Лечим нервы в Сакартвело. Дни пятый и десятый - Мцхета и её окрестности

Sep 18, 2021 13:30



...Поскольку официальным окончанием нашего грузинского тура было обозначено  15 июня и прогулка по Тбилиси, соответственно, десятый день - 16 июня - был свободным днём. И я ещё до поездки решила, что хочу в этот день поехать в Мцхету - древнюю столицу Грузии, которую мы с Женей не успели посетить в первую нашу поездку. Договорилась с Ираклием - гидом, который возил нас с Женей в горы в первый наш визит, и он  охотно согласился "погулять" меня по этому прекрасному городу.

Однако... Гид Давид вдруг устроил нам сюрприз и решил посетить Мцхету по пути из Гудаури в Боржоми - чего не было в изначальных планах. Так что в городе я побывала дважды (11 и 16 июня), о чём нимало не пожалела, и решила оба этих визита объединить в один пост; и пусть вас не удивляет разная погода на фото, ведь 11 июня Мцхета порадовала нас дождём, а 16-го - жарой, словно подготавливая к возращению домой.



Итак...
Археологические раскопки прослеживают заселение людей в районе Мцхеты со II тысячелетия до н. э. до начала I тысячелетия н. э. Многочисленные захоронения бронзового века (начало I тысячелетия до н. э.) доказывают, что Мцхета уже в тот период была значительным поселением.

Согласно древним грузинским историческим традициям, город основал легендарный Мцхетос, сын Картлоса, прямой потомок Ноя. Название города происходит от названия племени Мушки (Месхи, Мосхи). По общепринятой версии Мцхета была основана древними месхскими племенами, которые, как считается, первоначально эмигрировали из Анатолии (Турция), в V веке до н. э. Эти племена, обосновавшиеся на реке Куры в VI или V вв. до н. э., позже составили ядро иберийской (картлийской) или восточно-грузинской народности.


3.


Мцхета считается центром языческого культа в дохристианские времена. В грузинской мифологии рассказывается об огромных монолитах Армази - верховного языческого бога, главы пантеона богов и других божеств. Одна легенда утверждает, что статуи Армази и Задена были разрушены молитвами Святой Нино.

Мцхета была столицей Иберии (Восточная Грузия) более 700 лет, пока король Дачи не объявил Тбилиси новой столицей. Христианство стало государственной религии Королевства Иберия в 337 году н.э. Мцхета тогда ещё была столицей, и по сей день остаётся центром Грузинской православной церкви.

4.


На склонах этого зелёного холма ведутся археологические раскопки: когда-то давно там стояла цитадель Мцхеты.

5.


Этот город, чьи памятники культуры находятся под охраной ЮНЕСКО и относятся к всемирному наследию, привлекает туристов несколькими достопримечательностями. Я начала своё знакомство с городом с храма Джвари, стоящего на берегу реки на горе, напротив Мцхеты.

6.


Именно с площадки у этого храма открывается вид на знаменитое слияние двух рек: Арагви и Куры (Мтквари), о чём я когда-то давно читала в школе на уроке литературы, даже не подозревая о том, что смогу увидеть это своими глазами:

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

(М.Ю.Лермонтов, "Мцыри")

7, 8.



И именно монастырь Джвари, название которого переводится как "крест", вдохновил поэта на эти строки.
По преданию, Джвари является местом, где святая Нино установила священный крест, чтобы символизировать принятие Грузией христианства в IV веке н.э.

9.


Предполагается, что это место использовалось ещё в дохристианские времена, когда языческие культы собирались здесь для поклонения силам природы. Церемония "Натврис Хе" всё ещё происходит на ветреном склоне около Джвари, где посетители прикрепляют ленты к Дереву Желаний в надежде, что их пожелания будут исполнены.

10.


Храм Священного Креста, названный "Большим Джвари", был построен около 600 г. н. э., и с тех пор он стал притягивать христианских паломников со всего региона. Джвари - одно из главных мест проведения грузинских церковных праздников.

