Печи Яковлевской церкви

Feb 27, 2009 06:52



В 1725 г. в Ростовском Яковлевском монастыре появилось первое церковное теплый придел монастырского собора. Первоначально он был освящен в честь Зачатия св.Анны, в 1754 г.- перепосвящен св. Иакову Ростовскому.

В 1824 г. этот придел был разобран, а к 1836 г. на его месте устроен теплый Яковлевский храм. Новую церковь обогревали три печи, расположенные обширном подвальном этаже.

К концу 70-х гг. 19 в. печи храма св.Иакова пришли в совершенную негодность и требовали неотложного капитального ремонта. В 1877 г. настоятель монастыря архимандрит Илларион сообщил о их состоянии в Синод, при этом высказал свое мнение о нецелесообразности ремонта печей и о необходимости их полной замены. Новые печи под Яковлевским храмом предполагалось установить так, чтобы посредством устройства специальных душников (теплопроводов) обогревался и соседний Зачатьевский храм. Таким образом, церковь Зачатия се. Анны- монастырский собор, который в течение круглого года использовался для проведения богослужений, обеспечивался бы системой калориферного отопления.

Еще в сентябре 1876 г. монастырь заключил договор на слом старых и устройство новых печей с крестьянином Владимирской губернии Ковровского уезда села Назарова Семеном Филимоновым Неплоховым, который запросил за работу 3000 р. (1800- за материал и 1200- за труды). Контракт предусматривал завершения работ к маю 1877 г., но к положенному сроку печи переложены не были, более то-го-от услуг мастера Неплохова монастырь отказался.

К лету 1878 г, две духовые печи в монастыре за 4594. р. подрядился сложить московский печной мастер Миколай Баранов. Так же, как и в первом случае, это соглашение осталось лишь на бумаг».

Однако дальше откладывать работы по устройству новых печей стало немыслимым - старые печи пришли в столь плачевное состояние, что одна из них в сентябре 1877 г. просто развалилась. На счастье, к этому времени монастырь нашел мастера согласившегося за 2000 р. (включая и стоимость материала) произвести замену печей - крестьянина Тверской губернии, Кашинского уезда сала Будилова Якова Данилова. Этот опытный и хорошо знающий свое дело печник имел прекрасные рекомендации. Так. например, им или выложены духовы» печи Московского Богоявленского монастыря. Средства для оплаты предстоящих работ частью были собраны в виде пожертвований, частью добавлены настоятелем.

По контракту предусматривалось вместо бывших прежде трех печей устроить одну духовую, которая нагревала бы две церкви - Яковлевскую и Зачатьевскую, а также их паперти. Духовые каналы, по которым поступал теплый воздух, должны быть проложены между сводами подвалов и плитами пола, причем расположить их следовало так, чтобы они находились на значительном расстоянии от св. мощей и иконостаса. Душники должны были быть снабжены вытяжными вентиляторами.

По смете было закуплено 24 тысячи кирпичей.. На устроение печей выделялось два месяца - октябрь и ноябрь, все. сделать до заморозков. В условиях оговаривалось, что работающая в монастыре артель Данилова будет состоять из людей «знающих и трезвых». Интересно отметить, что в новой печи мастер Данилов обязывался нанять опытного печника, который бы отработал один зимний сезон, а для дальнейшей эксплуатации печи обучил бы находящегося при нем от монастыря помощника.

Все условия контракта были выполнены, и в марте 1879 г. Яков Данилов получил от настоятеля свидетельство в том, что установленная им духовая печь «оказалась в отношении нагревания вполне удовлетворительной».

Эта система отопления действовала в монастыре и в начале нашего века. О ней, в частности, упоминает настоятель, епископ Иосиф в письме И. А. Шлякову 16 декабря 1911 г.: «Под Яковлевским храмом нашей Обители имеется подвальное помещение, отчасти занятое печами, согревающими обе верхние церкви». В 1912 г. под Яковлевским храмом основывается Воскресенская церковь, а через четыре года в трапезной Яковлевской церкви появляется придел Ватопедской иконы Богоматери. Таким образом, печь или печи, расположенные под храмом св. Иакова, служили для обогрева целого комплекса сооружений: трех церквей- Яковлевской, Зачатьевской и Воскресенской, их папертей, а также Ватопедского придела.

В настоящее время эти церкви отсутствуют, места их расположения в подвале Яковлевского храма можно определить по устроенным в ходах отверстиям дымоходов и тепловых каналов.

А. Виденеева. Опубликовано: «Ростовский гражданин», № 30, 28.03.1992.

ростов ярославский, церкви, ростов великий, яковлевский монастырь, а. виденеева, ростовская старина

Previous post Next post
Up