Пик моей политической активности пришелся на период с мая 1990 года по июль 1991 года. В этот период я раздельно опишу свою деятельность по четырем направлениям: 1) издание газеты «Демократия», 2) выборы и референдум, 3) деятельность в рамках Социал-демократической партии и движения «Демократическая Россия», 4) прочая общественно-политическая активность.
Четвертый номер бюллетеня «Демократия» мы с Вячеславом Румянцевым начали готовить раньше, чем пятый (который мы делали с Бузиным). Но что-то застопорилось, и в результате четвертый номер вышел позже пятого - в начале мая 1990 года (хотя на нем стояла дата - январь 1990). Указано было, что это «Независимое издание Советского района г. Москвы», редколлегия - В.Б. Румянцев, И.И. Харланов, А.Ю. Бузин. Бюллетень вышел на четырех страницах формата А4. В нем были статья А.А. Иогансена «Чего мы ждем от депутатов райсовета», статья В.Б. Румянцева «Чего мы ждем от народных депутатов РСФСР», моя статья «Двухсерийное собрание» (о выдвижении С.А. Ковалева), анонимная информация «Социал-демократическая ассоциация» (написанная очевидно Румянцевым), Декларация и Принципы деятельности Социал-демократической группы Советского района Москвы.
После выборов я начал готовить шестой номер, взяв его полностью в свои руки. В выходных данных также было указано «Независимое издание Советского района г. Москвы», редколлегия расширена до пяти человек (В.Б. Румянцев, И.И. Харланов, А.Ю. Бузин, А.А. Иогансен, А.Е. Любарев), также указано, что номер подготовлен к печати 2.06.90. Номер вышел 14 июня 1990 года также на четырех страницах формата А4 - его печать обеспечил Иогансен. В нем были анонимная информация «Первая сессия районного Совета», «Председатель Советского районного Совета народных депутатов Бектабегова Ольга Алексеевна», «Итоги выборов народных депутатов РСФСР и Моссовета в Советском районе», «Итоги выборов в Советский районный Совет», заметка «От редакции» (о том, что распространявшаяся в начале марта «Демократия 6» - фальшивка) и моя статья «Демократическое движение в районе: прошлое, настоящее и будущее)».
12 июня 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Появилась возможность официально учредить газету. Я решил этим заняться. Мы обсудили и решили, что учредителями должна быть группа частных лиц. После обсуждения с товарищами я выбрал четырех депутатов райсовета - Г.А. Зайцеву, А.А. Иогансена, В.Б. Румянцева и И.И. Харланова (Румянцев и Харланов стояли у истоков газеты, Иогансен активно участвовал в подготовке газеты на том этапе, Зайцева возглавляла профильный подкомитет и к тому же была активисткой Социалистической партии), а также депутата Моссовета Ф.Г. Афанасьева. Газета была зарегистрирована президиумом райсовета 21 августа 1990 года. 11 сентября учредители официально назначили меня редактором.
А пока шла работа по регистрации газеты, я занялся седьмым номером. Он вышел 7 сентября на шести страницах формата А4 - печать его также обеспечил Иогансен. Правда, в выходных данных был указан август 1990 года (номер подписан в печать 15 августа). Также было указано «Независимое издание Советского района г. Москвы», и.о. редактора В.Б. Румянцев (но при этом были указаны также пять учредителей), цена 30 коп. В нем были помещены редакционная статья «Переходим на легальное положение?», информация «Состав президиума Советского районного Совета народных депутатов», «В президиуме районного Совета» (сообщение об отмене решения исполкома о переводе ПРЭО на аренду с анонимным комментарием), интервью, которые я взял у председателя райсовета О.А. Бектабеговой и депутата Моссовета, председателя совета самоуправления микрорайона «Красный Маяк» Ф.Г. Афанасьева, моя статья «Об уставе "авангардной" и "парламентской" партий и о совмещении постов», статья Г. Зайцевой «Кто виноват и Что делать?» (о советах самоуправления) и статья «Председатель исполкома. Будет ли у нас новая власть? Будет ли колбаса?», подписанная «Наш наблюдатель» (за этим псевдонимом укрылся А.М. Трофимов).
В процессе и после регистрации газеты на меня свалилась масса организационной работы. Нужно было подготовить устав газеты, сформировать журналистский коллектив и редколлегию, подготовить документы для регистрации, получить в РУВД разрешение на изготовление печати, после чего заказать печать, затем открыть расчетный счет в Жилсоцбанке.
