Какие наши предложения ЦИК учла

Mar 21, 2020 19:38

28 февраля ЦИК приняла за основу проект Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и предложила экспертам его обсудить. Проведя предварительно такое обсуждение с кругом близких мне экспертов, я вместе с ними к 10 марта подготовил Замечания к проекту. Под ними поставили свои фамилии 37 экспертов, в том числе 18 членов расформированного НЭС, 3 доктора юридических наук, 7 кандидатов юридических наук, 6 докторов политических, исторических или экономических наук, 7 кандидатов политических, исторических, философских или географических наук, два бывших председателя областных избирательных комиссий, три нынешних члена избирательных комиссий субъектов РФ, три бывших депутата Государственной Думы. Эти замечания мы передали в ЦИК.
Теперь, когда Порядок принят в окончательном виде (теперь он называется «Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации») мы можем посмотреть, какие из них учтены. Пойдем прямо по нашим пунктам.
1. В пункте 1 мы выражали свое несогласие с сокращением протокола. Замечание проигнорировано.
2. В пункте 2 мы критиковали положение о назначении наблюдателей исключительно общественными палатами. ЦИК здесь формально сделать ничего не могла. Но речь шла и о том, чтобы ЦИК содействовала принятию Общественной палатой РФ приемлемого порядка назначения наблюдателей. ОП РФ пока ничего не приняла, так что этот пункт остается на контроле.
3. В пункте 3 мы в первую очередь предлагали отказаться от досрочного голосования (кроме труднодоступных и отдаленных местностей). Но, понимая, что этого, скорее всего, добиться не удастся (и, разумеется, не удалось), мы также предложили ряд мер против злоупотреблений:
1) использовать для опечатывания переносных ящиков и прорезей в них одноразовых номерных инструментов (пломбы, ленты и т.п.) с фиксацией номера и проверкой его при каждом вскрытии - это в основном учтено в пункте 10.7;
2) ежедневную фиксацию и обнародование числа досрочно проголосовавших избирателей по каждому участку - это в основном учтено в пункте 3.6;
3) хранение актов о числе проголосовавших в переносные ящики отдельно от переносных ящиков - это в основном учтено в пунктах 10.7 и 10.8;
4) хранение переносных ящиков под круглосуточной охраной - не учтено;
5) особый порядок информирования членов УИК и наблюдателей о выезде на досрочное голосование вне помещения для голосования - не учтено;
6) закрепить необходимость отдельного подсчета голосов, поданных досрочно, если их число составляет более одного процента от числа участников голосования, внесенных в список участников голосования (но не менее десяти голосов) - не учтено.
4. В пункте 4 мы просили ЦИК не согласовывать возможность использования дистанционного электронного голосования без детального обсуждения с независимыми экспертами. Пока мы не знаем о таком согласовании и оставляем вопрос на контроле. Впрочем, надежды на учет этого предложения практически нет.
5. В пункте 5 мы предлагали, чтобы решение о применении средств видеонаблюдения принимала ЦИК и порядок их применения определяла ЦИК. Предложение в основном не принято, поскольку, как нам объяснили, у ЦИК нет финансовых ресурсов на обеспечение видеонаблюдения. Но в отношении предложения о том, чтобы порядок применения этих средств определяла ЦИК, сделана небольшая уступка: в пункте 3.5 записано, что «порядок хранения соответствующих видеозаписей устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, используя общие подходы, определенные в Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденном постановлением ЦИК России от 18 июля 2018 года № 168/1386-7».
6. В пункте 6 были приведен ряд небольших замечаний.
6.1. Мы отмечали, что в пункте 2.7 непонятно, что такое «иные вопросы, связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования». В окончательном варианте Порядка после этих слов было добавлено: «в том числе возможность ознакомления с текстом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”».
6.2. Мы предлагали в пункте 2.10 четко указать сроки рассмотрения обращений, аналогично срокам, установленным законодательством о выборах и референдумах. Предложение не принято.
6.3. Мы предлагали в пункте 3.2 ограничить право председателя УИК определять место, с которого наблюдатель может производить фото- и (или) видеосъемку общими правилами. Предложение в принципе учтено: такие правила записаны в пунктах 3.8 и 3.9.
