4 года назад никому не известный режиссёр и сценарист из Южной Африки Нил Блокамп сокрушил многих поклонников кинофантастики феноменальным «Районом № 9». Он показал, что при сравнительно небольшом бюджете можно делать кино, которое выглядит намного дороже затраченных средств и к тому же при отличной визуалке снабжено отменным сценарием. Голливудские боссы посмотрели на дерзкого новичка и решили выдать ему на следующий проект в три раза больше денег плюс пару мировых звёзд в довесок. Что получилось, попробуем разобраться…
Итак, очередное не слишком благополучное будущее человечества. Немалая часть общества, располагающая изрядными накоплениями, живёт на огромной космической станции «Элизиум», вращающейся на орбите Земли. Здесь созданы все условия для не обременённой никакими проблемами жизни: солнце, пальмы, особняки, бассейны, банкеты-фуршеты и никакой раздражающей глаз нищеты.
Тысячами километров внизу, на изрядно загаженной планете, в перенаселённых трущобах обитают те, кому повезло куда меньше обитателей «Элизиума». Тут процветает криминал, на гигантских заводах измождённым рабочим платят смехотворные деньги, люди сотнями мрут от голода, а полиция, в состав коей, похоже, входят одни роботы, не имеет ни капли совести и загребает кого ни попадя, даже если человек просто рассказал анекдот.
36-летний Макс давно завязал с криминальным прошлым и устроился трудиться на огромную, производящую роботов фабрику, однако обстоятельства вынуждают его вновь связаться с уголовным миром и подписаться на смертельно опасную миссию, которая, как вскоре окажется, может перевернуть весь сложившийся миропорядок…
Как и в упомянутом «Районе № 9» Блокамп рассказывает непростую и лишённую излишней весёлости историю с серьёзной социальной подоплёкой. В сконструированном им мире нет места
гигантским роботам и монстрам, здесь не обитают
супергерои, способные летать или прожигать взглядом многотонные бетонные конструкции. Зато всё, происходящее на экране, захватывает тебя с первой же минуты, и, несмотря на то, что некоторые сюжетные повороты кажутся слегка притянутыми за уши, ты веришь тому, что тебе показывают, в течение всего фильма.
Мэтт Дэймон чертовски хорош в роли Макса. Его герою сопереживаешь и, кажется, даже чувствуешь адскую боль, которую ему приходится испытывать на протяжении немалой части ленты. Он непривычно лыс, реально брутален и одновременно очень раним. И, конечно, согласно закону блокбастерного жанра его ждёт серьёзная нравственная (да и физическая тоже) трансформация.
Замечательно холодна и высокомерна Джоди Фостер - министр обороны «Элизиума»: в её голосе, жестах и самой жизненной позиции чувствуется такая сталь, что любой робот позавидует… Айсберг в океане, да и только.
Однако по-настоящему великолепен легко переигрывающий на пару голов всемирно признанных лицедеев друг Блокампа Шарлто Копли, который сыграл первую скрипку в «Районе», заматерел и в «Элизиуме» выдал такого колоритного злодея, что всем комиксоидным негодяям, ставившим в этом году палки в колёса
Супермену,
Железному человеку или
Джону Маклейну, остаётся только кусать ногти. Его герой безжалостный наёмник Крюгер - это просто что-то с чем-то! Жестокий, но при этом невероятно обаятельный, он своей непробиваемой харизмой вызывает такую симпатию зрителей, что в решающем поединке с Максом волей-неволей может захотеться, чтобы победило зло…
Что же касается смысловой составляющей, то как раз здесь всё не так блестяще. «Элизиум» весьма уступает «Району № 9» и по напряжённости сюжета, и по проработке автором вселенной (очень много вопросов остаётся без ответа), и по силе воздействия на зрителя. Хорошо помню, как после просмотра «Района» я вышел из кинотеатра и начал звонить друзьям, всячески рекомендуя им бросить все дела и немедленно отправляться за билетами. «Эффект, как после «Бойцовского клуба»! - говорил я, и, согласитесь, такая рекомендация дорогого стоит…
Конечно, «Элизиум» выгодно отличается от многочисленной поп-корновой фантастики, которой в этом году выходило как никогда много. Он ставит непростую проблему, он снят жёстко и бескомпромиссно, он не испытывает излишней жалости к главному герою, подвергая его череде невыносимых испытаний. Но всё это уже было в «Районе № 9», и там оно было намного мощнее. По всем статьям.
Даже в проблематике этих фильмов при желании можно найти полно параллелей, но мы этого делать не будем, ведь, по большому счёту, «Элизиум» - кино хорошее и к просмотру всем ценителям добротной антиутопии обязательное. И если бы первый шедевр Блокампа не довлел над новой работой режиссёра, который явно весьма болезненно перенёс «эффект второго фильма», «Элизиум» вполне можно было провозгласить лучшей кинофантастикой года.
Однако мы делать этого пока не будем. Во-первых, год ещё не завершён, и впереди любителей жанра ждут как минимум «Игра Эндера» и «Гравитация». А во-вторых, Блокамп так и не прыгнул выше своей головы, и простить ему это, забыв про былые заслуги, было бы нечестно.
Ждали-то феномен, а получили - просто хорошее кино. Без откровений…