В качестве главного бухгалтера я взял члена группы «Перестройка (Советский район)» Слыхову, которая жила в одном доме со мной. В бухгалтерских делах она разбиралась так же плохо, как и я, выполняла в основном техническую работу. Потом оказалось, что нужен еще кассир, я взял для этой цели еще одну соседку, Рыбалкину. Платежные поручения печатал сам. Позже для сдачи баланса в финансовую инспекцию пришлось консультироваться у профессиональных бухгалтеров.
На одной из тусовок я познакомился с фотографом Кривоносовым, который к тому же пытался писать. Через несколько месяцев он остался без работы, и я взял его в газету на штатную основу - в качестве и фотографа, и своего помощника.
У меня были деньги от выручки предыдущих номеров, но их было явно мало. Финансовую помощь мне оказал коллега по Социал-демократической группе Советского района Андрей Охоцимский, он работал в Институте химической физики АН СССР и одновременно руководил кооперативом «Химфизик». Запись в дневнике от 27 сентября: «Утром был у Охоцимского, провел там 2,5 часа. Он показал мне, как оформляются отношения с банком, дал бланки. Обсудили финансовые дела газеты. Мы заключили ссудный договор, по которому кооператив “Химфизик” дал нам ссуду 3 тыс. руб. и 500 руб. безвозмездно. Охоцимский оформил договор и платежное поручение».
Позже Охоцимский познакомил меня еще с одним кооператором. Тот был готов помогать газете финансово, но взамен хотел, чтобы я в райсовете добился снижения налогов для него. Таких возможностей у меня не было.
Благодаря поддержке депутатов из моего микрорайона я получил возможность пользоваться комнатой в депутатской квартире в микрорайоне. Правда, через некоторое время начальница РЭУ у меня эту возможность отняла: якобы я там что-то повредил.
Я хотел делать полноценную газету - в типографии и на газетной бумаге. И нужно было найти типографию и бумагу. Это заняло много времени. Только 15 ноября удалось предварительно договориться в СПТУ-205 (готовившей печатников), расположенном в нашем районе, где была своя типография. Но там сказали, что газету могут сделать только в цехе высокой печати. Окончательно договориться удалось лишь 20 ноября. Сотрудники типографии браться за газету не хотели, и мне пришлось пойти им на уступки - согласиться на объем 1 лист и тираж 10 тыс. Я знал, что 10 тыс. экз. не смогу продать, но другого выхода я не видел.
Платить за работу я должен был сотрудникам типографии наличными по договору. В тот момент, когда газета вышла и нужно было расплачиваться, возникли проблемы с получением наличных в банке. Мне пришлось снимать деньги со своей сберкнижки, потом я себе эту сумму вернул.
Бумагу удалось найти в Фонде «Содружество», который издавал газету «Позиция». Через Ф.Г. Афанасьева я связался с руководителем фонда С.Е. Трубе (он, как и Афанасьев, был депутатом Моссовета). У фонда был рулон бумаги, который лежал в СПТУ-205, и руководители фонда согласились его мне продать.
В результате подготовка восьмого номера затянулась на три месяца. Некоторые подготовленные материалы мне пришлось снять, так как они устарели. Все материалы и макет готовил сам, вычитывал и исправлял гранки, на последней стадии мне помог скорректировать макет художник В.И. Мартынов.
Восьмой номер газеты «Демократия» («Независимая газета Советского района») вышел 15 декабря на четырех полосах газетной бумаги формата А3. В выходных данных указана дата выпуска - декабрь 1990 года (номер подписан в печать 10.12.90), цена 40 коп., тираж 10 000 экз. Указаны учредители, редактор А.Е. Любарев, художник В.И. Мартынов, фото В.С. Кривоносова (в номере было три его фото).
