"Ах, Одесса, жемчужина у моря!.."

Nov 04, 2017 19:26

И вот мы в Одессе, на часах 04.00 6 октября. Границу прошли за пару минут, а потом почти час ждали багаж. Самолёт сел в новом терминале, в котором даже лавочки до сих пор не прикручены к полу и даже затянуты плёнкой, так что пока Женя караулил багажную ленту, мы с Мариной сидели на полу (тоже новом :)), облокотившись о колонну и стараясь не уснуть.

Багаж получили, стали решать задачу номер два - как добраться до отеля. Украинской сим-карты у нас нет, интернет у меня тоже не работал, так что самым быстрым было взять таксиста прямо в аэропорту (что вообще очень не рекомендуется делать). Мы про это знали, но рискнули, и в итоге (как потом выяснилось) заплатили таксисту в 2,5 раза больше, чем могли бы. Мы тогда ещё не ориентировались в ценовой политике, а таксист, видимо, сам обалдел, что дурные туристы не стали торговаться, а просто взяли и выложили ему $20.

Да и ладно, чай не обеднеем. Зато мы в Одессе!

Отель я сняла в самом центре сердца города - на улице Дерибасовской. Если ли кто-то, кто не слышал о ней?.. И сам отель назывался соответственно - "Апартаменты Дерибас"!..

Надобно заметить, что за отель я могу сказать только самые тёплые слова. Во-первых, ещё до приезда я активно общалась с администрацией "Дерибаса" посредством мейлов, и мне отвечали быстро и профессионально. Во-вторых, накануне нашего вылета мне пришло от них сообщение в вайбер, в котором меня спрашивали, всё ли в силе и приедем ли мы в запланированное время. Переписка закончилась пожеланием приятного полёта и фразой "мы вас ждём". В-третьих, в течение нашего пребывания в Одессе все наши вопросы решались просто моментально.
Единственный минус отеля - который для нас был, напротив, плюсом - отсутствие в нём лифта (отель расположен в старинном здании). А номер нам дали на четвёртом этаже.

И вообще в отеле были все удобства )))

И номер был просто прекрасен! Огромная комната с высокими окнами, выходящими на Дерибасовскую. В комнате стол, шкафы, двуспальная кровать.

3, 4.

Марине, к её полному восторгу, достались собственные апартаменты на втором этаже комнаты с такой же большой кроватью, и надо заметить, что в течение времени, что мы проводили в отеле, Марину оттуда было просто не вытащить.

Оглядевшись и разложив вещи по шкафам, мы легли спать. Ночь была активной, на часах было только 5.30 утра, а сил нам на этот день требовалось как можно больше.

...Проснувшись часа через четыре, мы были готовы идти гулять. Но вначале было бы неплохо позавтракать.
Сумма, заплаченная за отель, включала в себя завтрак; но столовой или ресторана в самом здании не оказалось. Вместо этого мы получили талончики и были отправлены в кафе "Франзоль", что в Городском парке, в двух шагах от отеля.

И мы сразу оказались в Одессе...

Кстати, во "Франзоли" предлагают "настоящее одесское блюдо" - "хумус в лепёшке пита" )))))

Мы завтракали, а сами не могли оторвать взгляда от первой нашей одесской достопримечательности - знаменитого "Двенадцатого стула" - памятника Ильфу и Петрову. Тем более стоял он прямо напротив террасы кафе.

Нам повезло - туристический сезон был на спаде и возле стула почти никого не было (друзья говорили, что летом они не смогли к нему даже подобраться). И мы увидели настоящую одесскую очередь )))

И прошлись по ней, от узла до узла.

Ха-ха-ха ))) Эта "станция" неизменно веселила всех подходящих в ней.

И вот наконец!

