...ну надо же уже закончить рассказ о всего-то четырёх днях в Риме? И раз уж последний день растянулся аж на три отдельных отчёта, значит можно сделать вывод о том, что он получился самым насыщенным.
В тот четвёртый день у нас по плану было посещение
Колизея и
Римского Форума, после чего последняя прогулка по городу и лазанья на обедоужин.
К Колизею мы пошли от отеля пешком, ориентируясь на Гугл-карты в телефоне.
И вдруг вышли к месту, мимо которого проходили во второй (кажется) день.
Это Пьяцца Венеция, а величественный монумент, венчающий её - Витториано, монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II.
Площадь Венеции в Риме была образована в середине XV века, после того, как было завершено строительство Палаццо Венеция - это резиденция Петро Барбо, венецианского кардинала, ставшего впоследствии Папой римским и обретшего в связи с этим имя Павел II.
Интересно, что для возведения дворца Венеции использовался травертин из каменоломен театра Марцелла и из Колизея - во времена средневековья этим античным памятникам не придавали никакого значения: так, на Римских Форумах пасли коров, а Колизей превратился в огромный карьер строительных материалов для римских церквей и дворцов.
3.
Папа римский Павел II был большим любителем празднеств, а потому в свое время постановил изменить место, где проводится Римский Карнавал, перенеся его, тем самым, на Piazza Venezia из района Тестаччо. Основное событие карнавала - это скачки диких лошадей, называется оно «corsa dei Barberi». Лошадей пришпоривали, используя горячую смолу, после чего они, без всадников, мчали через улицу Корсо до площади Венеции. Огромных размеров красные полотна, натянутые в конце указанной улицы, были призваны дать знак лошади к остановке.
4.
Римский народ просто обожал скачки, однако, несмотря на их популярность, после того, как погиб подросток, случайно попавший на площади под копыта лошади, это публичное развлечение было отменено постановлением короля Виктора Эмануила II, что датировано 1874 годом.
5, 6.
Ориентировочно в тот же период, но уже после того, как умер король Виктор Эммануил, произошли изменения - эта площадь в Риме кардинально изменилась.
7.
Глядя в сторону via del Corso с площади Венеции, можно увидеть дворец, на котором находится зеленый балкон, оснащенный закрытыми ставнями. Этот дворец называют дворцом Бонапартов, а балкон, о котором идет речь, был излюбленным местом его матери, Летиции Бонапарт.
8.
У ставен есть своя легенда, в связи с которой они появились. Так, мать Наполеона была женщиной исключительно любопытной и болтливой. Она любила сидеть на балконе, и в компании со служанкой громко обсуждала проходящих по площади внизу дам и их наряды. Подобная фривольность была непростительна для французского правителя, сказываясь на его репутации, а потому он велел принять соответствующие меры: закрыть ставнями балкон матери.
9.
10.
После смерти Виктора Эммануила II итальянские власти в 1878 г. решили возвести монумент, который восславил бы «Padre della Patria» («Отца отечества») и вместе с ним весь период Рисорджименто. В 1880 г. был объявлен первый международный конкурс, на котором победил французский архитектор Анри-Поль Нено, но он был отвергнут как неитальянец. В 1882 г. объявили ещё один конкурс (только среди итальянцев) с указанием подробного перечня требований: "Комплекс должен быть воздвигнут на северном склоне Капитолия, на оси виа дель Корсо; в него должны входить бронзовая конная статуя короля и сооружение-задник, произвольной формы, но закрывающее расположенные за ним здания и боковой фасад церкви Санта-Мария-ин-Арачели".
11.
Конкурсанты получили год на составление проекта. Было представлено 98 проектов, в финал вышло три, и королевская комиссия единогласно отдала предпочтение проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони из Марке.
12.
Чтобы построить что-то новое на склоне Капитолия, прежде всего с 1885 по 1888 гг. пришлось конфисковать и снести множество старых строений по программе, которую утвердил премьер-министр Агостино Депретис. Приступили к сносу обширного средневекового квартала, разрушили Башню Павла III, арку Сан-Марко - путепровод, соединявший дворец Венеции с Капитолием, часть монастыря Арачели и множество более мелких построек; улица Арачели отчасти сохранилась, но больше не пересекала холм.
