Всегда экстравагантный и не устающий удивлять своих поклонников режиссёр Тим Бёртон снова продемонстрировал нестандартную авторскую позицию, выпустив в модном формате IMAX 3-D кукольный, да вдобавок ещё и чёрно-белый мультфильм «Франкенвини». В нём он интерпретировал рассказанную Мэри Шелли историю об учёном Викторе Франкенштейне и созданном им монстре, которая не даёт человечеству покоя вот уже почти 200 лет.
Бёртон - режиссёр яркий, интересный, но, на мой взгляд, очень неровный. В его фильмографии есть и шедевры («Крупная рыба», «Сонная лощина», «Эд Вуд»), и слабые работы (ремейк «Планеты обезьян» или показавшая первоклассные кассовые сборы - более миллиарда долларов! - но не цепляющая душу «Алиса в стране чудес», а также недавние пресные «Мрачные тени»). Тем не менее, каждую работу мэтра отличает сугубо авторский почерк: изысканный видеоряд, мрачный юмор и стремление выйти за грани обыденности, которое Бёртону всегда удаётся на «отлично».
В этот раз маэстро сделал авторемейк своей короткометражки 1984 года, за которую когда-то был обвинён студией «Disney» в перерасходе средств и даже… уволен. Через 20 с лишним лет, когда нескладный экстравагантный юноша превратился в одного из самых известных мировых режиссёров, ему предоставили серьёзный бюджет и предложили рассказать старую сказку на новый лад. Этим Тим и занялся.
Работа над непростым проектом, как того и следовало ожидать, оказалась долгой и кропотливой. Приходилось делать по несколько кукол главных персонажей: например, 17 идентичных копий Виктора и 12 - его пёсика. Это было сделано, чтобы ускорить процесс съёмок - ряд сцен можно было снимать одновременно. А если бы над фильмом работал один аниматор, он успевал бы сделать только 5 секунд материала за неделю - только вдумайтесь в эту цифру!
Потому, как мне кажется, очень здорово, что наряду с широко распространённой ныне компьютерной анимацией есть энтузиасты, которые делают мультфильмы в прямом смысле слова вручную. За последние годы образцов жанра, пробившихся на большие экраны, было не так уж и много: «Коралина в стране кошмаров», «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня», «Пираты. Банда неудачников» - вот, пожалуй, и всё. Теперь их ряды пополнил «Франкенвини».
И он оказался великолепным.
История о талантливом мальчишке, который оживляет своего любимого пса Спарки, попавшего под колёса машины, запросто могла стать чистым ужастиком вроде «Кладбища домашних животных» или чёрной комедией в стиле «Живой мертвечины», а в результате оказалась лирическим, полным отсылок к старинным и давно ставшим классикой чёрно-белым фильмам ужасов приключением, за которым наблюдаешь, широко раскрыв рот, смеясь от удачных шуток («Задачи будете решать на время, по свистку!»), а иногда и утирая слезу.
Здесь на месте абсолютно всё: и блистательные куклы, и как всегда роскошная музыка Дэнни Элфмана, и не дающая скучать сюжетная коллизия, и, конечно, собачка, которая выглядит живее всех живых даже в своей воскрешённой и разукрашенной шрамами ипостаси. Вопреки ожиданиям, чёрно-белое изображение смотрится на редкость гармонично, а 3-D-объём плюс огромный аймаксовский экран позволяют с головой окунуться в странный мир городка Новая Голландия, который режиссёр создавал с большой любовью - не зря его прототипом стал Бербанк, родной город Тима.
Бёртону вновь удалось сделать роскошный, совершенно не опирающийся на современную голливудскую мультипопсу фильм, за который я непременно буду болеть на следующем вручении «Оскара». В прошлом году, поставив на постмодернистский вестерн «Ранго», не прогадал - интересно, удастся ли побывать Нострадамусом ещё раз…
Безусловно, в Киноцентре анапской «Красной площади» сети кинотеатров «Монитор» для всех поклонников искусства номер один устроили отличный подарок в виде предпремьерного показа - так что мы увидели «Франкенвини» 10 октября, за день до его официального российского релиза!
Кроме того, в нашем анапском «Мониторе» можно было поучаствовать в куче разнообразных конкурсов и выиграть всякий мерчандайз - от блокнота с изображением пёсика Спарки до маек и рюкзаков.
Народ охотно участвовал в шоу, танцевал и зажигал, заправляясь хорошим настроением перед сеансом. А когда просмотр закончился, и толпа устремилась к выходу, я увидел много улыбающихся лиц - значит, большинству наших зрителей новый Бёртон, несмотря на неизбежную грустинку, пришёлся по нраву.
А поскольку в Америке «Франкенвини» стартовал более чем посредственно (тамошнему народу подавай что-нибудь попроще - вот на какой-нибудь «Шрек-10» толпами бы валили), пожелаем ему удачи в международном прокате! Он достоин гораздо более тёплого приёма. Всё-таки штучный экземпляр - таких сейчас не делают…