Да, я на этом стуле посидела и даже сделала селфи ))

Теперь то же самое, но в динамике ))

Потом я поговорила по нофелету

А потом мы пошли в отель - переодеваться. С перепугу от разницы температур мы оделись утром слишком тепло, а потом поняли, что день обещает быть тёплым, и мы в своих зимних одеяниях просто взопреем )

Сбегали на четвёртый этаж, переоделись. А потом...
А потом мы пошли в кафе "Компот" (must-have в Одессе!), где нас ждали специально приехавшие из Киева и Харькова Юлька jitel_ka и Наташа, она же вася ))

Наобнимались, дождались, пока Юля с васей доедят завтрак, и пошли гулять по Одессе.

По Дерибасовской

Женька и его любимый фрукт ))

Очень забавная идея - мясорубка, которая перемалывает дерево и выдает на-гора скалки ))) Жалко, сломали такой шедевр.

Autumn mood

А на перекрёстке с Ришельевской свернули к Одесскому Национальному Академическому театру оперы и балета.

Театральная площадь

Возле театра посреди тротуара лежал кот. Он не помер. Просто спал. Ну а чо?

(фото кота не моё, потому что не успела. А вот Женя успел)

Обязательно зачекиниться! :)

Музей мореплавания

А тут можно идти на все четыре стороны. И до Хайфы всего ничего.

31, 32.

Здание Одесского муниципалитета

Памятник Пушкину (пардон, что он к вам спиной :))

А смотрит великий поэт на аллею Приморского бульвара, в эти дни неспешно сменяющую летний наряд на осенний.

Гостиница "Лондонская", открытая ещё в 1846 году

И первая встреча с Чёрным морем. Мы с Женей с ним знакомы, а вот Марина видит впервые.

И ещё пара десятков метров - и мы у памятника Дюку.

Но это для одесситов он просто Дюк, а для всего остального мира - Арман Эмманюэль дю Плесси, герцог де Ришелье (родственник того самого кардинала Ришелье из истории про мушкетёров). И этот самый вельможа когда-то был мэром Одессы. Несмотря на то, что Дюк вступил в должность градоначальника спустя 8 лет с момента основания города, он считается его основателем, ведь именно благодаря стараниям нового градоначальника город превратился в крупный торговый порт.

Однако когда Бурбоны вернули себе трон, Дюк вернулся во Францию, где стал премьер-министром в правительстве Людовика XVIII.

Памятник построен по инициативе графа Воронцова на пожертвования жителей города. Настолько они его любили, что в постаменте выгравировали надпись:

Герцогу Еммануилу де Ришелье управлявшему съ 1803 по 1814 годъ Новороссiйским краемъ и положившему основанiе благосостоянию Одессы благодарные къ незабвеннымъ его трудамъ жители всехъ сословiй сего города и губерний Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятникъ сей въ 1826 годѣ при новороссiйском генералъ-губернаторѣ - графѣ Воронцовѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, земледелие и правосудие (причем богиня правосудия без традиционной повязки на глазах, потому что одесситы не столь наивны и не верят в справедливость земных судей). Её зачем-то надо потереть за грудь, чем Юлька и занималась )))

Ну и прямо от ног Дюка начинается знаменитая Потёмкинская лестница, практически главная цель той нашей прогулки:

И мы по ней пошли.

Девчонки утомились от нашего с Женей и Мариной энергичного гуляния и присели на перекур.

Ну и за встречу!

Строительство Потёмкинской лестницы инициировал граф Михаил Воронцов. На тот момент Одесса действительно нуждалась в удобном доступе из города к морю. Известный архитектор Боффо тотчас же принялся за разработку проекта, и к 1841 году шедевр был завершён.

В основу конструкции Потёмкинской лестницы заложен принцип искусственной перспективы. Нижние её ступени значительно шире верхних, но при взгляде с верхней площадки они кажутся одинаковыми. При обзоре снизу лестница приобретает пирамидальную форму и выглядит длиннее, чем есть на самом деле. Угол наклона уступов тоже создает визуальный обман: снизу виден сплошной каскад ступеней, а сверху - одни лишь площадки. Всего же лестница длиной в 142 метра и высотой в 27 метров насчитывает 192 ступени. Интересно, что изначально ступеней было ровно 200 - 10 пролётов по 20 ступеней, и спускалась она сразу к морю; но при строительстве улицы Приморской 8 нижних ступеней были принесены в жертву.

Конструкция небывалых размеров буквально шокировала общественность. Новость о её появлении прокатилась по всему миру. Родился выдающийся памятник архитектуры, одна из знаменитейших лестниц, занимающая в десятке красивейших лестниц мира шестое место.

Изначально лестница называлась Приморской, Ришельевской, Николаевской и другими именами, но ни одно из них не прижилось надолго. После выхода на экраны киноленты Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», некоторые сцены которой были сняты именно здесь, лестница получила название Потёмкинская, и с тех пор её зовут именно так.

А мы пришли на Морской вокзал.

Как гласит всезнающий интернет, морской вокзал Одесского морского торгового порта самый современный и большой в Украине. По своему дизайну и техническому оснащению он не уступает аналогичным пассажирским терминалам Европы.

Юлька аж взлетела )

Прямо перед зданием вокзала установлена скульптура Эрнста Неизвестного «Золотое Дитя».

Сам автор писал о своей работе так:
«Золотое дитя» по замыслу изначально предназначалось именно для Одессы. Должны же, думал я, где-то в России сохраниться элементы оптимизма.… Это могучий ребёнок что-то вроде маленького Гаргантюа. Он, как надежда, появляется из цветка. Или, может быть, вылупляется из яйца. Словом, он символизирует нечто новое, нарождающееся, чему принадлежит будущее. На это, во всяком случае, мне хочется надеяться.… Я впервые за свою жизнь создал монумент в светлом, радостном, романтическом ключе. «Золотое дитя» - яркий, солнечный образ рождающегося гиганта, надежда на процветание будущего вольного города".

Открытие памятника было приурочено к 50-летию победы в Великой отечественной войне - памятник был торжественно открыт 9 мая 1995 года. На открытии присутствовал сам автор монумента. Четырёхметровая фигура мальчика стала самой большой в мире фигурой младенца.

Идём к следующей скульптуре - "Жене моряка".

Памятник был открыт в 2002 году на Дне Города, а позировала скульптору настоящая балерина.

Продолжаем гулять возле вокзала, обходя вокруг гигантской гостиницы "Одесса" - впечатляющей, но, увы, не действующей.

Церковь Святого Николая

Возвращаемся назад на Приморский бульвар. Юля с васей малодушно едут на фуникулёре, а мы добросовестно ножками вверх )))

Проходим мимо Воронцовского дворца в сторону Тёщиного моста, и вдруг видим стену, всю исписанную граффити.

Андрей Кузьменко, известный под псевдонимом Кузьма Скрябин, был лидером группы "Скрябин". Погиб в автоаварии в 2015 году. В память о нём на Приморском бульваре была создана эта стена.

А вот и тот самый мост:

Мост совершенно официально называется Тёщиным.

Иностранцы, наверное, удивляются, однако название не возникло просто так, на пустом месте. Есть целых две версии о его происхождении.
Первая гласит, что мост, будучи самым длинным и узким в городе, болтающимся от сильного ветра,  похож на язык вышеупомянутой родственницы. «Прямо, как язык тёщи» - говорят одесситы.

Согласно второй версии, по этому мосту в 1970-е годы якобы ходил в гости к тёще тогдашний руководитель области - первый секретарь обкома партии Михаил Сафронович Синица. Причём к тёще он ходил не просто так, а на те самые тёщины блины. Он жил на одном холме, а она на соседнем, и чтобы не делать полукилометровый круг, зять решил построить мост. Уж очень, видно, вкусными, были те блины :)

Вот вам немного видов с этого моста:

Мост был построен 1969 году и на тот момент не имел никакого смысла и не выполнял никакой коммуникационной роли. Однако сегодня он соединяет два главных бульвара города, создавая 2-километровую прогулочную тропу.

Надо сказать, я видела много самых разных мостов - Бруклинский, Манхэттенский, Карлов мост, мосты над Невой, Кёльнский мост... но Тёщин мост оказался самым философским :) Я его долго читала ))

И - в отличие от многих других мостов, он оказался полностью свободен от вездесущих замочков, этих непонятных мне символов любви. А всё потому, что руководство города нашло остроумное решение и рядом с мостом поставило вот такое сердце.

