Весной этого года на русском языке вышел объёмистый роман «короля ужасов» Стивена Кинга «11/22/63», который в этот раз даже не собирался пугать почтенную публику и вместо традиционного мистического триллера написал книгу о… путешествиях во времени.
Обычный американский учитель Джейк Эппинг жил мало чем примечательной жизнью (развод с алкоголичкой-женой, ежедневные уроки в вечерней школе, проверка сочинений с кучей традиционных ошибок), пока однажды его приятель, владелец небольшой забегаловки Эл Темплтон не обратился к нему с необычной просьбой.... спасти от убийства президента Кеннеди.
Нет, Эл отнюдь не рехнулся: просто в его магазине-вагончике, где за смешные деньги можно отведать шикарный «толстобургер», внезапно обнаружилась дыра во времени, ведущая в осень 1958-го года.
Из каждого путешествия, сколько бы оно ни продолжалось, странник возвращается в наше время всего через 2 минуты после проникновения в портал. Эл и сам пытался спасти президента, прожив в прошлом порядка четырёх лет, но сжирающий его тело рак не давал ни малейшего шанса, что он дотянет до 22 ноября 1963 года, когда в Далласе прогремят роковые выстрелы.
Хозяин магазинчика уверен: спасение Кеннеди - великое благо и для страны, и для мира. Не будет войны во Вьетнаме, десятки тысяч американских парней останутся живы. Мировая история пойдёт по иному руслу, и будет всем счастье. Но для этого нужно переписать историю заново.
Эппинг воодушевляется идеей (к тому же отказать смертельно больному другу в последней просьбе как-то неудобно) и отправляется в прошлое, вскоре сполна ощутив всё его очарование, наивность и… опасность. Ведь оно отнюдь не приветствует, когда в него хотят внести коррективы.
Практически всё действие 800-страничного романа происходит в промежутке с 1958 по 1963 год, и Кинг, чтобы добиться максимальной реалистичности в детализации эпохи, проштудировал тонны литературы и провёл сотни консультаций со специалистами. В послесловии он пишет, что если сложить один на другой только прочитанные им книги об убийстве Кеннеди, стопка достигнет его роста, а Стивен - далеко не карлик (1 метр 93 см).
Эпоха воссоздана блистательно: вместе с музыкой, фильмами, одеждой и нравами тех лет, когда люди невероятно боялись ядерной угрозы, а сама мысль о том, что когда-то президентское кресло займёт негр, воспринималась как бред сумасшедшего.
Но увлекательный экскурс в недавнее прошлое - отнюдь не единственное достоинство книги. «11/22/63» (дата убийства Кеннеди, написанная на американский манер) - это роман, полный приключений, драматизма, резких сюжетных поворотов и… лирики. Действительно, любовная линия между Джейком и молодой библиотекаршей Сэйди выписана вдохновенно и чувственно, и, наверно, никогда ещё «король ужасов» не был так сентиментален. Что, впрочем, оказалось ему весьма к лицу.
Многие критики уже назвали новый роман мэтра его лучшей книгой. Я бы не стал торопиться и навешивать ярлыки, но то, что «11/22/63» уверенно входит в число самых ярких творений писателя, сомнений не вызывает (не случайно кинопродюсеры уже задумали экранизацию). Мне даже кажется, у Стивена сейчас открылось «второе литературное дыхание». Его романы, написанные в «нулевые», отличает новый уровень психологизма и профессионализма - при том, что, чего греха таить, маэстро далеко не всегда использует оригинальные сюжеты.
Например, «Дьюма-Ки» явно вдохновлён японскими ужастиками и некоторыми ранними новеллами самого Кинга, «Под куполом» можно сравнить как с «Кусакой» Маккаммона, так и с полнометражными «Симпсонами». А «11/22/63» отсылает к многочисленным образцам фантастики о путешествиях во времени - от рассказа «И грянул гром» Рэя Брэдбери до фильма «Назад в будущее». Однако в каждом отдельном случае Стивен полностью переосмысливает вдохновившие его истории и делает это предельно мастерски, и сам получая удовольствие от творческого процесса, и увлекая в свой мир читателя, которому бывает так сложно оторваться от очередной главы. Последнее испытано на себе…