Я тут подумала, что социолог и правда довольно этичная профессия. Как говорил один просто потрясающий социолог, который проводил нам на работе мастер-класс по фокус-группам: "и ты должен слушать, как человек блядствует каждый день, и никак не осуждать его". И ведь правда. Главное же не осудить. Почему-то из всех заповедей эта была самая значимая для меня. Какая разница, что человек делал, если он перед тобой вдруг раскрылся - то вот это ценее, чем то, что он творил. Именно поэтому не стоит лезть в личную жизнь писателей, актеров, режиссеров и других - они раскрываются в своем творечестве, а если уж там человек творит что-то невнятное в своей личной жизни - так это его дело. Надо вообще поменьше осуждать и вешать ярлыков, надо пытаться сопереживать человеку, попытаться понять его, принять таким, какой есть. Я читала недавно про исследование, которое показало, что способность к эмпатии помогает людям понять собственное "я".
И вот что забавно: мы можем осуждать тех, кто блядствует в принципе, но когда наши друзья рассказывают о своих похождениях, то почему-то не считаем их законченными мудаками, потому что они друзья. Или мы их друзья. Даже можем им выразить определенную эмпатию. И как говорил тот же самый потрясающий социолог, дело не в том, что мы лицемеры такие или страдаем шизофренией, а дело в том, что мы такие, мы подстраиваемся под определенные круги общения, под определенных людей, поэтому так и происходит. И это нормально. И это надо принять.
И, например, еще расскажу о том, как получить письмо от когда-то, кажется, и правда любимого человека и расплакаться во время написания ответа. И кажется, вообще впервые по-настоящему расплакаться из-за всей этой ситуации, хотя я ни о чем не жалею, конечно, просто хочется, чтобы стало хоть чуть легче наконец-то. И, я думаю, что и правдо полегчало.
Click to view