Сегодня я получила годовую визу - такое в моей жизни впервые )
Но в последнюю неделю всё было связано с французской музыкой! Хорошо меня подготовили к поездке в Париж и Версаль.
Например, занесло меня в Стасик на концерт старинной музыки. Попотчевали в том числе дивертисментом Марка-Антуана Шарпантье "Версальские удовольствия". Слушать солистов этого театра в этом репертуаре невозможно, конечно же, но Дима Белянушкин (режиссёр) постарался хоть как-то отвлечь от вокала и повеселить публику. Образы удались - Платея, Медуза горгона.
Зато на концерте оркестра Pratum Integrum удалось полностью раствориться в "Иллюзиях французского барокко". Друзья, послушайте "Стихии" Ребеля!
Жан-Фери Ребель "Стихии":
http://files.mail.ru/24CD94669BF841D7AE0684F60F4E8D3BИз программки, автор текста Анна Андрушкевич: "Стихии - миниатюрный спектакль, в галантной аллегорической манере повествующий о том, как появились на свет земля, вода, огонь и воздух. Уже закончив балет, Ребель присоединил к нему вступительную пьесу "Хаос", после чего всё сочинение получило подзаголовок "новая симфония". На сцене парижской Оперы стихии появлялись и прежде, так что Ребель не был первым, кто коснулся этой темы. Ему она понравилась вовсе не сокровенным философским смыслом, а тем, что позволила "представить приятное разнообразие - как в отношении музыкальных жанров, так и с точки зрения костюмов и балетных па". Натурфилософия, по большому счёту, остаётся за скобками, в предисловии к партитуре, а ароматная музыка заботится о разнообразии ритма, гармоний и оркестровки. Но как! Готовя партитуру к изданию, Ребель снабдил её предисловием, в котором есть замечательные пояснения: "Бас изображает [появление] Земли: длинные ноты нужно играть резко и судорожно. Мотивы флейт, поднимаясь и спускаясь, имитируют журчание Воды. Воздух рисуют долгие звуки, за которыми следуют каденции у малых флейт. Наконец, скрипки быстрыми и блестящими пассажами представляют живость Огня". Всё это легко услышать в сюите, загадки которой просты и обаятельны. Легче всего узнать пьесы, принадлежащие к стихии воздуха, поскольку тут сами названия говорят за себя: "Птичий щебет", "Соловьи" (оба номера лишены басовых партий: пташки парят в воздухе, не касаясь земли). А вот, скажем, зажигательный Тамбурин и неожиданно меланхоличная Сицилиана ничем как будто не выдают своей принадлежности к водной стихии, хотя композитор задумал их как аллегорию воды. Может быть, в данном случае он полагался на костюмы и танец.
Однако самое необычное в этой космогонии - пьеса "Хаос", которая предваряет симфонию. Ребель, показывая слитые воедино стихии, соединяет в одном аккорде "все ноты Октавы". Хаос, таким образом, открывается пугающим, судорожным, долго бьющимся диссонансом, в современной музыке получившим название "кластер" ("гроздь"). Считается, что это первый кластер в истории европейской музыки, созвучие, ставшее привычным лишь двести с лишним лет спустя после Ребеля.
А в оперном клубе смотрели две оперы Равеля - "Дитя и волшебство" и "Испанский час" (Глайндборнский фестиваль, 2012).
"Дитя и волшебство":
http://yadi.sk/d/XAE19A1R29uqm