В номере были помещены: колонка редактора «Наша газета зарегистрирована»; информация «В нашем районом Совете», включавшая сообщение «Как Аксенов был избран председателем райисполкома» (написанная Трофимовым и подписанная «Соб. инф.»), информацию о председателе райисполкома и четырех его заместителях, а также информацию о созданных в райсовете блоке «Демократическая Россия» и группе «Социальный прогресс»; информационное сообщение «Есть такие партии», написанное мной и подписанное «Соб. инф.»; редакционная заметка «Ждем "Новогодний подарок"» (об ожидании конца строительства подземного перехода у м. «Чертановская»); статья «Спасет ли секретарь РК председателя ЖСК?», подписанная Е. Таламов - псевдоним Трофимова; статья Т. Блохиной и Н. Требухиной «Не быть Покровскому без церкви Покрова!»; материал «Страсти вокруг приглашений в "Прагу"», включавший прямую речь председателя комиссии райсовета по торговле Б.В. Шатилова под заголовком «Распределяем пропорционально» и реплику В.Б. Румянцева «Даешь "программу 1500 дней"!»; заметка «Куда делись миллионы?», подписанная А. Михайлов - еще один псевдоним Трофимова; под рубрикой «Азбука демократии» шли три заметки - редакционная «Надо ли избирателю интересоваться районной политикой?» и две, подписанные А. Лютов, под заголовками «Зачем нужны блоки в советах?» и «Что дает трудовому народу разделение властей?» (все три материала я писал совместно с Трофимовым); моя заметка «Итоги голосования 25 ноября - закончатся ли выборы?»; мое интервью с К.А. Николаевым, жителем района, избранным в ЦК КПСС, под заголовком «Член ЦК КПСС с Красного Маяка»; статья молодого журналиста Т. Пунанова «Москва сжигает свой мусор»; под общим заголовком «Дети или РУНО: кто победит?» статья депутата Моссовета А. Бекирова и ответ на нее председателя комиссии райсовета по проблемам образования Г.Р. Жаровой; рядом - выдержки из обращения этой комиссии к учителям, работающим в школах Советского района, с вопросами по наиболее актуальным проблемам.
Два из этих парных материалов нуждаются в комментариях. В тот момент была острой проблема дефицита промтоваров. Горисполком организовал продажу товаров москвичам в отдельных магазинах по специальным приглашениям (талонам), раздача приглашений возлагалась на депутатов райсоветов, что способствовало созданию неформальных отношений между депутатами и исполкомами. В Советском районе такая продажа происходила в магазине «Прага». Председатель комиссии райсовета по торговле Б.В. Шатилов объяснял, как распределяются приглашения, а депутат райсовета В.Б. Румянцев критиковал его, отмечая, что обеспечение всех жителей района растянется на 1500 дней; он язвительно именовал эту деятельность «программой Шатилова 1500 дней», намекая на популярную тогда программу перехода к рынку Явлинского - Шаталина «500 дней».
Другой парный материал был посвящен судьбе одного из школьных зданий в нашем микрорайоне. В нем некоторое время функционировал Дом пионеров, но затем это здание отдали РУНО (районному управлению народного образования), которое до того времени располагалось на территории другого района. Александр Бекиров, ставший председателем Совета самоуправления микрорайона и депутатом Моссовета, был категорическим противником передачи здания РУНО, но победить чиновников не удалось.
Следующей проблемой стало распространение газеты. Я этим начал заниматься еще в августе, пытался договориться с «Союзпечатью», но из этого ничего не вышло: у агентства-монополиста никакой заинтересованности не было. Правда, удалось договориться с одним киоском, который был на аренде. Также в распространении газеты согласилось участвовать руководство ДК «Дружба». В основном газеты продавали наши активисты (в том числе и на предприятиях района). Была еще женщина, которая параллельно продавала газету-конкурента «Варшавку» (некоторые друзья называли ее «партшавка», так как изначально ее создавал райком КПСС), и еще один профессиональный продавец газет. Кроме того, один депутат свел меня с директором одной из школ (И.Р. Боруховым), который предложил продавать газету своим ученикам. По этому поводу была в начале февраля ехидная заметка в «Советской России» под заголовком «"Демократия" не продается» - якобы так школьники сказали своему директору. На самом деле они тоже внесли свой вклад в распространение газеты. 29 декабря я договорился с депутатом райсовета А.А. Борисовым - он согласился стать менеджером газеты и заниматься ее продажей.
Из-за всех этих организационных дел, трудностей с продажей газеты и финансовыми проблемами я до февраля не мог заниматься подготовкой следующего номера.
Восьмой номер не окупился (и не мог окупиться при таком тираже). Охоцимский просил меня не делать следующий номер, а вернуть ему оставшиеся деньги. Но мне уже трудно было остановиться.
Председатель совета самоуправления «Бутово» Ю. Бернштейн свел меня с директором Бутовского комбината строительных материалов Дубиновским (его предшественником был Михаил Бочаров, ставший народным депутатом СССР). Тот согласился оказывать газете финансовую помощь при условии получения письма от председателя райсовета или председателя райисполкома с просьбой о такой помощи. Я подготовил такое письмо, но из этого ничего не вышло.
В процессе подготовки девятого номера выяснилось, что в типографии СПТУ-205 не могут размотать наш рулон бумаги (для предыдущего номера они брали какую-то другую бумагу). Они предложили обратиться за размоткой в Чертановскую типографию. Пришлось нам с Кривоносовым этим заниматься - договариваться, возить рулон туда и бумагу оттуда.