6.4. Мы предлагали, чтобы положения пункта 4.2 о том, что участки для голосования в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования, не распространялось на участки, создаваемые на предприятиях и организациях с непрерывным циклом работы, на вокзалах, в аэропортах. Предложение не принято.
6.5. Мы предлагали, чтобы информация об участках для голосования размещалась не только на сайте ЦИК, но также на сайтах соответствующих региональных избиркомов, а также чтобы отдельно был прописан порядок опубликования сведений об избирательных участках, образованных за пределами территории РФ. Предложение не принято.
6.6. Мы предлагали прописать в пунктах 5.6-5.8 дополнительные гарантии против возможности двукратного голосования граждан, подавших заявления о голосовании по месту нахождения. Предложение не принято.
6.7. Мы предлагали в пункте 6.6 установить какие-то разумные рамки для числа переносных ящиков. А также оговорить, что переносные ящики, используемые для проведения досрочного голосования, не могут использоваться для проведения голосования вне помещения для голосования в день голосования. Первое предложение не принято. Второе предложение было реализовано еще в проекте в пункте 10.7.
6.8. Мы предлагали в пункте 7.2 установить ограничение на количество передаваемых в комиссии бюллетеней аналогично тому, как это предусмотрено в законодательстве о выборах и референдумах. Данное ограничение установлено в пункте 4.5 Порядка изготовления и доставки бюллетеней для общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также осуществления контроля за их изготовлением и доставкой.
6.9. Мы предлагали в пункте 8.3 уточнить время, когда председатель УИК предъявляет пустые ящики. Предложение не принято.
6.10. Мы обращали внимание на нечеткость формулировки в пункте 9.2. Формулировка изменена (в связи с более общим изменением), нечеткости больше нет.
6.11. Мы предлагали в пункте 9.5 заменить крайний срок подачи заявлений на голосование вне помещения для голосования с 17 на 14 часов. Предложение не принято.
6.12. Мы предлагали в пункт 11.5 добавить норму, аналогичную действующей в законодательстве о выборах и референдуме: после подсчета по списку участников голосования со списком участников голосования вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, присутствующие при подсчете голосов. Предложение не принято.
6.13. Мы предлагали в пункте 11.20 установить срок размещения в Интернете данных протоколов не только для российских, но и для зарубежных участков. Предложение не принято.
6.14. Мы предлагали в пунктах 12.9 и 12.10 увеличить срок подведения итогов голосования территориальными комиссиями и комиссиями субъектов РФ. Предложение не принято.
В пункте 7 содержались предложения, касавшиеся пробелов в регулировании.
7.1. Мы предлагали ЦИК в этом документе или в другом указать, какие законы или какие отдельные нормы законов применяются при проведении общероссийского голосования. Пока таких разъяснений нет.
7.2. Мы предлагали ЦИК разъяснить статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Пока таких разъяснений нет. Нам по-прежнему неясно, в частности, имеют ли члены комиссий (как с правом решающего, так и совещательного голоса) право знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с общероссийским голосованием, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов.
7.3. Мы предлагали ЦИК уточнить, действует ли порядок исчисления сроков, предусмотренный статьей 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Проблема частично снята тем, что в окончательном варианте Порядка указаны конкретные даты.
7.4. Мы предлагали ЦИК уточнить, какие комиссии являются вышестоящими и нижестоящими. Это было сделано в пункте 2.1.
7.5. Мы предлагали ЦИК дать разъяснения о порядке проведения агитации по вопросу, выносимому на общероссийское голосование. Пока таких разъяснений нет.
Таким образом, большая часть наших предложений не прошла, в том числе и наиболее важные. Фактически можно говорить только о принятии некоторых мер против злоупотреблений при досрочном голосовании и об уточнении мест для фото- и видеосъемки.

Экспертный форум, ЦИК, фальсификации, выборы, досрочное голосование, референдум, итоговые протоколы

Previous post Next post
Up