11.


Архитектура церкви представляет собой прямоугольное в основании здание, имеющее в центре ротонду с четырьмя нишевыми крыльями, что придает интерьеру форму креста. Внешнее оформление здания представлено рельефными скульптурами, созданными под греческим и персидским влиянием. Редкие фрагменты древней мозаики всё ещё видны на внутренних стенах. В центре церкви установлен оригинальный фундамент, на котором когда-то стоял Священный Крест Нино.

12.


Руины небольшого храма, известного как Малый Джвари, находятся рядом с главной церковью.

13.


...Надо ли говорить, что после этого визита всю дорогу до Боржоми я читала с телефона "Мцыри"?.. (слава вездесущему интернету!)

А потом мы спустились в город и пошли к самому главному христианскому зданию Грузии - Светицховели, Патриаршему Кафедральному собору, название которого с грузинского переводится как "Столб животворящий".

14.


15.


С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, еврейском раввине, который, будучи в Иерусалиме, стал свидетелем распятия и добыл Хитон Иисуса Христа. Вернувшись домой, Элиоз дал хитон своей сестре Сидонии, которая, едва прикоснувшись к нему, умерла от горя. Её похоронили, завернутой в этот хитон.

16.


Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево - ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая никак не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб "без прикосновения руки людской" встал на свое место и…замироточил.

17.


Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма - Светицховели, что в переводе с грузинского означает "Животворящий Столп". Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящён один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Он отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

К V веку н. э. маленькая церковь уже не удовлетворяла растущую христианскую общину города, и царь Вахтанг I Горгасали построил большую базилику, величайшую Успенскую церковь в Грузии, которая сохранилась до XI века.

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви.

18.


За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.

19.


Светицховели - грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X - начала XI веков. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов - фрагменты предыдущего храма.

20.


21, 22.



Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Под большой аркой располагается легендарный "Животворящий Столп".

Ещё в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. В течении тысячи лет Светицховели был главным собором Грузии, местом коронации и погребения царей, интронизации грузинских католикосов.

23.


С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

24.


Для посещения храма следует соблюдать определенный дресс-код, поэтому рядом с входом есть возможность для посетительниц взять юбку и платок.

25.


Храм Светицховели является действующим. По выходным здесь проводятся службы (в субботу с 17-00 до 20-00. В воскресенье с 09-00 до 13-00). Во время службы в храме нельзя разговаривать и фотографировать. Зато можно послушать уникальное грузинское многоголосое церковное пение. В выходные очень часто в соборе можно увидеть молодожёнов,  которые проводят здесь венчание или просто заезжают сюда после росписи в загсе.

26.


Во время прогулки с Давидом (когда время у нас было очень ограничено), после посещения Светисховели у нас оставалось только немножко времени, чтоб пройтись по рынку возле собора и что-нибудь перекусить. Так что вся наша группа разбрелась согласно потребностям и интересам.
Я, само собой, вначале пошла шляться по живописному базарчику.

27.


А с Ираклием мы, по моей просьбе, просто побродили по улочкам этого чудесного города. Так что вот вам фотографии вперемешку с историей Мцхеты, а вы уж сами - коли будет у вас такое желание - угадывайте, в какой именно день было сделано то или иное фото.

28.


За свои 2500 лет Мцхета повидала очень многое: помнит она и великого римского полководца Помпея, который построил мост через Куру, помнит появление равноапостольной Нино, помнит крещение, после которого Мцхета стала духовным центром Грузии, помнит опустошительные набеги, возрождение и ещё многое другое.

29.


Само собой, с тех пор она разрослась и изменилась - древняя цитадель осталась на холме над Курой, старая Мцхета превратилась в мощнейший магнит, притягивающий туристов со всего мира, а Мцхета жилая, повседневная, скромно выросла поодаль, словно не желая смешивать божественное с мирским.

30.


