Во времена холодной войны шпионское ведомство США открыло особый тайный фронт - в области искусства
В России вышла книга «ЦРУ и мир искусств», в которой рассказывается о том, как американская разведка боролась с СССР и коммунистической идеологией на культурной ниве. Автор - американская журналистка и историк Френсис Стонор Сондерс - изучила документы из более чем 30 архивов США и Великобритании, чтобы узнать подробности манипулирования ЦРУ писателями, художниками и музыкантами. Ее книга переведена уже на 10 языков и вот теперь появилась на русском.
«КУЛЬТУРНОЕ НАТО»
После окончания Второй мировой войны американское руководство с ужасом увидело, что коммунистическая идеология глубоко проникла в Европу. Многие умы Старого Света были очарованы левыми идеями. Уже в 1947 году среди руин Берлина возник советский Дом культуры. Там по вечерам пели простые советские солдаты. Немцы, не понимавшие по-русски, валом валили на эти концерты - настолько завораживала их красота русской песни. И это помогало им познать советскую страну лучше всяких агиток.
Удивительно, но на этом фоне американская культура как-то тускнела. Ситуацию надо было срочно менять. Президент США Гарри Трумэн на пару с госсекретарем Джорджем Маршаллом дали установку любой ценой завоевать умы европейцев-интеллектуалов. А делать это поручили только что созданному ЦРУ, полностью развязав ему руки в отношении методов и, конечно, щедро накачав деньгами. Директива Совета национальной безопасности НБ-10/2 разрешила ЦРУ вести «пропаганду, экономическую войну, превентивные прямые действия, включая саботаж, меры по уничтожению и эвакуации и иную подрывную деятельность против враждебных государств».
Но поначалу дело не шло. Съезды левых гремели регулярно и повсеместно. Для Парижского конгресса в защиту мира сам Пабло Пикассо рисует свою знаменитую белую голубку, а Чарли Чаплин шлет приветственные телеграммы. Ребята из ведомства Алена Даллеса пыжились организовать что-то в ответ, платили активистам, чтобы те кричали о «свободе по-американски», арендовали шикарные залы. Все напрасно! И тогда давно завербованный американцами британский философ и писатель Артур Кёстлер положил на стол главе ЦРУ Френку Уизнеру проект создания принципиально новой организации - Конгресса за свободу культуры. По сути, это было нечто вроде культурного
НАТО. Объединив интеллектуалов и деятелей культуры либерального толка, конгресс дал путевку в жизнь всем тем, кто стал символом «современного искусства с американским характером».
ПИШЕМ ПОД ДИКТОВКУ
Как и любые спецоперации, маневры на культурном фронте проводились «под прикрытием». Американцы не уставали бить себя в грудь и упирать на то, что у них свобода слова. На самом деле усердные шпионы завербовали шестерых разочаровавшихся перебежчиков от левых, которые и занялись заказным писательством. Их труд под названием «Бог, обманувший надежды» красовался почти в каждом книжном магазине в США и Западной Европе. В этой книжке содержались шесть эссе о том, как бывшие марксисты разочаровались в своих былых убеждениях.
Зато Америка не постеснялась перекрыть кислород некоторым достойным писателям. Например, автора «Гроздей гнева» Джона Стейнбека, Эрскина Колдуэлла с его рассказом «Людская масса» и некоторых других откровенно окрестили неугодным. ЦРУ давило на издательства, посмевшие выпускать книги реалистов, и на магазины, где они продавались.
Но «нужным» дарованиям ЦРУ активно помогало: так появились Сомерсет Моэм, Эзра Паунд, Говард Хант. На деньги ЦРУ издавались Джордж Оруэлл, Генри Миллер, Андре Мальро, Раймонд Арон. Спецслужбы приложили руку и к изданию на Западе «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.
Для спонсирования «своих» изданий в прессе ЦРУ выстраивало сложные финансовые цепочки, чтобы никто не заподозрил, откуда текут средства. Сондерс насчитала 170 фондов, которые ведомство использовало для перекачки денег в журналы. Посредниками в этих замысловатых связях выступали в том числе фонды Ротшильда и Форда. Кстати, все эти фонды всю холодную войну были освобождены от налогов.
