В нашем маленьком Израиле по сей день остаются места, куда не ступала нога любопытного и любознательного гражданина. И одно из таких мест - это южная часть реки Иордан, где когда-то кипела полнокровная христианская жизнь...
Это - "Земля монастырей"
С византийского периода в этом районе - вдоль западного берега реки Иордан - были построены монастыри и гостевые дома для множества паломников, которые приходили сюда со всего христианского мира, дабы принять крещение в месте, где, согласно традиции, Иоанн Креститель крестил Иисуса и его последователей. Это место считается третьей святыней христианского мира.
При мусульманском османском правлении активность христиан в этом районе почти сошла на нет, но сразу после Первой мировой войны, с началом британского мандата, началось строительство монастырей и церквей в районе между местом крещения Иисуса и ручьём Нахаль Прат (Вади Кельт), благодаря чему эта местность и получила название "Земля монастырей".
"В древнем мире к Иордану относились не как к реке, которая просто отмечает границу между странами, как сегодня, а как к границе между не освящёнными землями и Святой Землей. Вы пересекли Иордан - и вошли в Святую Землю", - объясняет Офер Насон, гид из близлежащего поселка Кедем-Арава. "Когда здесь начали возводиться монастыри в 1920-х и 1930-х годах, каждая христианская община хотела иметь здесь свое подворье, где верующие могли бы молиться на своем языке и соблюдать свои обычаи. Так здесь были построены сирийский, эфиопский, коптский, римский и греко-православный монастыри. Каждый год в праздник Эпифания (Богоявление) сюда прибывало множество верующих".
4.
До 1967 года (до Шестидневной войны) "Земля монастырей" находилась под иорданским контролем, а в 1968 году, после того, как оттуда были эвакуированы все жители, территория превратилась в закрытую приграничную военную зону, и доступ к ней был уже невозможен. Район был закрыт из-за множества совершаемых там терактов, и его даже прозвали "Землёй преследований" из-за десятков погонь, которые солдаты ЦАХАЛя устраивали за террористами, проникающими из Иордании в Израиль.
5.
6.
"Иногда террористы находили убежище в монастырях, где прятались до совершения теракта», - рассказывает Дрор Синай, начальник штаба Регионального совета Свитков Мёртвого моря. Именно поэтому тогдашний командующий Центральным командованием министр Рехавам Зееви (Ганди) и командующий Иорданской долины министр Рафаэль Эйтан (Рафуль) решили заминировать эту территорию.
7.
"В этом районе была серьёзная проблема с обеспечением безопасности. Поэтому армия хотела, чтоб террористы боялись приближаться к этому району", - добавляет Синай. Таким образом, на относительно небольшой площади всего около тысячи дунамов было заложено около 3000 различных мин - в том числе противопехотных и противотанковых.
8.
Спустя десятилетия, в 2000 году, в преддверии визита Папы Иоанна Павла II в Израиль, были проведены работы, которые впервые открыли доступ к реке Иордан к месту крещения, и тогда же было решено сделать доступной и "Землю монастырей". "Произошёл всплеск религиозного пробуждения, и многие паломники хотели приехать сюда, в Землю Израиля. Поэтому военные поняли, что пришло время снова открыть это место", - объясняет Насон.
9.
Процесс разминирования длился много лет и фактически до сих пор полностью не завершён, однако в конце 2018 года Министерство обороны объявило, что было обезврежено достаточно мин, чтобы можно было открыть территорию и некоторые монастыри для посетителей.
10. грабелька для разминирования
Однако, поскольку вся эта территория находится за армейским ограждением, доступ туда по-прежнему невозможен без предварительного согласования и одобрения со стороны ЦАХАЛа.
11.
Однако раз в год местный совет организует мероприятие под названием "Первопроходцы Мёртвого моря", когда на три дня эту территорию открывают для посетителей без необходимости в координации с армией.
12.
В этом году сюда пришли и мы.
13.
Посетителям, которые должны были заранее приобрести билеты (стоимостью 45 шек), вручали браслетик в соответствии с выбранным маршрутом, а также сумочку-рюкзачок с банданой, мыльными пузырями и энергетическим батончиком. Нам можно было пройти вдоль всех монастыркй, однако, к сожалению, вход сами здания по-прежнему запрещён.
14.
Приглашаю и вас прогуляться вместе с нами.
=============================================
Первым, что видят посетители, припарковавшись на специально отведённой площадке, является Францисканская часовня, которая была вторым очищенным от мин строением на "Земле монастырей", и на которую можно было подняться.
15.