В дохристианский период Мцхета была столицей раннего грузинского царства Иберии (Картли) с III века до нашей эры до V века нашей эры. В хрониках упоминается, что Иберия и её столица были завоёваны Александром Македонским в IV веке до нашей эры, но некоторые историки считают это сведение недостоверным. И раскопки, и грузинские летописи рассказывают о значительном строительстве в эллинистический период: жилые дома, дворцы и укрепления.

31.


Как и другие грузинские города, Мцхета была разделена на собственно город и цитадель.

32.


33.


Новая стена вокруг Мцхеты была восстановлена царем Фарнавазом в начале III века до нашей эры, а затем укреплена его сыном Саурмагом в конце III - начале II века до нашей эры. Новое укрепление стен Мцхеты произошло во время правления Бартома в I веке до нашей эры.

34.


35.


Столица и её окрестности, "Большая Мцхета", были защищены системой крепостей, из которых Армазцихе-Багинет (Гармозика) и Севсамора (сов. Цицамури) на реке Арагви (Страбон, XI, 3, 5; Птолемей, География, V, 20, 3) были самостоятельными городами. У Птолемея город называется "Местика".

36.


37.


Согласно грузинским летописям, в дохристианские времена в Мцхете стояли статуи местных богов Армази, Задени, Гаци и Гаим и женских божеств Айнины и Данины. В городе проживали представители нескольких рас, религий и языков; существовал еврейский и персидский (магийский) кварталы.

38.


39.


40.


В конце II - начале I царь Фарнаджом укрепил свои отношения с персами (Парфянское царство) и пригласил зороастрийских священников поселиться в Мцхете. Возможно, это привело к строительству зороастрийских храмов в городе, но археологические свидетельства это не подтверждают.

41.


42.


43.


Правление царя Адерки (2 г. до н. э.-55 г. н. э) связано с появлением первых христианских общин в Картли и прибытием Ризы Господней в Мцхету, привезённой из Иерусалима местными евреями.

44.


45.


В Средние века Мцхета стала местом ранней христианской деятельности, которая способствовала Крещению Иберии в 337 году.

46.


Благодаря стараниям святой Нины Каппадокийской, царь Мириан, современник императора Константина, провозгласил христианство государственной религией.

47.


В начале раннего средневековья Мцхета была культурно развитым городом. Надгробие, датируемое концом IV - началом V века, найденное в некрополе Самтавро, содержит эпитафию на греческом языке, рассказывающую о главном архитекторе и архизографе (художнике) Мцхеты Аврелии Ахолисе.

48.


49.


50.


В V веке был избран первый Католикос всея Грузии, резиденция которого располагалась в Светицховели, в Мцхете. Сын и наследник царя Вахтанга Горгасали, Дачи (начало VI века н. э.), в соответствии с завещанием, оставленным его отцом, перенёс столицу из Мцхеты в более укреплённый Тбилиси.

51.


Впоследствии значение Мцхеты стало уменьшаться, а значение Тбилиси росло.

52.


53, 54.



Церкви VI-VII веков в Самтавро, называемые Антиохия и Гефсимания, ссылаются на аналогию, которая представляла Мцхету в качестве второго Иерусалима, когда как собор Светицховели асоциируется с Храмом Гроба Господня.

55.


56.


Кстаааати... Именно в Мцхете мне удалось отведать лакомство, очень похожее на столь любимый мною пражский трдельник.

57, 58.



59, 60.



Само собой, что двумя храмами список достопримечательностей Мцхеты вовсе не исчерпывается. С Ираклием мне удалось посетить ещё два интересных места в окрестностях города.

Первое - монастырь Шио-Мгвиме, находящийся примерно в 10 км от Мцхеты.

61.


История монастыря Шио-Мгвиме начинается в VI веке, с того момента, когда недалеко от Мцхеты поселился и начал монашескую жизнь один из 13 ассирийских отцов, Шио, который провел свои последние годы отшельником. Он жил в пещере, откуда и пошло название монастыря - "Шио-Мгвиме", что в переводе с грузинского означает "пещера Шио". Вклад ассирийских отцов в христианизацию Грузии колоссален, поэтому места их поселения с особой заботой охраняются по сей день.

