НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ЛЮБАРЕВЫМ АРКАДИЕМ ЕФИМОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ УЧРЕДИТЕЛЕМ, УЧАСТНИКОМ И ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ООО «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ», ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Необходимость создания и принятия новой Конституции России, закрепляющей демократическую природу государства и отражающей реалии рыночной экономики, осознавалось прогрессивной общественностью еще в начале демократических реформ. Уже на Первом Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которую возглавил Б.Н. Ельцин, а ее ответственным секретарем и руководителем рабочей группы стал лидер СДПР О.Г. Румянцев.
Рабочая группа Конституционной комиссии сумела в короткий срок подготовить первый вариант проекта Конституции, который был опубликован в ноябре 1990 года. Однако тогда же стало ясно, что такая Конституция не сможет получить одобрение двух третей депутатского корпуса из-за противодействия консервативной части депутатов.
В течение 1991-1992 годов Конституционная комиссия продолжала работу над проектом, который все дальше уходил от первоначального варианта в сторону уступок сторонникам парламентской республики и представителям автономий, стремившимся превратить Россию в договорную федерацию. Весной 1992 года новый вариант проекта получил одобрение обеих палат Верховного Совета, однако на Шестом Съезде народных депутатов РФ он подвергся резкой критике. Тогда же на обсуждение были вынесены четыре альтернативных проекта. Два из них были подготовлены коммунистами и в дальнейшем существенной роли не сыграли. Два других были созданы юристами, близкими к президенту - это были проект вице-премьера С.М. Шахрая, и проект, подготовленный членом-корреспондентом РАН С.С. Алексеевым и мэром Санкт-Петербурга А.А. Собчаком. В обоих проектах доминировало «президентское начало».
После того, как на референдуме 25 апреля 1993 года большинство участников выразили доверие президенту, последний взял в свои руки инициативу продвижения проекта новой Конституции. Уже 29 апреля появился новый проект, подготовленный совместно Алексеевым, Собчаком и Шахраем, содержавший явные перекосы в сторону президентских полномочий. Для доработки проекта президентом было созвано Конституционное совещание, в работе которого приняли участие представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций, религиозных конфессий, а также товаропроизводителей и предпринимателей - всего около 800 человек.
Конституционное совещание начало работу 5 июня 1993 года, и первый его этап завершился 12 июля. Обсуждение конституционного проекта проходило в пяти секциях (объединенных по корпоративному принципу), окончательную редакцию текста осуществляла рабочая комиссия во главе с руководителем администрации президента РФ С.А. Филатовым.
Хотя в качестве базового был взят президентский проект, участники Совещания постарались учесть все то положительное, что было в проекте Конституционной комиссии. В частности, именно вариант Конституционной комиссии был положен в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. В целом проект, подготовленный Совещанием в июле 1993 года, существенно отличался как от президентского, так и от парламентского проекта и был во многом продуктом общественного согласия.
После октябрьских событий, 15 октября 1993 года, президент издал указ о проведении 12 декабря всенародного голосования по проекту Конституции РФ. Этим же указом утверждалось Положение «О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».
Указ Президента предусматривал, что на голосование будет вынесен проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием. Однако проект к этому времени еще не был готов. И Конституционное совещание продолжило свою работу. При этом вместо пяти секций были образованы путем объединения секций две палаты - Общественная и Государственная. Пленарные заседания совещания больше не созывались. Основная работа проходила в рабочей группе, возглавляемой С.А. Филатовым.
В результате проект Конституции подвергся существенной доработке. С одной стороны, удалось отказаться от многих уступок, которые прежде были сделаны автономиям и подрывали единство правового пространства - это были позитивные изменения. С другой стороны, были усилены полномочия Президента. Вдобавок несколько существенных поправок было внесено в проект Б.Н. Ельциным уже после того, как он вышел из стен Конституционного совещания. Эти изменения сыграли негативную роль.
Таким образом, Конституция 1993 года была продуктом работы большого числа политиков и экспертов. В целом она сыграла позитивную роль. Но перекосы в сторону президентских полномочий в конечном счете способствовали восстановлению авторитаризма.
Впрочем, не следует впадать в юридических фетишизм и винить во всем только Конституцию. Главная беда в том, что у общества оказалось недостаточно сил для противодействия авторитарному перерождению.
Оказалось, что можно усиливать полномочия президента безо всяких изменений Конституции, и это делала Государственная Дума. А спустя некоторое время расклад в органах власти оказался такой, что стало возможно вносить в главы 3 - 8 Конституции любые изменения.
Но это уже другая история, до которой, я надеюсь, мы еще дойдем.