13.
14.
4 июня 1911 г. король Виктор Эммануил III торжественно открыл комплекс в ходе празднеств, посвящённых пятидесятилетию объединения Италии. Впрочем, комплекс дополнялся и позже: квадриги, символизирующие Единство и Свободу, были поставлены на пропилеи между 1924 и 1927 гг., а последние работы закончились только в 1935 г.
15, 16.
17.
18.
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, - Алтарь отечества (Altare della Patria); иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества.
19.
Внутри Алтаря отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на Первой мировой войне. Прах выбрала из одиннадцати гробов Мария Бергамас, мать Антонио Бергамаса, дезертировавшего из австрийской армии, чтобы присоединиться к итальянской, и погибшего в бою. Захоронение было произведено 4 ноября 1921 г. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
20.
На террасе выше и позади Алтаря отечества возвышается конный памятник королю Виктору Эммануилу II - композиционный центр всего ансамбля и единственная его статуя, не имеющая аллегорического характера.
21.
Статуя была отлита из бронзовых пушек Королевской армии.
22.
На право ее создать был также объявлен конкурс, в котором в 1889 г. победил скульптор Энрико Кьярадиа. Он начал работу над ней, но в 1901 г. умер, и статую закончил Эмилио Галлори.
В брюхе бронзового коня есть полость, где вмещается до двадцати человек и где до установки статуи на постамент (1910 г.) строители и гости официально устроили пирушку. Высота статуи - 12 м (с пьедесталом - 24,8 м), длина - 10 м, вес 50 т.
23.
Мраморный пьедестал этого памятника украшают статуи работы Эудженио Макканьяни - аллегории четырнадцати "благородных городов Италии" (città italiane nobili), то есть по преимуществу столиц итальянских государств, существовавших до объединения Италии. Их изображают женские фигуры в старинных одеждах, с гербовыми щитами городов.
Турин. Женская фигура в латах, со щитом спереди, где изображен геральдический бык. Занимает положение спереди в центре как столица Сардинского королевства, вокруг которого и объединилась Италия.
Венеция. Фигура в короне и облачении дожа. В правой руке держит щит со львом святого Марка в позе in molèca, то есть краба.
Палермо. Правую руку этой статуи обвивает змея, один из древних символов города; той же рукой она опирается на щит, где изображен другой его символ - орел.
Мантуя. Женская фигура в герцогской короне; правой рукой она держит перед собой щит с гербом города - прямым крестом и портретом Вергилия, левой поднимает дубовый венок над щитком с надписью «Vittorio Emanuele II Padre della Patria» [Виктор Эммануил II, Отец Отечества].
Урбино. Женская фигура в герцогской короне. Одета в платье эпохи Возрождения в память о золотом веке этого города - родины Рафаэля Санти и Браманте. Правой рукой держит лавровую ветвь над тем же щитком, левой опирается на щит с гербом города.
Неаполь. Женская фигура в королевском облачении и с цепью королей на шее - в память о значении, какое веками имело Неаполитанское королевство.
Генуя. Женская фигура с кадуцеем Меркурия в правой руке как символом торговли. На ней облачение генуэзских дожей.
Милан. На щите, который держит эта фигура, - бисцион, герб Висконти, и крест миланской коммуны, какой возили на повозке-карроччо.
Болонья. Фигура в докторском венке и с кодексом законом в левой руке, напоминающим о Болонском университете как старейшем университете Запада.
Равенна. Женская фигура в византийских одеждах в память о Равеннском экзархате. В правой руке держит сосновую ветку, напоминающую о сосновом бору Классе.
Пиза. Женская фигура во фригийском колпаке, держащая в левой руке лавровую ветвь над щитком «Per legge del 16 maggio 1878» [по закону от 16 мая 1878 г.; имеется в виду указ о строительстве Витториано].
Амальфи. Женская фигура, держащая в правой руке пальмовую ветвь над тем же щитком. На щите изображен компас, на изобретение которого претендовали мореходы Амальфи.
Феррара. Лира в руке этой фигуры, атрибут Аполлона, символизирует просвещенный двор герцогов Эсте, давший пристанище Торквато Тассо и Лудовико Ариосто.