В результате между выпуском восьмого и девятого номера прошло больше трех месяцев. Девятый номер вышел 1 апреля. Он датирован апрелем 1991 года (номер подписан в печать 26.03.91). Объем и тираж тот же, в выходных данных указаны учредители и редактор, фотограф Кривоносов указан под фотографиями. Цена - 38 коп. (фактически те же 40 коп., так как появился пятипроцентный налог с продаж).
В номере были помещены: колонка редактора «Продается ли демократия?» (ответ на статью «"Демократия" не продается» в «Советской России»); редакционная заметка «Когда наступит Новый год» (продолжение темы затянувшегося строительства подземного перехода); написанные Трофимовым и подписанные «Соб. инф.» краткие заметки «Сессия райсовета» и «Кто кем руководит» (о премировании председателя райсовета решением председателя райисполкома); написанные мной и подписанные «Соб. инф.» заметки «Итоги референдума» и «"Демократическая Россия" в районе»; интервью А.М. Трофимова с И.И. Харлановым под заголовком «Наш человек в Белом доме»; мое интервью с управляющим делами Совета и исполкома С.Н. Королем под заголовком «Король управляет делами»; заметка В. Румянцева «Законны ли выборы?» (о спорах в мандатно-кадровой комиссии райсовета по поводу признания результатов повторных выборов по 177-му округу); написанная мной анонимно со слов Ф.Г. Афанасьева заметка «Продукты уходят в область»; моя статья (подписанная Л. Ефимов) «Нужны ли Москве районы?»; два материала, продолжающие тему восстановления церкви Покрова на Городне, под общим заголовком «Церковь просит помощи» - заметка читателя Н. Мымрикова о людях, работающих над восстановлением церкви, и обращение настоятеля церкви Е. Жиганова; моя статья «Что за комиссия…» (о формировании участковых комиссий перед референдумом); заметка депутатов райсовета А. Животнева, Е. Савельевой и А. Трофимова под заголовком «Депутаты против депутатов» (о спорах по поводу строительства жилых домов на Болотниковской улице); статья молодой журналистки Ю. Сипайло «Отоварились?» (о талонах в магазины); две заметки о «присоединенной территории» (т.е. Бутово) под общим заголовком «На задворках столицы» - председателя совета самоуправления «Бутово» Ю. Бернштейна и депутата райсовета Ю. Кулишова; полемизирующие друг с другом статьи по поводу дороги между Чертаново и Ясенево, написанные сотрудником редакции В. Кривоносовым и депутатом райсовета Н. Криворотовым, под общим заголовком «Из Ясенева в Чертаново - через Красную площадь»; к ним же примыкает заметка, подписанная «Н.К.» (тот же Криворотов) под заголовком «Гаражи наступают».
В комментарии тут нуждается только один парный материал. Мой помощник и фотограф Кривоносов жил в Чертаново, а его подруга - в Ясенево, и он мечтал о строительстве дороги между этими районами через Битцевский лес. А депутат райсовета Криворотов был одним из яростных защитников Битцевского леса - в то время его приходилось защищать главным образом от проекта строительства дублера Варшавского шоссе. Не знаю, насколько этично было сталкивать людей с фамилиями Кривоносов и Криворотов, но это получилось естественно и забавно.
18 апреля я провел в зале райсовета презентацию газеты. Выдержка из дневника: «Встреча началась в 19:15. Вел Афанасьев. Было около 40 чел. Как я спланировал, встреча была разбита на 2 части: информационную и хозяйственную, обе части начинались моим выступлением. Ценных выступлений и советов было мало. Закончили около 20:30, затем еще ½ часа я общался с заинтересованными людьми. Решили через неделю провести узкое совещание по созданию малого предприятия». Такое совещание 26 апреля я провел, но никакого решения на нем мы не приняли. Следующее совещание состоялось 21 мая, на нем решили не учреждать нового предприятия, а вести издательскую деятельность под «крышей» малого предприятия «Варшавско-Покровское».
Однако после выхода девятого номера деньги иссякли, номер, как и предыдущий, не окупился. Возвращать долг кооперативу «Химфизик» было нечем. Некоторое время спустя, когда Охоцимский уехал работать в Японию, его компаньоны простили мне долг. Других спонсоров найти не удалось. Остатки бумаги работники типографии присвоили себе. Мне они сказали, что ее стоимость перекрывается платой за хранение. Так наша газета прекратила существование.