Роман шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста «Блаженны мертвые» по форме - хоррор, по сути - серьёзная психологическая драма.
Творчеством Линдквиста я заинтересовался, посмотрев впечатляющую экранизацию его романа «Впусти меня», где за сюжетом о девочке-вампире скрывалась философская притча с социальным подтекстом.
Как оказалось, его роман «Блаженны мёртвые» тоже является своего рода обманкой. Любители ужасов легко могут купиться на слегка набивший оскомину сюжет о восставших из мёртвых. И просчитаются. Ведь сам момент воскрешения в результате неизвестного погодного катаклизма - пожалуй, единственное фантастическое допущение автора. А в остальном речь идёт о самых что ни на есть живых обитателях Стокгольма и о том, через какие испытания им предстоит пройти.
В одночасье ожившие трупы у Лидквиста - это отнюдь не вечно голодные зомби-каннибалы, страждущие человечины. Это то ли люди, то ли куклы, больше походящие на вялых механических существ, в самых отдалённых закоулках сознания которых едва теплятся осколки памяти о том, кем они были до той поры, когда покинули этот мир - как оказалось, не навсегда….
Правительство Швеции в растерянности, ведь такого прецедента в истории человечества ещё не было. Воскресших мертвецов, которых политкорректно решено наименовать «временно ожившими», пытаются собрать в одном большом помещении - сначала больнице, потом в недостроенном микрорайоне. Ситуация осложняется тем, что при большом скоплении восставших из мёртвых у окружающих их людей пробуждаются телепатические способности, и они, волей-неволей слушая мысли находящихся рядом коллег, не выдерживают такого знания и попросту сходят с ума.
Параллельно разворачивается напряжённое повествование о нескольких шведских семьях. В одной буквально за пару часов до катаклизма в автокатастрофе погибла жена и мать. Она едва ли не единственная из своих оживших «собратьев» не утратила способность к речи, поэтому стала объектом для экспериментов.
В другой семье дед раскапывает могилку похороненного полтора месяца назад внука и пытается, как может, примирить свою страдающую от затяжной депрессии дочь с тем, что мальчик вернулся, но стал другим. А потом они вместе скрываются от полиции, которой поставлена задача изолировать всех живых от временно оживших.
Так, весьма аллегорически Линдвист размышляет о природе человека. Иногда его прозу тяжело читать из-за не слишком приятных физиологических подробностей, связанных со стадиями распада тканей тела. Но они необходимы только, чтобы подчеркнуть реалистичность этой ирреальной ситуации.
В результате мы получили одно из самых необычных мистических произведений десятилетия, наполненное грустью и заставляющее серьёзно задуматься над тем, кто мы есть и по какому пути идём…