Часовня была построена Ватиканом в 1956 году для монахов, прибывающих из Иерусалима для омовения в Иордане, а во время религиозных христианских праздников также служила гостевым домом для паломников.
16.
Эффектное сооружение хорошо сохранилось, хотя и пробито множеством пуль от боёв, проходивших на этой территории.
17.
=========================================
Коптский монастырь Иоанна Крестителя
18, 19.
Коптская церковь, чьё название восходит к древнему языку её прихожан, является самой большой христианской общиной Ближнего Востока. По сей день большая часть коптов проживает в Египте, и некогда именно египетская Александрия была религиозным центром коптской церкви. Сегодня коптские христиане говорят на арабском языке, но в их молитвах сохранён их древний язык.
20.
Согласно христианской традиции, в I веке н.э. апостол Марк прибыл в Египет и привёз с собой слово нового пророка - Иисуса. Святой Антоний, основоположник монашеского движения, создал в египетских пустынях первые монастыри. На молодое коптское христианство сильно повлияли монашеские принципы, от которых копты переняли скромный простой образ жизни и смирение.
21.
Как и многие другие первые христианские церкви, в течение трёхсот лет копты страдали от гонений со стороны Римской империи.
Монастырь на нынешней территории Израиля вблизи реки Иордан был основан в 40 годах прошлого века при посредничестве архиепископа Анаве Якобоса. До наших дней сохранились два здания без церкви, в главном из них есть отдельные комнаты (кельи); раньше здесь был передвижной алтарь, который использовался в различных религиозных ритуалах. Здание поменьше служило кладовой.
На некотором расстоянии от остатков монастыря, который уже довольно давно заброшен, сохранились могилы коптских паломников.
22.
=====================================
Сирийский монастырь Иоанна Крестителя
23, 24.
Сирийская церковь - одна из старейших в христианском мире, которая в VI веке откололась от православной церкви и сформировалась как самостоятельное течение. Её основателем считается епископ Яков Брадус. В течение первого тысячелетия нашей эры последователи сирийской церкви поддерживали тесные отношения с мусульманскими правителями. Они служили переводчиками, лекарями, инженерами и так сумели заложить фундамент под своё пребывание на Святой Земле, а также построить монастыри и церкви вблизи святых мест. Священнослужители и монахи сирийской церкви по сей день говорят на древнем арамейском языке и сохраняют его наследие, однако остальные прихожане в повседневной жизни используют арабский язык и являются частью арабского мира.
Многие верующие сирийской церкви, подобно их собратьям армянам, эмигрировали на Святую Землю, спасаясь от гонений в Турции и Ираке в период Первой мировой войны и после неё.
В 1932 году на купленном участке земли близ реки Иордан был построен сирийский православный монастырь, функционировавший до 1956 года.
25.
========================================
Русская капелла
26, 27.
28.
Русская православная церковь - одна из 14 крупнейших самостоятельных восточных православных церквей. Она включает в себя порядка 135 миллионов верующих, число которых значительно выросло после падения советской системы атеизма.
29.
Свою деятельность на Святой Земле русская православная церковь начала в XIX веке. Так, в то время был основан Кафедральный собор Святой Троицы на Русском подворье в Иерусалиме, а также постоялые дворы для тысяч паломников, которые стали стекаться на Святую Землю во второй половине XIX века.
30.
Эта капелла была построена в 40-х годах ХХ века. В ней было несколько икон и картин, написанных масляной краской, но сейчас от них почти ничего не осталось.
31.
32.
33.
================================================
Идём дальше...
Эфиопский монастырь Дир эль-Хабаш
34.
Ортодоксальная эфиопская церковь - одна из крупнейших на Востоке, число прихожан которой достигает 40 миллионов человек, большинство из которых проживает в Эфиопии. Эфиопское христианство сохранило в себе отдельные правила иудаизма - к примеру, некоторые законы кашрута или признание субботы священным днём отдыха наряду с воскресеньем. В эфиопской христианской традиции есть аж 250 дней в году, в которые принято держать пост - например, каждую среду и пятницу и ещё дополнительные дни в течение года.
35.
36.
Первые эфиопские монахи пришли в эти земли в 1907 году и в их числе был отец Амада Михаэль, который был похоронен тут в 1911 году. В 1933 году монахи получили щедрое пожертвование от жены тогдашнего царя Эфиопии, что позволило им достроить скромные монастырь и церковь.
1933 год. Фото
отсюда.
Жили тут 20 монахов, которые уединялись в кельях вокруг главного здания.
37.
После Шестидневной войны в монастыре осталось только пятеро из них.
