Сакартвело-22. День девятый - Черепашье озеро и Тбилисский этнографический музей

Sep 24, 2022 15:55

...пора бы уже дописывать последний пост об июньской поездке в Сакартвело )))

Итак, 30 июня, последний день в солнечной Грузии, и мы накануне вернулись в Тбилиси. Этот день был свободным и поэтому все в нашей группе разъехались кто куда по каким-то своим делам - музеи, театр, покупки... А мы с Женей решили наконец-то сделать то, что собирались ещё в 2019 и что не смогла сделать я в 2021 - наконец-то добраться до Тбилисского этнографического музея.

Мы не просто так на нём зациклились - дело в том, что при всей нашей нелюбви к музеям, этнографические под открытым небом мы очень любим. Для меня эти музеи живые - там можно чувствовать себя не зрителем, а участником, быть не извне, а снаружи, прочувствовать атмосферу и представить себе, как оно всё когда-то было. Поэтому мы с большим интересом гуляли в киевском Пирогово, получили массу удовольствия в этно-музее Bog Village в Ирландии и  окунулись в атмосферу XIX века в Уильямсбурге в Вирджинии и знакомились с бытом амишей в Пенсильвании.
А теперь наша коллекция пополнилась Тбилисским  музеем.



Тбилисский этнографический музей (Open Air Museum of Ethnography) располагается под открытым небом на склоне Триалетского хребта в парке Ваке, к западу от Черепашьего озера и центра города. Черепашье озеро находится выше парка и недалеко от него, поэтому мы решили начать прогулку именно с него.



Добрались до озера на такси и пошли гулять.


3.


По грузински название озера звучит как "Kus Tba" (Ку - черепаха, Тба - озеро). В Тбилиси существуют две версии происхождения названия водоёма. Одна из них гласит, что ранее в озере водилось много черепах, поэтому его и стали так называть. Впрочем, говорят, что они обитают здесь и сейчас, но в меньшем количестве (лично мы не видели ни одной).

4.


Вторая версия основана на визуальном сходстве озера с черепашкой. Мол, если посмотреть на водоём с высоты птичьего полета, его форма напомнит вам черепаху.

(фото отсюда)


5.


Озеро находится в нижней части района Ваке-Сабуртало, на северном склоне горы Мтацминда. Оно расположилось на высоте 687 метров над уровнем моря, там же оборудована смотровая площадка, с которой открываются чудесные виды на местность. Кстати, к озеру можно подняться по канатной дороге от Ваке-парка (нижняя станция канатной дороги находится около центрального входа в парк Ваке со стороны проспекта Чавчавадзе), что-то мы протупили этот момент )))

Черепашье озеро является популярной зоной отдыха жителей Тбилиси и гостей города. Вокруг озера обустроен галечный пляж, организован прокат катамаранов, на прилегающей территории обустроены спортивные площадки, дорожки для прогулок, рядом есть несколько кафе и ресторанов.

6.


7.


8.


Мы пошли гулять вокруг озера, которое совсем небольшое - его длина 150 метров, ширина 80 м, а максимальная глубина - 3 м.

9.


Летом отдых на Черепашьем озере - лучший способ спасения от жары в городе.

10.


Озеро питают воды горной речки Варазисхеви, и оно со всех сторон окружено густым лесом.

11.


Пишут, что в окрестностях озера есть пара маршрутов для хайкинга, в том числе сам пеший подъём к озеру. Но на самой вершине отдых более спокойный - пляж, пикники на траве, катамараны, бег или катание на велосипедах вокруг озера.

12.


13.


Поскольку ничем из перечисленного мы заниматься не планировали, то быстро заскучали и решили идти в музей. Пешком )) по склону горы вдоль шоссе, любуясь видами на Тбилиси.

14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


И вот наконец-то мы в музее - с третьей попытки, йухуу )))

21.


Правда, уже на входе нам объяснили, что из-за реставрационно-ремонтных работ открыта только часть Западной Грузии; короче, придётся вернуться туда ещё раз )))

22.


Музей этнографии был открыт в 1966 году благодаря усилиям историка и этнографа Георгия Читая (Читаиа). Представляет он собой большую территорию земли (около 52 гектара) на которой расположены жилища со многих регионов Грузии, причём жилища эти относятся к разным эпохам. Среди "экспонатов" музея представлены Аджария, Абхазия, Осетия, Кахетия, Гурия, Имеретия, Рачи, Месхетия, Джавахетия, Сванетия, Хевсуретия, Самегрело, Лечхуми и Картли. Всего их 14 и в соответствии с ними музей делится на одноимённые зоны. Как я уже писала, мы смогли подробно осмотреть только западные регионы (Имеретию, Гурию, Самегрело).

