Ровно 75 лет назад, 12 января 1942 года оборвалась жизнь моего прадеда Владимира Михайловича Петлякова. Главный конструктор Казанского авиационного завода №22 им. С.П. Горбунова Петляков был срочно вызван к наркому авиационной промышленности. Он летел в Москву, чтобы добиться отмены приказа Наркомата обороны о подготовке серийного производства самолета "103" (Ту-2) на заводе №22, что означало сворачивание производства Пе-2. Перелет продолжался всего 35 минут... Петляков и члены экипажа Овечкин, Гундоров и Скребнев погибли.
Обстоятельства той катастрофы лучше всего изложены в статье казанского историка авиации Ильдара Валеева:
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=381793612&journalid=3784408&go=next&categ=0.
Они очень хорошо передают нервозную обстановку того времени и цепочку событий, приведших к трагедии.
![](http://ic.pics.livejournal.com/lysachev/7126770/1223/1223_600.png)
А сегодня, в день памяти Владимира Михайловича, я позвонил Зое Клавдиевне Поповой, дочери его соратника К.И. Попова, и родной племяннице Раисе Александровне Киреевой.
Зоя Клавдиевна Попова: "Владимир Михайлович был человеком уникальной доброты. И уникальной скромности. Он приехал в эвакуацию на своей машине и отдал ее на диагностику. Вместо нее ему выдали служебный автобус. Так вот, он говорил, ему стыдно ездить на автобусе одному и не уезжал, пока не набирал полный автобус сотрудников завода. Его конечно боготворили. А ведь жили они в двухкомнатной квартире. Вдесятером."
Раиса Александровна Киреева: "Мы только что закрепили розу возле доски на Чкаловской (Земляной вал 25 - см. фото). Я вспоминаю, как однажды утром весной 1941 года мой папа услышал по радио, что впервые присуждается Сталинская премия и среди лауреатов в области техники премия I степени присуждается Петлякову Владимиру Михайловичу. Мы бросились в комнату к дяде Володе со словами: "Володя, ты лауреат Сталинской премии". А он не понимает: "Кто я?! Какой еще лауреат?!" На радостях дядя Володя попросил меня: "Сбегай в гастроном, купи пачку Казбека". Я пулей бросилась в магазин и когда вернулась, довольный дядя Володя сказал мне: "Ну ты быстрее самолета!". Для меня это была конечно высшая похвала!"
Говорят историки авиации:
Александр Медведь и Дмитрий Хазанов: "Петляков-2" навечно останется самым массовым двухмоторным самолетом в истории отечественной авиации. Об огромной роли этой машины в достижении победы в Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что начиная с 1942 г. Пе-2 являлся основным фронтовым бомбардировщиком и разведчиком ВВС Красной Армии. К примеру, на 1 января 1945 г. в воздушных армиях действовавших фронтов насчитывалось 1769 самолетов этого типа (1381 бомбардировщик и 388 разведчиков).
Ульрих Унгер (Германия): "Как я говорил на открытии выставки, финальным аккордом в написании книги (Petlyakov Pe-8 Der Sowjetische Fernbomber) для меня стало посещение кладбища в Казани, чтобы отдать дань памяти великому авиаконструктору... А из хороших новостей - я сейчас в Ленинграде и здесь встретился с издательством, которое заинтересовалось русским изданием книги".
--------------------
Видеоотчет об открытии выставки Крылатые машины Владимира Петлякова в Музее Вооруженных сил:
Click to view
Сейчас выставка переехала в МГТУ им. Баумана (которое прадед окончил в 1922 году), а вскоре должна переехать в МАИ.