38.
В мае 1969 года, во время похорон одного из монахов, иорданцы открыли стрельбу по скорбящим, в числе которых были представители из Иерусалима, и только чудом никто из них не пострадал.
39.
10 декабря того же года несколько иорданцев перешли границу в районе монастыря и заложили в здание взрывчатку. В результате взрыва монастырь сильно пострадал. В связи с опасностью правительство Эфиопии велело оставшимся монахам срочно покинуть монастырь и перебраться в Иерусалим.
40.
В июне 1972 года, когда на этой территории обстановка была уже гораздо спокойнее, в монастыре поселился один-единственный монах, но через некоторое время и он тоже покинул это место, и с тех пор монастырь совершенно заброшен, а посетители появляются здесь разве что в праздник Эпифании (Богоявления).
41.
На закрытой территории огромный комплект эфиопского монастыря выделяется довольно сильно.
42.
"Это на удивление хорошо сохранившийся монастырь. Относительно простой, без показной роскоши, с простой архитектурой, которая очень напоминает стиль Баухаус, который был популярен в Тель-Авиве в годы, когда этот монастырь был построен», - рассказывает гид Офер Насон.
43.
"На фасаде монастыря нарисован герб Эфиопского царства. "Лев с короной на голове, ибо они видели себя преемниками царей Иудеи. Фактически, первый царь Эфиопии был сыном царицы Савской и царя Соломона", - добавляет он.
44, 45.
"Соседние здания, которые использовались монахами, также хорошо сохранились", - объясняет Насон, бродя между зданиями вокруг двора. "Здесь стоит дизель-генератор, по-моему, он даже работает и вырабатывает электричество. Здесь видна водонапорная башня и трубы, курятник, даже видна монастырская печь".
46.
Внутри монастырских комнат, среди огромных куч голубиного помёта, разбросаны свечи, стеклянные бутылки, тарелки, горшки, мебель, обувь, старые газеты и даже фотография Хайле Селассие - последнего эфиопского царя. "Когда было решено закрыть монастыри, монахам дали очень мало времени на сборы. Они упаковали всё, что могли, а то, что им пришлось оставить, по-прежнему здесь», - добавляет Насон.
47, 48.
49.
50.
===========================
Римский монастырь Иоанна Крестителя
51.
Монастырь, построенный в 1934 году несколькими римскими монахами, должен был служить центром паломничества для пилигримов и многочисленных европейских путешественников. Монастырю принадлежала большая территория в 30 дунамов, на которой стояло два каменных здания.
52.
А вокруг были огороды для выращивания овощей и даже виноградники, обеспечивающие монахов сырьём для изготовления вина. Монахи зарабатывали на жизнь сельским хозяйством, а также принимали паломников, которые приезжали в этот район.
53.
54.
"Сегодня этот район безлюден, но если бы мы вернулись на шестьдесят-семьдесят лет назад, мы бы увидели, как здесь кипит жизнь", - рассказывает Офер Насон.
55.
Это красивейшая постройка "Земли монастырей".
56.
Внутренние стены монастыря были богато украшены фресками и иконами, на которых были изображены библейские сюжеты, в том числе и из Ветхого завета. К сожалению, попасть внутрь сейчас нельзя, и мы стали свидетелями того, как полицейский/армейский патруль ездил вокруг здания в поисках нарушевшего правила излишне любопытного туриста с большим фотоаппаратом. Но, если честно, я его понимаю... и очень надеюсь когда-нибудь увидеть это своими глазами.
фото
отсюда Сегодня в стенах монастыря зияет огромная дыра от артиллерийского снаряда. Рядом со зданием до сих пор можно увидеть множество свидетельств боевых действий, происходивших здесь 55 лет назад.
57.
Этот монастырь последним был освобождён от мин, и причиной тому послужило его расположение на слиянии ручья Прат и Иордана, что осложнило работы по разминированию.
58.
===================================
На этом маршрут вдоль заброшенных монастырей заканчивается.
59.
Это самый короткий - зелёный - маршрут "Первопроходцев Мёртвого моря", который начинается от парковки и проходит вдоль монастырей до ручья Прат. Длина маршрута - 4 км, ходить надо туда-обратно. Вон тот холм, что на фото выше - это крайняя точка зелёного маршрута.
60.
Ну а поскольку мы выбрали длинный - 7,5 км - не круговой маршрут, нам надо было идти дальше. И вторая часть пути начиналась у ручья Прат (он же Вади Кельт).
61, 62.