Участки здесь огорожены настоящими деревенскими заборами, на воротах висит название дома и названо место, откуда его привезли. Например, это дом из села Онтопо Абашского района. Его купили у потомка тех, кто этот дом построил, за хорошие деньги - так, что ему хватило на жильё в Тбилиси и ещё осталось.

23.


Стоит написать об основании музея подробнее.

24.


Тбилисский этнографический музей (Open Air Museum of Ethnography) открывает сердце и душу грузинского народа. Уклад, традиции, мудрость, устои, ремёсла, земледелие - всё, чем жили люди столетия назад, то что дало жизнь современной Грузии, можно увидеть воочию, благодаря человеку, любившему эту страну всем сердцем - Георгию Читаю.

Георгий Читая (1890, Поти - 1986, Тбилиси) - грузинский этнограф, академик АН Грузинской ССР (1969). Исследовал этногенез, материальную и духовную культуру грузин и других народов Кавказа. Изучал земледельческие системы и орудия, а также крестьянскую архитектуру Закавказья.

25.


26.


В 1920-х годах Георгий Читая приступает к организации серии этнографических экспедиций с целью исследования, научной идентификации и документирования объектов архитектуры всех грузинских регионов.

27.


В 1966 году в Тбилиси открылся уникальный этнографический музей под открытым небом, где на сегодня собрано более 70 домохозяйств XVII-XX вв - мебель, инструменты, домашняя утварь и сами дома, привезённые из всех частей страны, от Сванетии до Картли.

28.


Музеем в музее является дом самого Георгия Читая:

29.


30.


31.


32, 33.



Читая умер в 1986 году, и с его смертью весь проект встал. Участки, выделенные для пшавов, хевсуров, тушинцев и хевцев так и не дождались своих домиков. Печально то, что если в 1960-е Читая ещё мог сохранить какой-то пшавский домик, то теперь цивилизация поглотила всё.

Каждая музейная зона представляет традиционные для этой местности постройки, включая жилые дома, башни, амбары, конюшни, винные погреба, печи для обжига кирпича, водяные мельницы, давильни для винограда и даже... надгробные плиты.

34.


35.


Благодаря тому, что каждый регион представлен отдельным строением, можно наблюдать архитектурные различия и особенности. Например, дома в Западной Грузии строили на каменных столбах, жилища поднимали над землёй из-за частых и обильных осадков в регионе. В этой части страны любили украшать свои дома ажурной резьбой.

36.


Хозяйственные постройки для хранения овощей также поднимали на сваях, защищая от грызунов. Их строили из дерева или из плетёных прутьев.

37.


38.


39.


40.


Внутри домов можно увидеть также предметы быта: посуду, текстиль, ковры, мебель, одежду, украшения, керамику, прялки, вязальные рамы, огромные винные кувшины.

Что нам понравилось - в каждом домике сидела женщина-гид, которая подробно рассказывала обо всём, что мы там видели.

41.


42.


43.


44.


Меня впечатлили младенческие колыбельки и устройством для... ээээ... мочеприёмники, в общем. Сделанные из тыкв трубочки и бутылочки, которые прикреплялись к младенцу и в которые стекала моча, позволяя постели оставаться сухой. Такой себе прадед памперсов.

45.


Женька вот хорошо снял конструкцию:

46.


47.


В музее воссоздали полную обстановку домов с прилегающим к ними садом, летней кухней, хозяйственными постройками и т. д. Тут на перилах дома сушится ковёр ручной работы, ходят домашние животные и птицы. Кажется, ещё мгновение - появится хозяйка и со всем своим грузинским гостеприимством пригласит к столу.

Кухня, к примеру

48.


49.


50.


51.


А это винодельня

52.


В этих огромных чанах давили виноград, потом сок стекал в другие чаны, врытые в землю.

53.


Все экспонаты этнографического музея, включая дома - оригинальные. Их привозили из разных грузинских регионов, покупали у реальных людей за большие деньги.

54.


Будучи мегрелом, Читая начал с Мегрелии, продолжил Гурией и Имеретией, потом вспомнил про Восточную Грузию и привёз пару домов из Самцхе, один из Картли и один из Кахетии.

Поскольку на западе Сакартвело жили почти хуторами, разбрасывая строения по большой территории, в этой части музея стоит не просто дом, а участок, на котором может быть сразу много домиков. Кроме того, на западе тепло, влажно и много леса. Поэтому дома все деревянные, часто на сваях - для удобства жизни на болотистой почве - и стены у них тонкие, в одну доску, иногда со щелями.

55.


56.


57.


58.


За мегрельской секцией начинается секция гурийская, там стоит дом из села Ацана (чуть южнее Озургети). Гурийские дома похожи на мегрельские, но у них есть интересная деталь. Обычно они имеют четыре комнаты и один каменный камин по центру, на все комнаты. Здесь, в музее, представлен немного нетипичный дом: в нём только три комнаты. Соответственно и камин трёхсторонний.

