НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ЛЮБАРЕВЫМ АРКАДИЕМ ЕФИМОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ СОВЕТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ "ГОЛОС", ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, А ТАКЖЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ УЧРЕДИТЕЛЕМ, УЧАСТНИКОМ И ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ООО «ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ», ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Еще в 2000-е годы многие оппозиционные партии поднимали вопрос о праве партии заменять членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Они мотивировали это предложение тем, что администрация «перекупает» членов, выдвинутых в избирком оппозиционными партиями, и те начинают работать на власть.
Я всегда был против этого предложения. По двум причинам. С теоретической точки зрения: поскольку такое право делает членов избирательной комиссии зависимыми от партии, точнее - от конъюнктурных настроений в партийном руководстве. И с практической точки зрения: мой опыт показывал, что партии будут пользоваться этим правом не столько для замены тех, кто «продался власти», сколько для замены тех, кто не устраивает власть. Поскольку партии (любые) легко поддаются давлению со стороны власти, особенно в преддверии избирательной кампании.
Власть в этом вопросе долго не шла навстречу партиям. Лишь в декабре 2011 года, на волне «болотных» протестов президент Медведев в своем послании предложил дать партиям право замены членов с решающим голосом. Потом он внес такой законопроект, но не сразу, а только в апреле 2012 года. Проект был принят в первом чтении 23 мая 2012 года и … пролежал без движения восемь лет. В июле 2020 года он был принят с рядом поправок, не имевшими никакого отношения к исходному проекту. Тем не менее, у партий наконец появилось право заменять членов избирательных комиссий с решающим голосом.
Наверное, было бы неплохо проанализировать, как партии применяли этот закон в течение прошедших 2,5 лет. Много ли заменили «продавшихся»? Это была бы полезная работа, но она требует приличных усилий: вряд ли данные о таких заменах кто-то сводил в одну базу, это все придется делать самостоятельно.
Но вот недавно я узнал об очень характерном случае. В Избирательной комиссии Московской области (ИКМО) от партии «Справедливая Россия» была Ольга Валерьевна Балабанова. Которую я знаю давно - как непримиримого защитника избирательных прав граждан. И ее назначение в ИКМО делало честь справедливороссам.
И вот примерно неделю назад Мособлдума лишила Ольгу Балабанову статуса члена ИКМО с правом решающего голоса: в Думу поступило представление выдвинувшей ее партии о досрочном сложении ее полномочий «в связи с неэффективной работой, а также за действия, наносящие вред партии».
Насчет неэффективной работы - не верю! Насчет «вреда партии» - вероятно, у партии и Ольги есть определенные политические расхождения, она членом этой партии никогда не была. Но в должности члена ИКМО с ПРГ она вряд ли могла нанести партии вред, если, конечно, партия еще привержена принципам честных выборов (в чем я теперь уже начинаю сомневаться).
Так что мое отрицательное отношение к праву партий заменять членов избиркомов с решающим голосом получило подтверждение. Не «продавшихся» заменяют партии, а именно принципиальных членов.