Новый фильм Роберта Земекиса продемонстрировал, что именитый режиссёр по-прежнему в отличной форме и вполне способен снять мощную психологическую, совершенно взрослую драму с прицелом на грядущий «Оскар». Только не ждите от «Экипажа» доблестного рассказа о том, как отважный гений-пилот спасает свою железную птицу и всех её пассажиров от неминуемой гибели. Ведь если и назвать его фильмом-катастрофой, то лишь за то, что здесь рушится человеческая судьба…
Многоопытный пилот Уип Уитакер крут настолько, что может посадить самолёт хоть вверх ногами. Настолько, что ни один пилот-профи даже на тренажёре-симуляторе не может справиться с ситуацией, которую тот разруливает, сидя в кабине разваливающегося на запчасти лайнера со 100 людьми на борту, который падает на землю с сумасшедшей высоты. Уип буквально генерирует крутизну, пользуясь благосклонностью хорошеньких стюардесс и искренним почтением коллег по лётному цеху. Но у него всё же есть одна слабость.
Уип - алкоголик.
И всенародное чествование героя, который совершил немыслимое, сумев спасти почти всех, кто находился в обречённом на верную гибель самолёте, может слегка омрачить тот факт, что в крови пилота обнаружена неслабая доля алкоголя. И немного наркоты до кучи.
Уип и сам бы рад завязать: он же понимает, что при всей его внутренней мощи пагубная страсть оказывается сильнее здравого смысла. Но остановиться уже не может…
О серьёзных нравственных дилеммах, о том, что такое хорошо и что такое плохо, об алкоголизме и наркомании рассказывает новый фильм одного из самых ярких современных режиссёров Роберта Земекиса, человека, который снял трилогию «Назад в будущее», «Роман с камнем», «Кто подставил кролика Роджера», «Изгоя» и «Форреста Гампа».
Целых 12 лет Земекис пробовал силы в трёхмерной анимации, выпустив за это время «Полярный экспресс», «Беовульфа» и «Рождественскую историю», но, видимо, пришёл к выводу, что при всех своих новейших мощностях ни одна самая навороченная компьютерная графика не заменит актёрской игры. И вернулся к тому самому кино, за которое мы его и любим.
Играющий главную роль Дензел Вашингтон показывает такой запредельный мастер-класс, что его герою веришь с первого кадра и до финального. Он одновременно невероятно сильный и слабый, он без конца врёт даже тем людям, которые хотят ему только добра, он верит, что может сам одолеть свою страсть, но демон-алкоголь легко кладёт его на обе лопатки. Считаю, что Вашингтон - один из реальных претендентов на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Появляющийся всего в паре эпизодов Джон Гудман, недавно классно «отжёгший» в «Операции «Арго», привносит столько колорита, что хоть отдельный фильм про его персонажа снимай.
Хорош и Дон Чидл в роли адвоката, который привык любыми целями добиваться того, чтобы каждый его клиент оставался на свободе.
И, конечно, яркая роль у Келли Райлли, персонаж которой больше всего хочет, чтобы Уип избавился от своего пристрастия к крепкому алкоголю, потому что не понаслышке знает, как это страшно - быть зависимой…
«Экипаж» ставит много нравственных вопросов, ответить на каждый из которых будет очень непросто. До какой черты нужно дойти, чтобы перестать себя уважать? Допустима ли ложь в невероятно ответственный момент, когда расследуется гибель людей? Можно ли одержать победу над самим собой? И т.д., и т.п.
Земекис рассказывает историю Уитакера, не торопясь, демонстрируя все грани падения главного героя и умело выводя его, а вместе с ним и зрителей к неминуемому катарсису. А он здесь, поверьте, будет.
Потому, если вам импонируют фильмы о сильных людях, которых делают слабыми их пагубные страсти (вспомним хотя бы «Покидая Лас-Вегас» и «Пьянь»), если вы знаете толк в хорошей социальной драме, «Экипаж» - это фильм для вас.
P.S. Предупреждаю: даже не думайте брать с собой на просмотр «Экипажа» детей - это реально плохая идея. Неподалёку от меня в кинотеатре сидел папаша с сыном лет 10, и отцу во многих сценах было очень неудобно. Особенно, когда чадо начинало интересоваться, почему этот дядя пьёт так много водки и пива, зачем тётя делает себе укол в вену, если она не доктор, и что такое интоксикация. Потому обращайте внимание на возрастные ограничения, которые указаны на афише. Иногда они оказываются очень даже полезны…
P.P.S. Спасибо анапскому киноцентру «Монитор» на «Красной площади» за возможность посмотреть на большом экране одну из главных психологических драм года. Так и чувствуется: скоро будут объявлены номинанты на «Оскар»!