Что следует понимать под "приобретенными признаками", говоря об их наследовании

Dec 31, 2006 04:35


Как показывает практика общения, многие до сих пор не понимают, что следует понимать под приобретенными признаками, говоря об их наследовании или ненаследовании. В свое время мы коснулись этого вопроса в заметке "По поводу одной байки о Лысенко", однако многие все равно не поняли или возразили, что мы пытаемся вложить в уста Лысенко то, до чего сам бы он не додумался.

Мы понимаем, люди (в т.ч. биологи) не обязаны разбираться в том, что их не очень интересует. Однако нет ничего плохого также в том, чтобы попытаться это массовое заблуждение и непонимание развеять.

1. "Приобретенный признак"  есть биологическая реакция организма на воздействие внешней среды.

С самого начала разговора о наследовании приобретенных признаков существовала определенная путаница. Под ПП понимали любую наблюдаемую внешнюю черту организма, приобретенную под воздействием среды. Иначе и быть не могло, так как науке времен Ламарка было недоступно наблюдение изменений внутренних - биохимических, а уж тем более генетических. При этом от некоторых ученых ускользнуло понимание самой сущности ПП - как не просто механического изменения тех или иных характеристик (черт) объекта, а биологического изменения живого организма, имеющего характер реакции на воздействие среды.

Формальный и механистический подход, отсутствие понимания организма как живой системы проявились, в частности, в опыте А. Вейсмана, который отрезал мышам хвосты с целью доказать ненаследование ПП. Совершенно очевидно, что перед нами чисто механическое воздействие, влекущее механическое же изменение. Говорить о механически укороченном хвосте как биологическом ПП в этом случае неуместно. Это можно простить Вейсману, но странно слышать подобное из уст наших современников. Абсурдность этого опыта сегодня очевидна. С таким же успехом можно, например, красить цветы маслянной краской в надежде, что они изменят свою природную окраску на серебристый металлик...

Однако даже сегодня абсурдность опыта Вейсмана очевидна не всем. Ибо распространено понимание ПП просто как некоего приобретенного внешнего признака - совершенно ошибочное.

Сюда же относится и вопрос о сохранении девственной плевы (несмотря на ее дефлорацию в каждом поколении) и крайней плоти (у народов, практикующих обрезание). И то, и другое - просто результат механического воздействия, никакой не ПП вообще. Именно поэтому байка про Лысенко, в которой оба этих "аргумента против наследования ПП" фигурируют, более всего свидетельствует о непонимании вопроса теми, кто ее распускает.

Нам могут возразить, что понимание ПП как реакции организма, а не просто некоего видимого изменения, является новым, не имевшим места во времена Лысенко. Однако это не так. Все это есть уже в работах П. Каммерера. И понимание ПП как ответной реакции организма на воздействие среды, и указание на ненаследуемость травм и прочих механических повреждений.

Поэтому у Лысенко не было никакой необходимости отвечать на вопрос о девственницах или крайней плоти - за него это сделал уже Пауль Каммерер двумя десятилетиями ранее.

продолжение следует

приобретенные признаки, ламаркизм, биология, эпигенетика, лысенко

Previous post Next post
Up