Изба-читальня. «Чёрный город» Бориса Акунина - испытание Фандорина на прочность

Dec 17, 2012 19:36


Для Григория Чхартишвили, более известного широкой публике под псевдонимом Борис Акунин, нынешний год выдался плодотворным. Сначала вышел сборник написанных специально для ЖЖ писателя миниатюр «Любовь к истории», затем увесистый роман «Аристономия» (как уверяет автор, совершенно серьёзное произведение философской проблематики), и, наконец, под занавес года издательство «Захаров» выпустило очередную, уже 13-ю книгу из цикла о приключениях Эраста Фандорина.






На мой (и не только мой) взгляд, из всех литературных проектов Акунина этот - самый успешный. Собственно, с него начиналась карьера беллетриста (с романа «Азазель»), и если с большей частью своих книжных циклов он уже попрощался (завершены истории монахини Пелагеи, потомка Фандорина Николаса, а также проект «Авторы», где Чхартишвили выступал под псевдонимами Анатолий Брусникин и Анна Борисова), то с Эрастом Петровичем писатель расставаться не спешит.

В «Чёрном городе» Фандорину исполнилось уже 59 лет, но, несмотря на далеко не юный возраст, он находится в отменной физической форме, продолжая усердно совершенствовать тело и разум.

На дворе смутное время, 1914 год. В Ялте совершено дерзкое убийство начальника царской охраны Спиридонова, свидетелем которого по стечению обстоятельств становится Фандорин. Таинственный убийца по кличке Одиссей бросает вызов бывшему сыщику, который, понимая, что перед ним серьёзнейший противник, без особых раздумий решает вступить с ним в бескомпромиссный бой.
Вот так выглядит Эраст Петрович в разные моменты действия:




Так судьба приводит Фандорина в Баку - «чёрный город», где добываются основные запасы российской нефти и кипят страсти, которым запросто позавидует сама столица…

Читается роман, как всегда у Акунина, чрезвычайно легко - только и успеваешь перелистывать страницы, переходя из одного приключения в другое вместе с главными героями. А они у писателя традиционно необычны. Помимо Эраста Петровича и его верного камердинера Масы, мы знакомимся с колоритнейшими личностями: нефтяными королями, вдохновенной съёмочной труппой, продажными полицейскими, а главное, с «высоченным, толстенным детиной с великолепными усами вразлёт» - отважным гочи Чёрным Гасымом, который волей судьбы становится спутником Фандорина на протяжении всего романа.

Удивительный персонаж! Отважный, не боящийся пуль благородный разбойник со своим мировоззрением легко становится одной из центральных фигур повествования, и каждое его появление - это просто праздник какой-то…

Конечно, Акунин не был бы самим собой, если бы не приготовил для своих героев целую кавалькаду приключений. Тут тебе и гонки на катерах по зажжённому… морю, и покушение на керосиновую станцию, стрельба и взрывы, страсть и смерть.

Согласно псевдониму (Акунин в переводе с японского - злой человек), автор не слишком щепетилен со своими персонажами, каждый из которых в любой момент запросто может схлопотать пулю. Писатель шаг за шагом мастерски раскручивает интригу, оставляя напоследок такой сюжетный финт, что даже я, довольно искушённый читатель, и подумать не мог, как оно всё в итоге обернётся…

Потому и для всех поклонников фандоринской саги, и для почитателей остроумных приключенческих ретро-детективов «Чёрный город» станет отличным новогодним подарком. Жаль, растянуть удовольствие от хорошего чтива вряд ли получится - читается книга запоем, и проглатывается буквально за несколько вечеров, это я вам по своему опыту говорю…
P.S. А ещё издание украшено великолепными чёрно-белыми иллюстрациями Игоря Сакурова. Вот несколько из них на десерт:








ретро-детектив, хорошая книга, Эраст Фандорин, детектив, Борис Акунин, блог Сергея Лёвина

Previous post Next post
Up