Флоренция. Фигура в лавровом венке, ассоциирующемся с Данте Алигьери; на ее щите изображена флорентийская лилия.
24.
25, 26
Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев» (I Valori degli italiani).
27.
Перед памятником - две отдельных бронзовых: слева - Мысль (Il Pensiero) работы Джулио Монтеверде, справа - Действие (L’Azione) работы Франческо Джераче.
28.
Остальные четыре статуи - из боттичинского мрамора: слева ближе к центру - Согласие (La Concordia) работы Лудовико Польяги, дальше от центра - Сила (La Forza) работы Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены Жертвенность (Il Sacrificio) работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и Право (Il Diritto) работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
На фото ниже - "Право"
29.
30.
А тут вдалеке - "Согласие"
31.
32.
И никуда без римских чаек...
33.
34.
35.
36.
Погуляв по монументу, мы вышли на улицу Виа-дей-Фори-Империали (Via dei Fori Imperiali, дословно - "улица Имперских форумов", первоначально Via dell’Impero) - широкий проспект в центре Рима, ведущий от Пьяцца Венеция к Колизею, построенный в 1932 году по приказу Бенито Муссолини.
37.
Прямая улица шириной 30 и длиной 850 м отделяет основной римский форум от императорских форумов.
38.
Современная улица была проложена в 1924-32 гг. поверх раскопок античных императорских форумов (Траяна, Августа, Нервы) и их развалины мы наблюдали по сторонам улицы.
39.
Несмотря на то, что от форума в наши дни остались лишь руины, по оставшимся фрагментам можно представить, что раньше форум Траяна представлял собой площадь в окружении двух библиотек, рынка и императорского храма. С целью закрепить свою популярность император стремился построить самый большой форум, и это ему удалось сполна: 220-метровая площадь была украшена многочисленными статуями, колоннадой и увенчана высокой мраморной колонной, в которой позже и был погребен император.
40.
41.
42.
При строительстве улицы были разрушены пьедестал статуи-колосса Нерона и руины античного фонтана. Работы сопровождались полным разрушением ранее находившегося здесь квартала. По идее Муссолини Виа-дей-Фори-Империали должна была символически соединять Колизей с Площадью Венеции - центром новой фашистской империи. Открытие под именем улицы Империи (via dell’Impero) состоялось 9 апреля 1932 года.
43.
После окончания Второй мировой войны улица была переименована в Виа-дей-Фори-Империали. Каждый год 2 июня здесь проводится военный парад в честь Дня Итальянской Республики. С 1980-х годов не раз поднимался вопрос об устранении улицы, так как она разделяет на две части археологическую зону и мешает раскопкам. В настоящее время Виа-дей-Фори-Империали открыта для автомобильного транспорта и только по воскресениям превращается в пешеходную зону.
44.
45.
...После посещения Колизея и Римского Форума мы отправились назад в сторону Пантеона и Пьяцца Навона, кружа улочкамии и любуясь напоследок этим прекрасным городом
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56, 57.
В ресторанчик возле фонтана Треви мы опять не попали ))) однако, буквально завернув за угол, нашли другое заведение, где просто отлично поели.
58.
До возвращения в отель время ещё было, и мы уже неспешно бродили по уже знакомым улочкам...
59.
Возле Пантеона
60.
61.
А потом мы решили дойти до так и не посещённого рынка Mercato Campo de Fiori - самый колоритный местный рынок, где всегда можно найти самые свежие итальянские продукты от местных производителей, овощи, фрукты, специи, пасту и даже цветы, а в магазинчиках на площади - самые вкусные сыры, салями, мортаделлу, прошутто, пиццу, фокаччу и выпечку.
Но время было уже к вечеру, и рынок почти совсем опустел...
62.
63.
Потом мы перешли мост через Тибр...
64.
До свидания, Ватикан...
До свидания, Вечный город.
Почему-то мне кажется, что я ещё сюда вернусь, ведь недаром веками повторяют, что все дороги ведут в Рим...
65.
Источники:
раз,
два А
ТУТ отчёт от Жени - куда более лаконичный, чем мой.