Костюмированный исторический сериал - это почти всегда интересно. Особенно если он повествует о незаурядном человеке, оставившем след в истории. А уж если речь идёт о целом неординарном семействе, тем более. «Борджиа» как раз тот случай, когда смотреть и увлекательно, и познавательно, и просто глазу приятно - всё-таки отечественным киноделам до такого уровня ещё расти и расти.
История римского папы Александра VI (в миру - Родриго Борджиа), который добился восхождения на папский престол путём подкупов и запугиваний кардиналов, полна мрачного юмора и драматизма. Ради поставленной цели этот человек не гнушался никакими методами: клеветой, шантажом и даже убийством. В историю он вошёл как знаменитый отравитель, но сериал предлагает нам куда более широкую трактовку этой, вне всякого сомнения, интереснейшей личности.
Зритель знакомится не только с Александром VI, которого блестяще сыграл Джереми Айронс, но и с его семьёй: сыновьями Чезаре и Джованни и дочерью Лукрецией, и каждый из этих персонажей достоин отдельной истории. Впрочем, вышедшие на данный момент два сезона позволили каждому раскрыться по полной программе.
По большому счёту, «Борджиа» - это такой «Крёстный отец» эпохи Возрождения. Жестокая притча о том, что люди делают ради власти и что потом эта власть делает с людьми, как меняет их.
Вот невинная девчушка Лукреция, выйдя замуж, становится интриганкой и заводит себе всё новых любовников, а её брат Чезаре готовит по настоянию отца один коварный заговор за другим. Джованни, хоть и возглавляет папские войска, отнюдь не отличается бесстрашием, и если во время пыток своих врагов он полон тщеславия и презрения, то при первой же опасности готов позорно скрыться с места сражения. Я не говорю о Родриго, который является самим воплощением коварства и лицемерия, но при этом невероятно обаятелен и по-настоящему любит своих детей, хотя и может использовать их в качестве пешек в одной из своих грандиозных партий, смысл которых сводится к одному - возвышению его семейства.
Создателем и основным сценаристом сериала выступил Нил Джордан, автор «Интервью с вампиром» и «Завтрака на Плутоне». Он довольно долго вынашивал идею снять фильм о Борджиа и даже обращался за советом к Стивену Спилбергу, которой в итоге и предложил сделать вместо полнометражки эпический сериал.
Однако многосерийность не пошла проекту во вред: продолжительное полотно позволяет лучше раскрыть характеры героев, плюс оно сделано с размахом, которому легко позавидуют многие полнометражные фильмы. Здесь есть место и роскошным костюмам, и невероятно красивым антуражам храмов и замков, и даже батальным сценам - весьма и весьма недурным.
Фильм адресован взрослой аудитории, и детям его смотреть явно не стоит - даже из особой любви к истории. Впрочем, целомудренно снять кино о семействе Борджиа всё равно, что выпустить супербоевик о колобке - истребителе лис: нелогично и лживо. Так что определённое количество обнажённой натуры (кстати, весьма привлекательной) не пошло фильму во вред.
После просмотра сериала с помощью «Википедии» я много чего прочитал о семействе Борджиа и был немало удивлён тем, что многие ключевые сцены постановки, изначально производящие впечатление неудержимого вымысла сценаристов, имели место в истории, хотя и были, конечно, интерпретированы в пользу киноадаптации. Например, противостояние Родриго и Савонаролы - вот где коса на камень нашла, от драматизма повествование аж зашкаливает!
Поэтому представление о неспокойном времени, когда между королевствами шли бесконечные войны, когда подлость стала нормой, а все споры и разногласия решались деньгами (на крайний случай оставалось убийство), когда скандалы и интриги были главным развлечением знати, получить из просмотра можно. И сделать кое-какие выводы. Чисто для себя.
В данное время уже проанонсирован третий сезон саги, так что знакомство со знаменитым семейством вскоре будет продолжено. Будет интересно посмотреть, в каком направлении сценаристы продолжат историю, ведь финальная на данный момент серия завершилась для нескольких ключевых фигур весьма трагически…