Необычно выглядит архитектурное решение монастыря - все здания на его территории размещены в виде ступеней, а самым древним и интересным является церковь Иоанна Крестителя, построенная еще при жизни Шио. Мы даже зашли внутрь, но там шла служба, и у нас не получилось долго ходить, а Ираклий не смог рассказать о том, что мы видели внутри.

62.


О Шио-Мгвиме сложено множество легенд и историй. Согласно одной из них, еду отшельнику Шио приносили голуби. Однажды местный охотник Эвагре увидел одного из голубей, погнался за ним и нашел пещеру Шио. Познакомившись с отшельником поближе, Эвагре приобщился к монашеской жизни.

Другая легенда повествует о том, как Дева Мария и Иоанн Креститель явились Шио с пророчеством о том, что "пустое место наполнится людьми". Так и произошло. Веками здесь процветала монашеская жизнь, которая продолжается и сегодня.

Третья история - о роднике. Обычно монахи приносили воду из реки Кура (Мтквари), которая течёт далеко внизу под скалой, у которой стоит монастырь. Однажды один из послушников, возвращаясь с Куры упал, разбил сосуд и пролил воду. Увидев, как он горюет по этому поводу, Шио сказал: "Не плачь, Бог услышал тебя и позволит здесь появиться источнику".

63.


Монастырь Шио-Мгвиме с древних времен был грузинским культурным и литературным центром. При жизни Шио количество монахов, проживающих в обители, увеличилось с 25 до 200. Шио-Мгвиме находился под прямым патронажем Католикоса-Патриарха Грузии до XII века. Царь Давид Строитель в 1123 году сделал его царской собственностью и выделил для монастыря дополнительные земли. В это время обитель поддерживала царя в его борьбе с восставшими феодалами.

64.


В XIII-XVIII веках политическое и экономическое положение Шио-Мгвиме ухудшилось. Во второй половине XIV века он стал собственностью семьи Зевджинидзе-Амилаквари. С этого времени и до первого десятилетия XIX века Шио-Мгвиме был склепом рода Зевджинидзе-Амилахвари. В 1614-1616 годах, во время вторжений шаха Аббаса, Шио-Мгвиме был разрушен.

65.


В 1678 году Гиви Амилахвари восстановил монастырь, но из-за османского владычества в Картли (1723-1735) и частых вторжений других захватчиков Шио-Мгвиме в 1726 году стал окончательно заброшенным местом. В 1735 году на Шио-Мгвиме совершили набег кызылбаши.

После того, как Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (в 1801 году), Шио-Мгвиме стал государственным учреждением. В 1811-1822 годах он административно входил в состав монастыря Кватахеви, а в 1822-1887 годах - Тбилисского Спасо-Преображенского монастыря. В конце XIX века по инициативе и на средства епископа Александра Окропирисдзе Шио-Мгвиме был полностью отремонтирован. В ХХ веке здесь были восстановлены различные постройки.

66.


В советское время монастырь был заброшен, но сейчас он функционирует и привлекает множество паломников. Сегодня в монастыре проживает несколько десятков монахов, которые всегда рады гостям. На территории монастыря находится священное место, где расположена могила самого Шио. Паломники приезжают сюда, чтобы поклониться великому святому и увидеть монастырь.

67.


После посещения монастыря Шио-Мгвиме мы поехали в дом-музей грузинского писателя, общественного и политического деятеля, "некоронованного короля Грузии" Ильи Чавчавадзе (1837-1907) в селе Сагурамо (и это стало отличным дополнением к посещению усадьбы Чавчавадзе в Цинандали!)

68.


Комплекс музея включает в себя парк и сад с виноградником, а также подсобные помещения (приставский винный погреб). Этот красивейший комплекс Илья построил в поместье своей супруги, Ольги Гурамишвили, в 1895 году.