Нахаль Прат (Вади Кельт) - это важнейшая составляющая экосистемы восточной Самарии. Это экологический коридор, или wildlife corridor - "коридор дикой природы". Что есть экологический коридор? Это протяжённые участки местообитаний животных, птиц и человека, которые облегчают миграцию особей во фрагментированном ландшафте. Они связывают отдельные экосистемы. Такими коридорами могут выступать русла, поймы и долины рек, водораздельные леса, защитные лесополосы. И ручей Прат предоставляет возможность жить, кормиться, размножаться и мигрировать многим видам растений и животных в довольно суровых условиях Иудейской пустыни.
63.
==========================
Но нельзя покинуть это место и углубиться в пустошь без того, чтобы не упомянуть церкви и монастыри, которые возвышаются над руслом реки Иордан со стороны государства Иордания.
64.
Да, хотя до всех этих красивых зданий, казалось бы, рукой подать, находятся они уже за границей.
Это Греческая православная церковь Иоанна Крестителя (Church of Saint John the Baptist at Bethany Beyond the Jordan (Madaba). Её хорошо видно с
Каср эль-Яхуд - места крещения Иисуса.
65.
Два здания на переднем плане - Монастырь "Крещения Господня" (Monastero "Battesimo del Signore" - Istituto della parola incarnata) и гостиница для русских паломников Russian Pilgrim Residence.
66.
За ними вдалеке (слева направо) - Армянская апостольская церковь Surb Karapet , Сирийская ортодоксальная церковь, Лютеранская церковь. Самое правое здание я так и не смогла идентифицировать (гугл карты тоже не помогли).
67.
Что ж, вот теперь можно двигаться дальше.
68.
Вторая часть маршрута не так красочна. Она ведёт по голой пустыне в сторону разрушенного моста короля Абдаллы (King Abdullah Bridge). Вокруг - только "эхо минувшей войны"...
69.
Мост над рекой Иордан был построен в 1950-х годах одновременно с реконструкцией дороги между Иерусалимом и Амманом , в том месте, где расстояние между двумя столицами самое короткое - всего лишь порядка 60 км. Сегодня это трасса номер 1 в Израиле и шоссе номер 40 на иорданской стороне. Мост назван в честь короля Иордании Абдаллы I.
70.
(Кстати, ровно за пару лет до этого
я уже бывала здесь).
Во время Шестидневной войны, 7 июня 1967 года, часть моста была разрушена израильской армейской бригадой Арэль, и он стал непригодным для использования.
71.
С тех пор мост короля Абдаллы так и не был восстановлен, и более новый мост Алленби , расположенный севернее, остается основным пунктом пересечения границы между Израилем и Иорданией в этом районе. Если разрушенный мост всё же когда-либо будет восстановлен, то время в пути на машине между Иерусалимом и Амманом составит всего около 45 минут, поскольку большая часть дорог по обеим сторонам реки Иордан в настоящее время является двухполосной.
72.
Ну а пока там развлекает посетителей и иорданских погранцов вот такой весёлый парень )
73.
74.
75.
От моста нам оставалось пройти ещё совсем немного - мимо того места, где когда-то стоял первый киббуц Бейт-Арава, от которого сейчас вообще ничего не осталось - до парковки, являющейся конечной точкой маршрута.
==========================
...Но прямо сразу мы не уехали. Вернувшись к началу маршрута за первой нашей машиной, мы успели заскочить на прощание в единственный действующий на сегодняшний день монастырь - Греческий православный монастырь, также известный как церковь Иоанна Крестителя (только я заметила, что как-то плохо было с фантазией у тех, кто давал здешним монастырям их имена?..)
76.
Монастырь, который выглядит как настоящая крепость, был построен на фундаменте древнейшего византийского монастыря, и на сегодняшний он является самым большим и важным близ реки Иордан на её израильском берегу.
77.
78.
79.
Он был первым строением в этом районе, который полностью освободили от мин.
80.
81.
82.
83.
И с его крыши открывается вот такой вид на "Землю монастырей"
84.
=================
...Что же ждёт это место дальше, и вернётся ли жизнь в эти разрушающиеся постройки? Гид Офер Насон говорит об этом так:
"Мероприятие "Первопроходцы Мёртвого моря" даёт людям возможность увидеть вблизи вещи, недоступные как физически, так и на уровне общественного сознания, а потому вычеркнутые из памяти израильтян. Будут ли эти монастыри снова действовать в будущем? Трудно сказать. Но я надеюсь, что настанет день, когда это место будет бОльшим, чем просто памятником прошлому".
85.
Часть текста и несколько фотографий взяты из
этой статьи.