«И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу.
А там были Иевусеи, жители той земли.
И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда.
Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов».
(1 Пар.11:4-5)
2.
Церковь Петушиного Крика Не так давно в Иерусалиме, и так богатом на исторические достопримечательности, появилось еще одно место, заслуживающее внимания и посещения - национальный парк "Город Давида", расположенный совсем недалеко от стен Старого города.
3.
Несмотря на то, что Город Давида - это одно из старейших мест Иерусалима, в черту Старого города, окружённого стеной, он не попал.
Когда-то здесь, у подножья Храмовой горы, вытянутая между узкими и крутыми долинами Терапион (ныне засыпанной) и Кедрон, стояла маленькая ханаанская крепость Рушалимум (Сион, Шалем), площадью не более 6 га.
4.
На её территории были найдены следы обитания человека, начиная с халколитического периода (около 4 тыс. лет до н.э.), но впервые город с таким названием мы встречаем в древнеегипетских Текстах Проклятий (англ. Execration Texts).
5. Масличная гора
Упоминание о городе, который впоследствии станет городом Давида, впервые появляется в ТАНАХе в рассказе о праотце Аврааме. Сказано, что когда Авраам возвращался с победой над северными царями, он двигался по долине Шавей вместе с Лотом и всем его имуществом. У города его встретил царь Малки-Цедек (рус. Мелхиседек, букв. «Царь Справедливости»), царь Шалема, который являлся священником и благословил Авраама:
«и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего» (Быт.14:18)
Арабский посёлок Силуан (который раньше был кварталом, населённым евреями из Йемена, и звался Шилоах)
6.
7.
Город Давида и Силуан разделяет долина Кедрон
8.
Каким образом населённый пункт с названием Шалем стал Иерусалимом (или Иерушалаимом)? Версия такова: божество, по-видимому, возглавлявшее пантеон у ханаанских народов, называлось Шалем. Соответственно, город, принадлежащий (поклоняющийся) этому божеству, звался «Иро шель Шалем» ("город Шалема") или еще короче «Иро Шалем», что даёт нам уже привычное ивритское звучание Ирошалем или Иерушалаим (перешедшее в русский язык через греческий как Иерусалим). Возможно, именно поэтому считается, что рассказ об Арааме и его встрече с царем Мелкицедеком - это первое упоминание города Иерусалим, который вскоре будет захвачен Давидом и станет его городом, но все же сохранит своё древнее название.
9.
Но вернёмся к царю Давиду. Зачем ему понадобился Иерусалим?
Для ответа на этот вопрос надо вспомнить его предшественника царя Саула (Шауля). Когда царь Саул правил своим царством, то оно представляло из себя 12 наделов земли, принадлежащих 12 коленам, каждый со своей столицей, каждый со своими жертвенниками, и объединяло их только родство, о котором они вспоминали во время бедствий и войн.
Дабы объединить колена Израилевы, задумал Давид сделать для всех единую столицу и единое место жертвоприношения, и необходимым условием стало то, что эта столица должна была находится на земле, не принадлежащей ни одному из колен.
10.
Именно таким местом и стал город Иевус или Шалем, который находился на нейтральной территории между коленом Вениамина (Биньямина) и коленом Иуды. Такой статус ему обеспечивал договор, по преданию, заключенный ещё Авраамом.
К тому же Иерусалим находился на дороге, соединяющей такие города, как Хеврон, Бейт-Лехем (Вифлеем) и Шхем, что также способствовало централизованному управлению регионами.
11.
Ко времени Давида договор Авраама уже не действовал, однако иевусеи были так уверены в стенах Иерусалима, что смеялись над Давидом:
"И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», - это значило: «не войдет сюда Давид»." (Вторая книга Царств (Вторая книга Самуила) 5:6).
Однако Давиду удалось взять город, по версиям некоторых исследователей (в частности, Чарльза Уоррена) пробравшись внутрь Шалема через тоннель, ведущий к источнику. Другие исследователи считают сомнительной возможность развернуть генеральное сражение таким образом и предполагают, что прорыв через тоннель был использован как отвлекающий манёвр.
12.
Настало самое время рассказать, о каком источнике и о каком тоннеле идёт речь, потому что именно они были главной целью нашей экскурсии.
13.
На восточном склоне холма бил родник Гихон ( букв. «пульсирующий»), он же Силоамский источник - едва ли не единственный источник воды на много километров вокруг, одна из причин строительства крепости в стратегически невыгодном низком месте.
В 1867 г. английский офицер, капитан Чарльз Уоррен (Charles Warren), случайно обнаружил остатки древнего города, когда заинтересовался подземным тоннелем, отходящим от Силоамского источника.
Ещё в ханаанское время, примерно в XVIII в. до н.э., из верхней части Иевуса через относительно мягкие слои известняка к воде был прорублен тоннель. Возможно, это был личный тоннель царя и(или) жреческой верхушки. