США-2019. Sequoia National Park - в гостях у гигантов

Oct 20, 2019 15:37

Ну, полгода прошло с тех пор, пока заканчивать свои рассказы...
Покинув 23 апреля Сан-Франциско, мы сразу направились в городок Линдсей (Lindsay), где нам предстояло провести предпоследнюю ночь в Америке. Назавтра нас ждало последнее приключение - прогулка по парку самых больших деревьев в мире - гигантских секвой.

Но прежде чем показывать и рассказывать про секвойи, я всё-таки покажу немножко, в каком чудном месте мы ночевали.

[Experience Life on the Farm Ford Farms Petting Zoo]
А ночевали мы на самой настоящей ферме, которую нашли на Airbnb. Мы успели приехать туда ещё до заката и провести вечер со зверюшками.
И с самого начала мы практически окунулись в атмосферу какого-то американского вестерна...

Прямо возле домика в большом загоне бродили козочки, лошадки, пони и страус )

А потом мы вошли в дом...

Никогда не бывала в домах американских фермеров, но если они все такие - я б там жил © ☺︎.
Перед тем, как совсем стемнело, мы немножко прошлись вокруг, с любопытством заглядывая в окна всех заброшенных зданий.

Вокруг было тихо и умиротворённо; только в соседнем с нами доме были слышны голоса, да кто-то из тамошних обитателей что-то делал во дворе.

Закат был тих и прекрасен... мне было так пронзительно грустно от того, что всё заканчивается и проходит... как и этот закат.
Будете в тех краях - обязательно останавливайтесь на ферме.

24 апреля

Утром мы первым делом поздравили Даника с наконец-то наступившим тринадцатилетием, в который уже раз упихали свои пожитки в машину - и поехали в парк.

Пара слов о парке:

Sequoia National Park назван в честь крупнейших деревьев - гигантских секвой. Считается, что это самые большие живые организмы на планете. Их массивные, цвета корицы, стволы и мощные ветви вздымаются до 100 метров в высоту. Парк основан 25 сентября 1890 года 23-м президентом США Бенджамином Гаррисоном, третьим после национальных парков «Йеллоустоун» (с 1872) и «Макино» (1875-1895). Он расположен в центральной Калифорнии примерно на одинаковом расстоянии от Лос-Анджелеса и Сан-Франциско - около 400 км, на юге горной цепи Сьерра-Невада, и занимает площадь 1635 км² в южной части Калифорнийского хребта Сьерра-Невады, известной как «Земля гигантов», на высотах от 500 до 2700 метров. Именно здесь, в единственном месте на планете, высоко в горах и растут гигантские секвойи.
Парк имеет горный рельеф, поднимаясь с высоты около 400 метров над уровнем моря в предгорье до высочайшей точки в смежных 48 штатах - вершины горы Уитни (4421,1 м). И нам как раз предстояло проехать большую часть этого подъёма.

Вот по такой извилистой дороге среди деревьев, видите?.. Она носит гордое имя "Дорога Генералов" (Generals Highway).

И первым, что нам встретилось на этой дороге, была Скала-Туннель - Tunnel Rock.

Скала-туннель в парке Секвойя - это расположенный в 2,5 км от визитор-центра Футхилл массивный гранитный булыжник, который когда-то давно упал сверху на вершины других скал, образовав природный мост. В 30-х годах XX века, когда в парке Секвойя строили автомобильную дорогу, под этим булыжником вытесали узкий проезд для машин. В 1997 году шоссе в парке расширили и теперь машины объезжают эту удивительную скалу. Так что сегодня проехать по Туннел-Рок нельзя, но можно к нему подойти.

И мы оттуда не уехали, пока каждый не сделал фото с этим камешком ))

Мы пока ещё были достаточно низко, и вокруг царствовала вполне зрелая весна - всё было изумрудно зелёным, ярким, солнечным. Где-то среди деревьев мелодично перетекала с камня на камень река Кавеа.

Мы поехали дальше, и следующей остановкой стал Hospital Rock, где к тому же организована большая стоянка и зона для пикника.

Тут я снова не смогу удержаться от экскурса в прошлое...
Коренные жители Америки, индейцы, тысячи лет проживали в районе, который позже стал Национальным парком Секвойя, но его современная история началась здесь лишь в середине XIX века. Фермеры и поселенцы начали заселять этот регион в районе 1860 года, перебравшись с восточного побережья континента на западное, преодолев тысячи миль пути и наладив в Аризоне переправу Лиз Ферри через непроходимый ранее Гранд-Каньон, чтобы пользоваться здесь более плодородной землей и богатыми природными ресурсами Калифорнии. Теперь на этих землях люди не живут, но остались следы их пребывания.
Так, когда-то рядом с Hospital Rock индейцы (западные Моно) устраивали праздники с видом на средний рукав реки Кавеа.

И на скале до сих пор можно увидеть индейские петроглифы.

Площадь парка огромна - она составляет 1635 км², поэтому там можно провести не один день. Но у нас он был только один - да и тот неполный - так что мы могли себе позволить только лишь самые-самые интересные его достопримечательности. И поэтому после остановки на ознакомление с петроглифами мы уже безостановочно ехали всё выше и выше, пока весна поздняя не превратилась в весну совсем-совсем раннюю.

Мы оставили машину на парковке у музея Гигантского леса (Giant Forest Museum), который расположен на пересечении Generals Hwy и Crescent Meadow Rd. Именно там мы впервые воочию и совсем-совсем вблизи увидели эти прекрасные величественные деревья.

15, 16.

Большинство из них не помещалось ни в один объектив ))

17, 18.

И даже нас шестерых было недостаточно, чтобы обхватить одно такое деревце...

19, 20.

Шишки у секвой тоже будь здоров... Хорошо, хоть на голову такое не упало ))

Получив у рейнджеров карту парка, мы нашли какой-то коротенький круговой маршрут и пошли по нему.

Тропа привела нас к лысой скале Beetle Rock, которая получила своё название в честь жука Trachykele Opulenta Beetle, который был обнаружен здесь в 1905 году.

Обзор с вершины скалы открывается просто восхитительный!

Вернувшись к машине, мы решили перекусить, а перекусив - решили поиграть в снег ))) Экзотика же ж.

Наигравшись, мы пошли по одному из самых популярных коротеньких трейлов парка - "Трейл больших деревьев" (Big Trees Trail).

Именно там мы увидели самые красивые (пусть и не самые большие) секвойи парка.

Тропа проложена по кругу по Круглому Лугу (Round Meadow), а её протяжённость всего 2 км. Прошли по мосту над ручьем Little Deer Creek - и мы в сказочном лесу Гигантов...

Женю видите? А он там есть )

Считается, что много тысячелетий назад в Калифорнии было гораздо жарче и секвойи привыкли к более теплому тропическом климату. А теперь из-за похолодания они просто перестали размножаться. С этим связаны контролируемые летние пожары, которые специально устраивают рейнджеры: они повышают температуру воздуха, чтобы семена выпадали из шишек в удобренную золой почву и секвойи продолжали расти.

Кстати, с соснами та же история. Им нужны пожары, поэтому у нас в Израиле горят чаще всего сосновые леса.

Кстати, секвойя является символом штата Калифорния. И вообще, пока мы тут гуляем, можно узнать что-нибудь новое про эти деревья.

Секвойи - это вечнозеленые деревья, относящиеся к семейству кипарисовые. Во всём мире известны три вида деревьев секвойи, два из которых растут в США:
  • Прибрежная секвойя (Sequoia sempervirens) - растёт на побережье штата Калифорния в США;
  • Гигантская секвойя (Sequoiadendron giganteum) - распространена в регионе Сьерра-Невада;
  • Метасеквойя (Metasequoia) - растёт в Китае.
Только секвойядендрон гигантский широко известен в мире под именем "секвойя". Прибрежную же называют "красным деревом", или редвуд (Redwood). Именно эти два вида и являются самыми большими деревьями в мире. Прибрежная секвойя - самое высокое дерево, а секвойя гигантская - самое объёмное. (Кстати, мы должны были поехать в парк Redwood возле Сан-Франциско - он был в нашей таблице с расписанием путешествия, и мы даже заранее оплатили в нём парковочное место. Но... мы про него забыли )))) Так что в другой раз...).

45, 46.

Ну и раз уж мы воочию увидели именно Секвойядендрон гигантский, про него и будет подробнее.

Sequoiadendron giganteum, известный также как Гигантская секвойя, Веллингтния или Мамонтово дерево, произрастает в западной части Сьерра-Невады в Калифорнии, на высоте 1500-2000 метров. Своё название этот вид деревьев получил из-за своих исполинских размеров. И хоть высота самых высоких деревьев этого вида не превышает 95 метров (тогда как прибрежная секвойя достигает высоту в 115 м), толщина ствола может достигать 12 метров. Этого хватит, чтобы внутри неё уместить целый дом или провести шоссе!

47, 48.

Старейший представитель из растущих на сегодняшний день имеет возраст около 3200 лет. В настоящее время сохранилось лишь около 30 рощ гигантских секвой.

По некоторым данным, период размножения у гигантской секвойи начинается по достижении ею возраста около 400 лет. Обязательным сопутствующим фактором того, чтобы секвойя дала потомство, является высокая температура. Вот что нам известно про лесные пожары и их пользу для секвойи:
  • Лесные пожары не приносят существенного вреда взрослым деревьям;
  • Кора секвойи, которая как губка впитывает из воздуха влагу, достаточно устойчива к огню;
  • Жар, возникающий при горении лесной подстилки, лучше всего подходит для раскрытия шишек и попадания семян секвойи на землю и прорастанию в почве, насыщенной после горения минералами;
  • Кроме того, прореженный пожаром лес дает возможность солнечному свету пробиться сквозь плотную крону деревьев и создает условия для роста молодой секвойи.

В январе 2017 года стало известно, что в Калифорнии упала самая известная секвойя с тоннелем в стволе - Pioneer Cabin Tree. Эта гигантская секвойя в США стала знаменита благодаря туннелю в стволе, через который мог проехать автомобиль. Дерево, которое росло в парке штата Calaveras Big Trees State Park, было повалено сильной бурей, что стало всемирной новостью и вызвало небывалый интерес к секвойям.

Изначально туннель в основании этой гигантской секвойи был проделан в конце 80-х годов XIX века по просьбе владельца отеля Мерфис (Murphys Hotel). Это был туристический аттракцион, ведь людям того времени было невероятно интересно проходить и даже проезжать сквозь ствол, а затем рассказывать об этом всем своим знакомым. Так всё больше людей узнавали об этом интересном месте и они всё чаще приезжали в парк и останавливались в отеле.

Именно это дерево было выбрано для прорубания тоннеля из-за того, что на нём уже имелся огромный шрам после лесного пожара.

Справедливости ради надо сказать, что идея с туннелем была не новой и, по задумке владельца отеля, эта секвойя должна была составить конкуренцию уже хорошо известному дереву Вавона в парке Йосемити (Yosemite’s Wawona Tree) в США, в котором туннель был проделан значительно раньше, в 1881 году, с целью привлечь в парк как можно больше посетителей. И хотя секвойя Вавона в роще Марипоза простояла значительно меньше (всего до февраля 1969 года), некоторые пожилые американцы до сих пор помнят автомобильный туннель в нём.

Поваленная 8 января 2017 года секвойя с тоннелем была не единственной в Калифорнии. На рубеже XIX и XX веков на западе США было очень модно делать такие туннели в гигантских деревьях с целью привлечения всеобщего внимания и развития автомобильного туризма. Ведь сквозь такой тоннель можно было не только ходить или ездить на велосипеде, но и проезжать внутри секвойи на автомобиле. Однако эта тенденция наносила непоправимый ущерб природе и её довольно быстро прекратили.

С тех пор прошло уже больше века, и практически все деревья с туннелями для машины рухнули. Гигантская секвойя Pioneer Cabin Tree оставалась последним таким деревом этого рода, и вот теперь оно тоже упало. Тем не менее, до сих пор всё ещё можно встретить парочку гигантских секвой с туннелем для пешеходов на Западном побережье США и три прибрежные секвойи с туннелями для автомобилей.

Я вот подумала - не надо нам таких тоннелей, пусть лучше секвойи продолжают расти...

...Кстати, маршрут "Больших деревьев" в парке Секвойя невероятно красив. Нам ещё и повезло с погодой, так что во время нашей короткой прогулки в 2 км (которые мы, тем не менее, растянули на целый час) мы побывали одновременно и в весне, и в зиме ))

...К сожалению, нас ограничивало не только время, но и погода. Crescent Meadow Road была ещё закрыта из-за снега, поэтому мы не смогли ни увидеть знаменитый Туннель в дереве (Tunnel Log) - упавший ствол секвойи, в котором выпилен проезд для машин, ни подняться на Моро Рок (Moro Rock) - гранитную скалу высотой чуть больше 2000 метров, стоящую посреди леса в парке Секвойя, с которой открываются шикарнейшие виды и на которую ведет узкая тропа со ступеньками. Мы смогли увидеть её только издали и снизу.

Но самую главное достопримечательность парка - дерево "Генерал Шерман" - мы не могли не посмотреть. Так что после прогулки по лесу мы погрузились в машину и поехали к очередной парковке.

А потом по мокрой от непрерывно тающего снега тропе пошли искать дерево.

"Генерал" растёт в самой обширной части парка - в Гигантском лесу (Giant Forest). Из-за неконтролируемой вырубки деревьев в XIX веке, которую, к счастью, потом остановили, были уничтожены самые старые деревья этой рощи. Теперь здесь растут лишь молодые деревья возрастом до 100 лет.

Вообще, секвойи вполне себе долгожители; возможно, именно поэтому они вообще дожили до наших времён.

В Гигантском лесу собраны все самые крупные деревья парка Секвойя. Пять деревьев этой рощи входят в десятку крупнейших деревьев планеты.

73, 74.

В лесу около 64 километров пешеходных троп, популярных среди туристов.

