История о войне, не показывающая боевых действий. Вдохновляющий роман взросления. Очередное проклятие фашизму. Грустный гимн литературе. Всё это и много что ещё можно сказать о фильме «Воровка книг».
Такое кино обычно не пользуется мощной рекламной поддержкой: прокатчики заранее знают, что не соберут полные залы, поэтому не считают нужным тратить деньги на рекламу. И действительно, многим ли сегодня интересно смотреть кино о суровом военном времени, о том, как изменяет людей диктатура? Изначально ведь понятно, что этот фильм не будет очередной развлекательной жвачкой со спецэффектами, что он рассчитан на зрителя, который привык идти в кинотеатр не поржать и пожрать, а испытать катарсис.
За два с небольшим часа экранного времени мы увидим фрагмент жизни юной Лизель Мемингер, которая в 1939 году волей судьбы и… матери-коммунистки попадает в приёмную семью Ганса и Розы Хуберманов. Ей предстоит пережить тяготы войны, найти и потерять друзей, первый раз в жизни влюбиться, а ещё - научиться читать и понять, какую невероятную силу скрывает в себе литература.
«Воровка книг» скроена по канонам лучших антивоенных гуманистических фильмов («Жизнь прекрасна», «Мальчик в полосатой пижаме»), действие которых обращено к душе человека. Повествование ведётся неспешно, чтобы зрители могли как можно лучше узнать главных героев, каждый из которых интересен и самобытен.
Совершенно бесподобен Джеффри Раш («Король говорит») в роли Ганса Хубермана - ярого антифашиста, который в обстановке тотального страха вынужден скрывать свою ненависть к Гитлеру и его режиму, чтобы спасти свою семью. Тем не менее, когда к нему за помощью обращается сын его однополчанина по первой мировой войне Макс, Мемингер идёт на огромный риск, пряча еврейского юношу в своём подвале.
Именно Ганс и Макс открывают для Лизель увлекательный мир литературы, которая подвергается в эти суровые годы таким же гонениям, как и все неарийские нации. И вытащить томик Уэллса из огромного костра равносильно подписать себе приговор…
Книги становятся той волшебной силой, которая не позволяет впасть в отчаяние, а иногда и оказывает самое настоящее целительное воздействие, врачуя не только душу, но и тело.
Тонкое получилось кино, виртуозно балансирующее между взрослой и подростковой аудиторией. В нём много говорится о смерти, и мы не раз увидим её бесстрастный лик, однако здесь нет даже намёка на смакование жестокости.
Вдумчивый зритель сполна прочувствует ужас, безысходность и бессмысленность войны, однако не увидит ни море крови, ни вывороченных внутренностей, так любимых отечественными кинематографистами (достаточно вспомнить чудовищное михалковское «Предстояние»). Страх заключается в другом: в детях, которые упоительно поют в школьном хоре о верховенстве германской нации, в горожанах, вскидывающих руки во время сжигания целой библиотеки из классики «расово неполноценных» авторов, в том, как люди отворачиваются при виде полицаев, избивающих прямо на улице их соседей…
Однако даже в этих нечеловеческих условиях можно сохранить в себе человека.
Именно об этом говорит нам «Воровка книг», и почти каждый её герой служит превосходной иллюстрацией: и Роза Хуберман, за внешней суровостью которой скрывается добрая и отзывчивая душа, и отважный мальчуган Руди Штайнер, готовый ради своей подружки на подвиг, и жена бургомистра Ильза Герман, которая видела, как девочка спрятала под пальто запрещённый томик, но не выдала Лизель, а впоследствии впустила её в свою библиотеку и в своё… израненное утратой сына сердце.
Это печальное кино. Однако эта печаль светла. Таинственный закадровый рассказчик, мистическую сущность которого мы узнаем не сразу, завершит своё повествование на той неминуемо-щемящей ноте, когда сдержать слёзы практически невозможно. Да и не хочется, ведь это слёзы очищения, которое и есть - призвание настоящей литературы…
P.S. Завершая обзор, искренне благодарю анапский «
Киноцентр на Красной Площади» за возможность посмотреть этот фильм, ставшего для меня одним из главных кинособытий зимы. Надеюсь, что он найдёт своего зрителя - пусть немногочисленного, зато благодарного.