Когда-то давно обратил я
внимание на депутата от ЛДПР
Максима Станиславовича Рохмистрова. Надо сказать, что членство в ЛДПР - это знак качества. Определённого.
Тут случайно узнаю, что он давно трудится на ответственном посту эксперта Счётной палаты. Да, но... Оказывается, Рохмистров - видный социолог и
кандидат наук (2000). Жаль, что автореферата в сети нет - всё ж таки человек старался, писал, а ширнармассы не могут припасть. Да что там реферата -
даже темы работы никто не знает.
А в РГСУ, помогая людям стать умнее и остепенённее, трудится (если ещё не ушёл на пенсию) Рохмистров Станислав Николаевич, доктор социологических наук (2001, "Социологическая концепция конкуренции (управленческий аспект)", МГСУ). В прошлом - специалист по воспитанию советской молодёжи, не потерявший себя в условиях новой России.
Налицо трудовая династия видных отечественных социологов управления, специалистов по собственности, предпринимательству и роли государства. Есть у них и совместные монографии:
"Magnum Ignotum частной собственности" (2008),
"Предпринимательство и государство: российская специфика взаимодействия" (РГСУ, 2010),
"Конкуренция как процедура для открытия новой парадигмы России: социолого-управленческий аспект" (РИТМ, 2015)
"Введение в социологическую теорию предпринимательства" (РИТМ, 2016).
Magnum Ignotum, правда, получился настолько
Ignotum, что его не знают ни интернеты, ни электронные каталоги Ленинки и Национальной библиотеки, не бережём мы перлов знания.
Кстати, в монографии М.Рохмистрова 2013 года ("Собственность: социолого-управленческий аспект") "magnum ignotum" почему-то переведено как неизвестное будущее (с.314). Латинисты, конечно, схватятся за сердце, но нам импонирует такой смелый и креативный подход.
В общем, молодцы Рохмистровы. Эффективные.
П.С. Практическая мудрость учёного Рохмистрова М.С. в прямой речи на заседании комитета Госдумы (
19.10.2017):
"..Ог[ос]ударствление, это мы уже проходили, когда всё общее - это не моё, ничего эффективного не получится. Поэтому задача государства избавляться от несвойственных ему функций. Никакой конкуренции не будет. У нас будет выпускаться ВАЗ-2101, если мы вернёмся к этой системе. Средненькая поликлиника с рентгеном 68-го года, на котором ничего не видно, если мы вернёмся обратно в эту систему, никакой конкуренции не будет. Привлечение конкуренции будет всегда. То же самое, там детские сады, школы. Если мы не вовлечём туда частный бизнес, мы никогда. Мы один год будем строить детские сады. Потом когда люди вырастут, мы будем строить опять все в авральном порядке школы, а после этого наступит демографический спад. Мы эти школы, будем что с ними делать? Они пустые будут стоять, будем их содержать. Поэтому вопрос в том, что государство должно регулировать эти процессы, конечно, участвовать. Но и в то же время создавать ту среду, где это будет функционировать в рамках бизнеса и в рамках и частно-государственного партнёрства, и каких-то концессий, и ещё каких-то вариантов".
П.П.С. Важнейшие выводы из диссертации Росмистрова С.Н.:
"Во-первых, становится совершенно ясно, что все ожидания наших первых реформаторов, связанные с автоматическим появлением конкуренции в постсоветской экономике, напрасны. Как ясно и то, что конкуренция как форма взаимоотношений индивидов может появиться лишь после того, как появятся соответствующие условия для того. Чтобы этот социальный закон "заработал" в полную силу, а не осуществлялся стихийным образом.
Во-вторых, а для нас это не менее существенный момент, чем первый, новая характеристика сущности конкуренции с позиции социологии позволяет за привычными негативными образами этого явления увидеть непосредственный социальный смысл данной конкретной формы взаимодействия людей. Тем самым с конкуренции как бы снимается тот негативный образ, который до сих пор не дает населению России воспринимать ее как естественное проявление человеческих проявлений и механизм такого взаимодействия индивидов, который обеспечивает поступательное развитие общества.
В-третьих, сам факт осмысления сущности конкуренции как общесоциологического закона развития общества делает более понятным сам выбор рыночной парадигмы развития России по сравнению с социалистической парадигмой. В первую очередь новая парадигма характеризуется более благоприятной ситуацией в реализации потребностей индивидов, их самоосуществлении как личностей. Вполне понятно, что здесь не присутствует какое-то утилитарное сравнение жизнедеятельности, например, обществ двух конкретных государств - СССР и США. Речь идет о самих возможностях того или иного способа
289 производства, конкретная реализация которого может извращаться многими факторами и, прежде всего, связанными с существованием такого антипода конкуренции, как монополизм.
В-четвертых, на основе выявления сущности конкуренции формируется целостная социологическая концепция данного социального явления, которая включает в себя весь спектр управленческих действий субъекта управления - государства. Главным вектором всех этих действий выступает создание в России такого конкурентного порядка и в первую очередь равных условий жизнедеятельности индивидов, который бы "заставлял" конкуренцию "работать". Эти "равные условия" формируются в процессе рыночного реформирования, основным результатом которого и является появление конкуренции, которая в условиях новой - рыночной - парадигмы России становится сама одним из центральных факторов управления поступательным развитием общества. Причем, это управление охватывает не только экономический процесс, но и все другие сферы жизнедеятельности общества. В общей системе осуществления государственного регулирования в процессе создания оптимального конкурентного порядка весьма значительное место занимают не только экономические средства, но и средства регулирования в социальной сфере, связанные с взаимоотношениями государства, работодателей и работников, организацией труда и т.д. и т.п.
В-пятых, социологическая концепция конкуренции включает в себя формы и методы управления и самим процессом развития конкурентных отношений. Главными здесь выступают: осуществление антимонопольной и налоговой политики. Данные сферы управления для России являются абсолютно новыми и призваны формировать абсолютно новые социальные роли - активного защитника конкурентных отношений и активного и сознательного налогоплательщика. В новых
290 условиях более открытой по отношению к социальной сфере становится и экономика. Некоторые экономические категории наполняются социальным содержанием и становятся весьма определенными критериями социальной сферы.
В-шестых, социологическая концепция включает в себя и аспекты обеспечения конкурентных преимуществ России. В данном случае конкурентоспособность государства выступает конкретным показателем того динамичного развития общества, ритм и движение которому и задает конкуренция, как форма взаимодействия индивидов в процессе поступательного развития России.
Таким образом, социологическая концепция конкуренции представляет собой такую систему взглядов на данное явление, которая не только изменяет его старую негативную оценку, но и дает ясное представление о тех целенаправленных действиях государства и общества, в результате осуществления которых радикальным образом меняется наше отношение к процессу становления рыночной парадигмы России. И сам процесс рыночного реформирования характеризуется уже не режимом ожидания возможных изменений в некоей виртуальной сфере, а конкретной целенаправленной организацией взаимодействия людей по созданию такого же конкретного порядка жизнедеятельности общества и каждого члена этого общества.
http://www.dissercat.com/content/sotsiologicheskaya-kontseptsiya-konkurentsii-upravlencheskii-aspekt#ixzz594bgHNcl