Служители рощи предупреждают посетителей, чтобы они не оставляли машины с открытыми окнами, так как медведи не гнушаются воровством пищи из автомобилей. Однако, медведей мы снова не увидели, зато увидели какую-то другую зверушку, философски наблюдающую за нами с вершины огромного валуна.

На территории рощи расположены две небольшие деревни, так и называющиеся «Гигантский лес» (Giant Forest Village). Одна была основана в начале XX века, вторая - в 1926 году. Все их жители заняты в сфере обслуживания посетителей Гигантского леса. Деревня Вуксачи (Wuksachi Village) с сезонным населением до 300 человек была перенесена с территории рощи, тем не менее Гигантский лес всё равно испытывает разрушительное влияние присутствия большого количества людей.

Дерево, что родило скалу...

Перечислю тут самые знаменитые деревья рощи "Гигантский лес":
  • «Вашингтон» - в сентябре 2003 года в дерево ударила молния, которая уничтожила значительную часть кроны и оставила крупный ожог на стволе. Тем не менее до января 2005 года это была вторая по объёму секвойя в мире, пока в результате бури дерево не сломалось на месте ожога: ныне это практически мёртвый пень высотой около 35 метров. По данным 1999 года «Вашингтон» имел следующие параметры: высота - 77,3 м, диаметр ствола на уровне земли - 9,1 м, объём - 1357 м³ (ствол) плюс 46 м³ (сорок шесть крупнейших ветвей). Интересно, что учёные обнаружили внутри ствола гигантскую полость высотой 35 метров и диаметром до 3 метров. Единственный вход в эту каверну располагался на высоте 58 метров. Таким образом стало ясно, что все предыдущие оценки объёма «Вашингтона» являлись сильно завышенными.
  • «Президент» - третья по объёму секвойя в мире (согласно сообщению 2012 года в журнале National Geographic, объём «Президента» в настоящее время превышает объём «Генерала Гранта» на 15 %, что делает его вторым по объёму деревом в мире): 1278,4 м³ (ствол) плюс 254,9 м³ (ветви). Остальные параметры: высота - 73,4 м, диаметр ствола на высоте 1,5 м над землёй - 7,1 м, длина окружности ствола на уровне земли - 28,3 м. Возраст дерева оценивается в 3240 лет, что делает его самой старой из живых секвой на планете.
  • «Линкольн» - четвёртая по объёму секвойя в мире: 1259,3 м³ (2002 год) или же ок. 1400 м³ (1930-е годы). Остальные параметры: высота - 80 м, длина окружности ствола на уровне земли - 30,1 м, диаметр ствола на высоте 1,5 м над землёй - 7,5 м.
  • «Франклин» - восьмая по объёму секвойя в мире: 1169 м³. Остальные параметры: высота - 68,3 м, длина окружности ствола на уровне земли - 28,9 м, диаметр ствола на высоте 1,5 м над землёй - 6,7 м. На нижней части ствола присутствует огромный давний ожог молнией.
  • «Орешник» - по измерениям 1989 года эта секвойя имела объём 1025,9 м³, что делало её 17-й в списке крупнейших по объёму секвой в мире, но в 2002 году в дерево ударила молния, и «Орешник» лишился примерно половины своего ствола, но продолжает жить.

81, 82.

Ну и самое знаменитое дерево и рощи, и парка - "Генерал Шерман", получившее своё имя в честь героя Гражданской войны в США Уильяма Шермана.

«Генерал Шерман» - самая большая по объёму секвойя в мире: 1487 м³. Остальные параметры: высота - 83,8 м, диаметр ствола на уровне земли - 11,1 м, длина окружности ствола на уровне земли - 31,3 м, масса - 1910 тонн (по исследованию 1938 года), возраст - 2300-2700 лет. Самые нижние его ветви начинают расти только на высоте 40 метров от земли! И при этом дерево продолжает расти - по сантиметру в год.

Дерево настолько высокое, что его невозможно было снять целиком даже с положения сидя ))) Так что вот вам его частями (и нас под ним):

84, 85.

И на этом нам было пора прощаться и с Генералом, и с рощей, и с парком... и с Америкой в целом. Нас ждала долгая дорога в Лос-Анджелес, короткая ночёвка в самом отстойном из моей практики мотелем вблизи аэропорта, переупаковка багажа, короткая дорога в аэропорт, сдача нашего верного "танка" назад в фирму проката машин, шаттл до терминала... и 3 перелёта через Нью-Йорк и Рим - самая мучительная на моей памяти дорога домой длиною в 28 часов.

Я улетала и уносила с собой любовь к этой стране гигантов, и мечты приехать туда вновь и посвятить много-много времени её прекрасной природе и её паркам.
Когда только я, Женя - и вся Америка.

Всякая информация о парке была позаимствована тут, тут, здесь и здесь.

Ну и, конечно, никуда без ссылки на сказочные фотографии моего талантливого Жени: Парк Секвой