59.


Кстати, из парка открываются потрясающие виды на Тбилиси.

60.


61.


62.


Оттуда мы с Женей направились в часть Восточной Грузии - пусть домики там были закрыты, мы бы полюбовались ими хотя бы снаружи.
Грузинские восток и запад - это две разные планеты. На востоке после Х века осталось мало дерева, а климат стал холоднее, поэтому тут все дома каменные. Здесь не строили деревянных домов со щелями, наоборот, их присыпали землёй почти по крышу для теплоизоляции.

63.


Восточно-грузинский дом имеет обычно одну большую комнату с земляным полом. У дома плоская крыша, которая лежит на двух толстых балках. Эти балки опираются на два столба, которые в Грузии называют "дедабодзи". Они обычно украшались различными орнаментами.

Это городской дом из Ахалцихе. Он небольшой, в один этаж. Надо сказать, что двускатная крыша над ним современная.

64.


65.


"Дарбази" - традиционное для восточной Грузии жилище наподобие землянки, в котором грузины спасались от нападений турок

66.


Один из самых интересных экспонатов музея - картлийский дом из города Каспи. Это единственный представитель региона Картли в этом музее. Он тоже каменный, но уже с небольшой террасой.
К сожалению, внутрь мы не могли попасть.

67.


В той же части музея находится его археологическая часть. Самая главная её достопримечательность - Сионская базилика V века.

68.


Базилику случайно нашли в 1948 году около села Сиони Тианетского района. Она датирована V веком, то есть эпохой зарождения грузинской архитектуры. Она короткая, с двумя парами столбов и гранёной апсидой, что вообще-то считается признаком западно-грузинской архитектуры. Может, по этой причине некоторые историки сдвигают датировку её постройки на более поздние века.

69.


У этого храма была двускатная крыша, покрывающая все три нефа. Это важная деталь, доказывающая, что такая же крыша у Болнисского Сиона не позднее изобретение, а была такой изначально.

70.


71.


Через дорогу от храма стоит дольмен из абхазского села Эшера. Такие дольмены существовали на дальнем западе Грузии, и почему-то не распространились дальше на восток. Разные археологи датировали их разными эпохами, примерно от 2400 до 1600 годов до нашей эры.

72.


К ним едут медитировать, получать ответы из космоса на самые сокровенные вопросы, чистить карму и сновидеть. Некоторые приезжают лечиться, считая, что стоит прижаться к дольмену больным местом, и исцеление начинается моментально. Общение с Местом Силы - дело очень личное. Кто-то едет загадать желание, кто-то ощутить воздействие особой энергии, некоторые ложатся спать прямо внутри дольмена, чтобы не мешать Вселенной своими внутренними диалогами.

73.


А рядом лежат очень земные предметы - выкопанные из земли огромные квеври.

74.


В общем, музей потрясающий, настроящий парк с прекрасными видами.

75.


Там ломящиеся от плодов абрикосовые деревья... сколько этих янтарных шариков упало на землю, и я не удержалась от того, чтобы полакомиться ими. Ммммм, вкус детства... ни разу не ела такого вкусного урюка с тех пор, как уехала из Бухары.

76.


По сути, экспозиция музея создает модель Грузии в миниатюре, отображает разнообразие этнической культуры страны.

77.


Мы с большим сожалением покидали музей и понимали, что всё равно снова туда вернёмся.

78.


К тому времени мы проголодались и решили наконец-то поесть настоящие восточно-грузинские хинкали ))) И выбрали для этого одну из самых известных хинкальных Тбилиси - "Хинкальная 1 "У Вельяминова"

79.


Хинкали там - ум отъешь!.. И едят там не только туристы, но и местные, что много говорит о качестве тамошней еды.

Мои любимые баклажаны с орехами

80.


И мои любимые помидоры )

81.


Купаты

82.


И всё это великолепие плюс 1,5 литра отличного местного пива обошлось нам примерно шекелей в 80...

Потом пешком по уже любимому городу до отеля, сбор чемоданов и отдых... Вечером мы ещё прошлись до Храма Троицы (благо он совсем рядом с отелем), выпили там знаменитые воды Лагидзе

83.


Потом на рынке возле отеля купили помидоры (ибо оставалось свободное место в чемодане :))) - и нам оставалось только ждать отъезда в аэропорт.

Как всегда, прощаться с Грузией было грустно, но каждое новое туда путешествие привязывает к стране ещё сильнее, а значит, каждое новое прощание - это начало дороги к новой встрече.

И так будет.

Инфа: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

А это как обычно классный ролик от Жени:

image Click to view



И его рассказ об этом дне.

Шида-Картли, Тбилиси, музей, Грузия, Сакартвело22, этнографический музей

Previous post Next post
Up