужих глаз подвязка - это опознавательный знак ведьм.
Первой женщиной, имевшей смелость противостоять столь негативному общественному мнению, была маркиза де Помпадур. Она же ввела моду украшать подвязки вышитыми любовными надписями. А заодно и чулки к тому времени из чисто функционального предмета гардероба стали модным аксессуаром. Какая жеманница не приподнимала платье, чтобы показать ножку в шелковом цветном чулке!
В XIX веке круглые подвязки, обхватывающие ногу, практически ушли со сцены. Их заменили подвязки, прикрепленные к корсету, а начиная с 1878 года - к поясу. Пик моды на такие подвязки пришелся на сороковые годы прошлого века. Наверняка, многие помнят такую деталь туалета у своих мам и бабушек.
Необходимость в подвязках отпала в начале 70-х годов прошлого века, когда были изобретены колготки. Несомненно, это практичная вещь, но начисто лишенная многовекового романтического ореола. На целых два десятилетия подвязка ушла с модной сцены, чтобы вернуться в 90-х. Для начала - в качестве детали сценического костюма поп-звезд того времени. Теперь подвязка снова является романтической и совершенно нефункциональной (современные чулки держатся на ноге благодаря эластичной силиконовой резинке) составляющей женского гардероба. Но какой обольстительной!
Сейчас большинство женщин вспоминает о чулках и подвязках лишь накануне романтического свидания. А зря! Сам факт ощущения тонкого изящного белья придает уверенности в себе и обостряет чувственность. Именно поэтому пояс с подвязками часто носят женщины, вынужденные ходить в строгих деловых костюмах - незаметная для окружающих деталь не позволяет им забыть о женственности.
И, конечно, подвязка является одним из главных аксессуаров свадебного наряда невесты. Особенно в последнее время, когда из Соединенных Штатов к нам пришел достаточно смелый обычай: в конце празднования жених снимает с ножки молодой жены круглую подвязку и бросает своим холостым друзьям. Называется эта подвязка «счастливой». Тот, кто поймает «награду», имеет право пригласить на танец свидетельницу. А «сладкую» подвязку невеста носит на ноге на полторы ладони выше, и предназначена она только для мужа.
Для ношения пояса с подвязками существуют особые правила. Передние подвязки на обеих ногах должны быть четко посередине, а задние - немного ближе к наружной стороне бедра. Это помогает удерживать швы прямо, благодаря чему на чулках нет ни единой морщинки. Ведь не зря говорят, что «лучше три морщинки на лице, чем одна на чулках».