С этим электронным голосованием, я отстал от жизни. Оказалось что выборы проводятся уже чуть-чуть по-другому. Правда Иришка голосовала на мэрских выборах бюллетенем, но тогда я не осознал смысла изменений.
В этот раз мы пошли вместе на один участок, решив, что даже в такой ситуации можно сделать из выборов праздник, а заодно устроить Эмильке выездное практическое занятие по обществознанию.
Не знаю были ли очереди в воскресенье, в пятницу их похоже не было. Когда мы пришли, перед нами был один человек. Ну мы устроили некоторое шоу, развлекли наблюдателей и членов комиссии.
Первое что я осознал, что больше нет списка избирателей. Перестаёт быть актуальным анекдот про несчастного дедушку, который не может никак догнать умершую 15 лет назад жену, но регулярно голосующей на выборах за 10 минут до него. Точно не знаю, но скорее всего и нет возможности проголосовать якобы не включенным в списки у секретаря комиссии. Так что кажется, что у членов участковых комиссий нет возможности вбросить голоса…без ведома территориальной.
Но и узнать что ваши соседи проголосовали или нет теперь нельзя. То что сканируется паспорт объясняет почему все заинтересованные лица быстро узнают о факте твоего голосования, но в подмосковье не везде (или нигде) электронная система. Голосуют по старинке по журналу, но информация как-то в ноосферу попадает.
Второе, что удивило уже Эмильку, почему все бюллетени открыты, а урна прозрачна. Начал рассказывать про историю выборов, про то что изначально прозрачная урна, это борьба с фальсификациями. Но сейчас голосование становиться демонтсративным, не зависимо от того как голосуют. И только потом я сообразил, что раньше то бюллетень складывали. Он просто и не влезал к урну иначе. Потом появились КОИбы, которые требовали кормить урну открытым бюллетенем. И вот урны опять обычные, а традиция складывать уже утратилась.
Потом я видел членов комиссии с переносным ящиком, он тоже прозрачный, так что условно тайное голосование на дому, становиться ещё менее тайным. Но с другой стороны, когда я первый раз участвовал в выборах, как член участковой комиссии, меня поразило, что народ редко хочет голосовать тайно. И на дому голосовали сразу при нас и в помещении для голосования, норовили поставить галочку сразу на столе комиссии, причем независимо от того за кого голосовали.
Наблюдатели сидят где-то далеко на галёрке, но об этом я и так знал.
Кабинки без шторок, но так очень давно. Такие же кабинки были 13 лет назад.
Электронно проголосовать предлагали , но не навязывали. Сразу сказали, что нужен бюллетень и его выдали.