Сбоку от него находится премиленький скверик с ажурным мостиком, где мы устроили небольшой "привал".

И фотосессию ))

А потом пошли дальше по другому бульвару:

Шахский дворец

Из Одессы с любовью :)

На бульваре Жванецкого стоит ещё один знаменитый одесский памятник - "Памятник апельсину" (он же "памятник взятке"). История его появления довольно любопытна.

После воцарения на троне императора Павла I в 1796 году финансирование строительства одесского порта было приостановлено. Нет порта - нет торговли, способной прокормить Одессу, и к 1800 году город находился «при последнем издыхании». Тогда городские правители решили отправить в дар императору 3000 апельсинов, а взамен попросить ссуду и помощь в строительстве порта.

Так взятка спасла целый город :)

А потом началась моя самая любимая часть прогулки. Мы просто бродили по улицам, и я могла любоваться и любоваться тем, ради чего всё это затеяла - одесскими домами, двориками и балконами.

Почему-то мне кажется, что именно эта часть рассказа - без исторических фактов, имён и дат - сможет лучше всего передать дух Одессы, чудесного старинного приморского города.

Этот дворик меня просто пленил...

Почему-то вдруг коротко, но остро кольнула в сердце ностальгия - чем-то этот дворик напомнил мне Бухару, Бухару моего детства.

А дома?.. Эти дома XIX и начала XX веков? В этой части города вы не найдёте современных зданий; здесь сохранилась и живёт себе старая Одесса, какой она была сто лет назад.

Это же просто оргазм какой-то!..

93, 94.

А Даня Ласточкин таки поц ))

Мы снова и снова сворачивали на разные улицы, держа направление назад к Дерибасовской.

Кафе "Гоголь-моголь" на углу улиц Некрасовской и Гоголя

Просто сделали фото - и дальше себе пошли

У них в Одессе виноград как у нас тут апельсины )))

Редкое более или менее современное здание в этой части города.

И вот впереди показалась площадь, рядом с которой мы сегодня уже проходили - Екатерининская.

И посреди неё - "Памятник основателям Одессы": Екатерине II и её сподвижникам - де Рибасу, де Волану, Потёмкину и Зубову.

Долго мы там не задерживались - мы спешили найти дом с одной стеной. Находится он по адресу Воронцовский переулок 4, в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца.

С первого взгляда - дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Но только если на дом смотреть нормально - прямо перед собой. А если пройти ещё немного и посмотреть на него сбоку, с определённого ракурса...

Да, это выглядит именно так, как выглядит - дом действительно кажется плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена (в народе его так и зовут - "Дом-стена").

Секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит, что во время строительства этого дома, ещё в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города.

Если я не ошибаюсь, как раз в этот момент прогулки мы расстались с девчонками до вечера: они стремились макнуть ноги в море, а нам, жителям средиземноморья, город был интереснее воды :) Тем более мы вдруг увидели не только знакомое имя, но и знакомое имя! Словно Тель-Авив приветственно помахал нам ручкой :)

Там же рядом мы обнаружили симпатичный магазин с сувенирами и чего-то там даже купили :) Теперь у меня есть магнитик с очень философской фразой: "Не надо делать себе вырванные годы из еле оставшихся дней" )))
Ну а потом по улице Катерининской мы очень быстро вернулись назад на Дерибасовскую. Хотелось есть, и мы пошли обедать в "Компот".

После обеда зашли в свой отель перевести дух и решить, что делать дальше. Марина заявила, что на сегодня нагулялась, ушла к себе наверх и погрузилась в интернет. А мы снова натянули кроссовки и пошли нарезать по Одессе очередные круги :)

Вот что мы видели сразу же, выходя из отеля на улицу (vikashub, тебе наводка )))

Совсем рядом с нашим отелем - здание гостиницы «Большая Московская». Я была от него в полном восторге, хотя, как потом узнала, жители города здание не жалуют.

112, 113.