69.


Здесь же, недалеко от собственного дома, он был убит (1907). 30 августа 1907 года Илья со своей супругой Ольгой следовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске. Возле Цицамури их поджидала банда Гиглы Бербичашвили (Георгий Хизанишвили, Павле Апциаури, Иване Инашвили и некто "имеретинец"), которые, угрожая оружием, остановили коляску. В книге Вахтанга Гурули даётся изложение официального акта вскрытия и его критика одним из крупнейших врачей того периода - Иашвили; в частности, Иашвили отмечает, что в Илью стреляли не спереди, как указано в акте вскрытия, а сзади. Гурули отмечает, что выстрел не мог быть произведён бандитами Бербичашвили, которые стояли спереди. Выстрел был произведён из второй засады, о которой не знали даже сами напавшие на Чавчавадзе бандиты.

Несмотря на то, что убийство Чавчавадзе не было раскрыто, широкое распространение в исторической науке получила версия, что за убийством стояли большевики. Профессор Анна Гейфман в работе, посвящённой террору в Российской империи, указывает, что в это время в Грузии велась ожесточённая борьба между социал-демократами во главе с большевиком Филиппом Махарадзе и национал-демократами под руководством "великого Ильи" - князя Чавчавадзе. Большевиков не устраивала открытая критика князем Чавчавадзе их программы, так как этим он серьёзно подрывал их политические позиции. Историк отмечает, что главной причиной для политического убийства князя была огромная популярность Чавчавадзе: он привлекал людей, особенно крестьян, к политической борьбе национал-демократов и отвлекал их таким образом от радикального марксизма. Большевики не могли честно конкурировать с возглавлявшимися Ильёй национал-демократами, и, когда клеветническая кампания против Чавчавадзе на страницах местной большевистской газеты "მოგზაური" ("Могзаури" - "Путешественник") не дала результата, ему был вынесен смертный приговор.

Однако, местные большевики не желали брать на себя ответственность за эту смерть и называли организатором убийства тайную полицию, а мотивом - антирусскую позицию Чавчавадзе.

После смерти Чавчавадзе его вдова Ольга Гурамишвили передала имение обществу распространения грамотности. В 1908 году с её участием здесь была открыта школа.

70.


...но вернёмся к усадьбе. Музей был основан в 1951 году.  Первый этаж отведён жизни и деятельности Ильи Чавчавадзе, родственникам писателя, грузинскому обществу ХIХ века, уникальному материалу, отражающему проведение в Сагурамо праздника в честь Ильи - "Илиаоба".

71.


На втором и третьем этажах размещены столовая комната, кабинет Ильи, спальня и др., где представлены мемориальные предметы писателя и его жены, декоративная и бытовая посуда, мебель европейского и местного производства, оружие и кольчуга семейства Гурамишвили, рукописи писателя, экземпляры газет, издававшихся по его инициативе - "Иверия", "Сакартвелос моамбе" (Вестник Грузии), образцы изобразительного искусства работ Л. Гудиашвили, У. Джапаридзе, Якова Николадзе; полотна французских художников Гранье "Приём Жака де Молив Орден тамплиеров" и Верне "Мазепа в окружении волков" и др.

72, 73.



...Так я познакомилась со знаменитой Мцхетой и её окрестностями, но понимала уже тогда - мне этого совсем-совсем не хватило. Значит, я туда обязательно вернусь.

Так же, как вернусь к описанию того предпоследнего дня в Грузии, 16 июня, который вовсе не ограничился посещением Мцхеты. Но об этом будет уже совсем другой рассказ.

Информация отсюда, отсюда, отсюда, отсюда, отсюда, отсюда, отсюда, отсюда, отсюда и отсюда

музей, Грузия, Мцхета-Мтианети, ЛечимНервыЧачейиВином, история и археология, христианство

Previous post Next post
Up