СИНИЙ ЗАД НА ХОЛСТЕ
Но нельзя было постоянно только ругать советский соцреализм. Надо было предложить и что-то свое. И церэушники раскопали мало кому известных тогда абстрактных экспрессионистов. Из них решили сделать легенды и символы всего современного искусства. Так появились на горизонте Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг… ЦРУ не вербовало их напрямую, но делало своим секретным оружием в психологической войне.
И ничего, что Поллок рисовал свои картины, просто расстелив на полу кусок холста и разбрызгивая по нему краску. А находчивый шоумен Ив Кляйн запатентовал очень яркий синий цвет и создавал «шедевры века» из пятен на полотне, оставленных голыми телами, измазанными этой краской.
И раз уж Советы призывали к организованности и порядку, то свободные капиталисты решили рисовать наоборот - хаос из пятен и линий. С ЦРУ активно сотрудничал рокфеллеровский Музей современного искусства. «Вооружившись» картинами абстракционистов, он пустился атаковать мир своими выставками, рассказывая об американском новорожденном - современном искусстве.
«ВОИНСТВУЮЩАЯ СВОБОДА»
Но, безусловно, главным идеологическим тараном стало кино. Автор книги подтвердила, что ЦРУ дало студиям Paramount, WarnerBrothers, ColumbiaPictures, Universal установку - вести активную пропаганду так называемой «воинствующей свободы». К этой спецоперации подключился и Пентагон. Режиссерам объясняли, как создать на экране образ бравого американского парня. И как демонизировать красных. Фильмы под схожими названиями «Красный кошмар», «Красный рассвет», «Красная угроза» шли в прокат как горячие пирожки. Но, несмотря на все старания, на Каннском фестивале в 1957 году советская картина «Летят журавли» получает главный приз. После этого Голливуд стал вытаскивать в герои всех подряд, кто боролся с «проклятыми коммуняками». Пусть даже это были нацисты. Бывшие смертельные враги перестали казаться США такими уж людоедами.
СО СМЫЧКОМ НАПЕРЕВЕС
Не обижало вниманием ЦРУ и музыкантов. Одним из главных агентов ведомства в Лэнгли был композитор Николай Набоков, кузен писателя Владимира Набокова. В 1951 году он стал генсеком Конгресса за свободу культуры и наладил связь между ЦРУ и Игорем Стравинским. Не одно турне эмигрировавшего русского композитора было оплачено спецслужбами. В 1952 году в Париже состоялся крупнейший фестиваль симфонической музыки «Шедевры ХХ века». Событие было целиком организовано Конгрессом за свободу культуры. Первым залпом этой атаки, за которой стояло ЦРУ, стала «Весна священная» Стравинского, которую всячески противопоставляли «советскому музыкальному официозу». Два года спустя усилиями того же Набокова в Риме состоялся второй крупный фестиваль «Международная конференция музыки ХХ века». Снова за передовым событием в модернистском искусстве стояли спецслужбы. Призовые деньги поступили из Фонда Фарнфилда - одного из тех, которые были секретными инструментами ЦРУ.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вероника КРАШЕНИННИКОВА, директор Института внешнеполитических исследований: Подгонка под американский стандарт
- Хотя холодная война давно в прошлом, американцы от своих методов не отказываются и продолжают навязывать миру свою культуру. Если и произошли какие-то изменения, то в сторону ужесточения. США сейчас гораздо активнее применяют принцип воздействия «мягкой силой» на умы людей в других государствах. Например, голливудские фильмы, которые мы все смотрим, все так же создаются при участии ЦРУ и Пентагона. Национальные культурные традиции затушевываются, мировое восприятие искусства, особенно среди молодых, унифицируется под единый американский стандарт. И это подспудно превращает США в людском сознании в этакого глобального законодателя мод - причем не только в культурной сфере.
http://www.kp.ru/daily/26130/3022173/