Оказалось, что это не оригинальное строение. Первая гостиница «Большая Московская» была построена в 1904 году, в период расцвета отельного бизнеса в Одессе. Занимавшиеся поставками чая из Китая в Россию московские предприниматели Д. и Г.Дементьевы и В.Васильев, приобрели невзрачный дом Бирюкова по Дерибасовской, 29 и решили построить на его месте гостиницу. Здание было спроектировано архитектором Львом Влодеком, который также построил в Одессе «Дом с атлантами» и гостиницу «Пассаж»; именно поэтому первое здание "Большой Московской" очень напоминало здание "Пассажа" (который я ещё покажу).

Однако к концу 90-х годов ХХ века здание сильно обветшало и потеряло большую часть лепного декора. В 2006 году градостроительный совет Одесского городского совета утвердил проекты реконструкции гостиницы «Большая Московская», и несколько лет появилось первое здание, которое оказалось не похоже на оригинальное настолько, что возмутило одесситов.

И как ещё мы позднее узнали, гостиница не функционирует, хотя в интернете можно забронировать в ней номер. Не попадитесь!..

Потом мы прошлись по Одесскому городскому саду - совершенно чудесному, уютному и очень курортному

Поприветствовали Леонида Осиповича, сидящего себе на лавочке и с улыбкой наблюдающего за неспешным моционом одесситов и гостей города.

Памятник Утёсову был установлен в 2000 году ко дню празднования городского юбилея (традиция открытия памятников ко Дню города поддерживается на протяжении десятилетия). Знаменитый эстрадный исполнитель был уроженцем города и его искренним поклонником.
Изначально композиция памятника предполагала, помимо Утёсова на скамейке, ещё и музыкальную будку с песнями артиста, но механизм был сломан и разобран вандалами. В последние годы будка была убрана, и возле памятника осталась лишь напоминающая о ней табличка.

Почему-то считается, что если потереть Утёсову нос, то постигнет тебя удача. Но мы из уважения не стали этого делать :)

Прошли мимо Пассажа

и вышли на улицу Преображенскую.

Это доходный дом Либмана

А за ним... Здание какой-то сумасшедшей красоты, которую обветшание только подчеркнуло.

Оно просто притягивала к себе, и возле него всё время кто-то стоял и подолгу смотрел вверх...
Очень надеюсь, что власти города его отреставрируют, а не сделают то же, что сделали с гостиницей "Большая Московская".

На самом деле мы шли на Соборную площадь

В её центре - памятник Михаилу Воронцову, второй памятник Одессы. Он был воздвигнут в 1863 году.

За ним - Спасо-Преображенский кафедральный собор.

И я жадно ловлю малейшие признаки золотой осени.

Пошли гулять в сторону Еврейской улицы - ну а как же иначе?..
Встретили Веру Холодную (надо сказать, памятников в Одессе хватает).

А также хватает мемориальных табличек самым разным событиям и людям

Прошли шумную Тираспольскую площадь

И наконец-то повернули на Еврейскую.

Заглянули ещё в один одесский дворик

Шли мы с целью найти синагогу Бродского

Но... мы её не нашли! Там, где карта показывала синагогу, её не было! Там была середина тротуара ))) А у тротуара за высокой стеной и запертыми воротами старинное здание. Может, оно и было синагогой, однако табличка на воротах указывала на совсем другое казённое заведение; далёкое от чего-то божественного.
А может мы просто слепые )))

Так и не посетив синагогу, по улице Жуковского мы пошли в обратную сторону.

Подкрепиться не хотите ли?..

Снова памятник. Кто же это?..

А это Исаак Бабель

По парку на Александровском проспекте пошли назад к отелю. Вечерело

ТЦ "Греческий"

И здание, с левой стороны которого расположен отель, в котором мы жили.

Одесса уже зажигала свои огни, но мы даже представить себе не могли, что тут будет буквально через полчаса...

И день ещё вовсе не закончился ;)
Так что далi буде.

А тут пост любимого мужа с прекрасными фотографиями и интересным текстом, часть которого я честно стащила себе.

Одесса, отпуск, поездки, друзья, семья, Украина