На фоне разнообразных и не слишком затейливых фантастических кинокомиксов, упорно штурмующих вершины кассовых сборов, новая работа Ридли Скотта «Прометей» выглядит неуклюжим доисторическим монстром. Так сейчас просто не снимают: основательно, неспешно, без разжёвывания всех сюжетных подробностей, жёстко и бескомпромиссно. Тем более ценен фильм, имеющий, однако, и свои огрехи.
В не столь отдалённом будущем земляне отправляют в глубины космоса экспедицию с ответственной миссией - узнать, кто создал нас (подсказка: это был не Бог). Дело в том, что на практически всех материках нашего маленького зелёного шарика найдены наскальные росписи с изображение неких гуманоидных существ, указывающих на одну и ту же звёздно-планетную конфигурацию. По-видимому, эти таинственные незнакомцы намекают: не хотите ли нас отыскать?
Некий сказочно богатый и настолько же древний бизнесмен, возглавляющий крупнейшую корпорацию «Уэйланд-Ютани», спонсирует нереально дорогую экспедицию на планету Икс, дабы узнать ответ на вопрос, который в течение многих веков не даёт покоя человечеству. В состав экспедиции входят учёные различных специальностей, хитромудрый киборг (блистательная роль Майкла Фассбендера), сексуальная капитанша (Шарлиз Терон), а также невнятный обслуживающий персонал - всего 17 человек, и, раз уж снимает режиссёр «Чужого», нетрудно догадаться, что до финала ленты в живых останутся далеко не все…
По прибытию на планету экипаж «Прометея» (именно так называется исследовательское судно) сталкивается не только с враждебной окружающей средой (непригодная для дыхания атмосфера, чудовищные пылевые бури), но и с огромным количеством проблем, возникающих сразу, как только люди обнаруживают громадный космический корабль, на котором пару тысячелетий назад явно случилось что-то очень неприятное.
Так начинается цепочка трагических, иногда страшных, порой откровенно неприятных на вид событий, которые мы переживём вместе с обречённой на отчаянные испытания экспедицией…
Ридли Скотт - режиссёр маститый и многоопытный. В конце 70-х своим фантастическим ужастиком «Чужой» он по сути открыл новую страницу в кино: эффект замкнутого пространства, в котором людишек по одному крошит в капусту невиданный монстр, после не использовал только ленивый. А ещё он мастерски создал атмосферу беспросветного ужаса, где за каждый углом космического корабля тебя может подкарауливать смерть. И никто не придёт не помощь: не случайно слоганом того самого «Чужого» была роскошная фраза: «В космосе твой крик никто не услышит...»
Её с таким же успехом можно поставить и эпиграфом к «Прометею». Здесь Скотт не менее выразительно создаёт атмосферу опасности, исходящей от таинственного корабля неведомых «создателей», однажды сотворивших нечто зловещее, уничтожившее их самих. Только, благодаря многократно шагнувшим вперёд технологиям и нехилому бюджету миллионов так в 250, гнетущий эффект усилен в разы.
Многие комментаторы в рецензиях пишут, что на просмотре ощущали себя «песчинкой в космосе». Действительно, при виде монументальных строений пришельцев и чужеродных пейзажей неприветливой планеты чувствуешь себя неуютно. И здесь очень важна роль слегка безумного швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, в своё время и придумавшего образ «Чужого». Его привлекли для разработки концепт-арта «Прометея», и здесь его мрачная фантазия развернулась по полной программе. Дизайн реально впечатляет, как и масштаб действия. Впрочем, визуальная часть - самая сильная сторона фильма.
Со смысловой всё не так однозначно. «Прометей» оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов, а, кроме того, содержит немалое количество сомнительных сценарных поворотов. Меня не раз посещала мысль, что на ответственную миссию отправилась не команда суперпрофессионалов, а какая-то школота. То они начинают снимать шлемы скафандров внутри неизвестно какую опасность хранящего корабля, только чтобы подышать непонятно кем очищенным воздухом. То демонстрируют неподчинение приказам: «Вы как хотите, а мы туда не пойдём». Детский сад!
Эпизод с операцией, которую проделала над собой главная героиня, вообще шит белыми нитками (и я совсем не имею в виду швы после вскрытия брюшной полости). А всё ради того, чтобы в самом финале превратить основную сюжетную линию «Прометея» в предысторию «Чужого» - так сказать, закольцевать эту мрачную межзвёздную сагу.
Что ж, с натяжками, но всё-таки получилось. И непрозрачно намекающая на продолжение концовка даёт надежду, что многие точки над i ещё будут расставлены в дальнейшем. Однако, чтобы увидеть продолжение, «Прометею» предстоит неслабое сражение за зрителя, ведь отбить такой бюджет при суровом рейтинге «R» будет очень непросто. Это у нас в России в кинотеатры на «Прометея» приходили семьи с детьми («Мама, мама, а почему у тёти в животе сидела эта страшная штука?»). За рубежом правила куда жёстче, и потому я искренне желаю новому творению Ридли Скотта хорошей прокатной выносливости, ведь, как говорят эксперты, коммерческий провал фильма может запросто похоронить дорогостоящую космическую фантастику как жанр, чего бы очень не хотелось.
Ведь, что ни говори, а удовольствие от просмотра «Прометея» было очень и очень неслабым. Давненько не совершал я такого увлекательного и впечатляющего путешествия в космические бездны. И на продолжении фильма обязательно повторил бы…
P.S. Всё-таки не удержался и напоследок предлагаю читателям моего блога посмотреть на несколько рисунков Гигера, который всё-таки потрясающе мрачный художник с изощрённой фантазией.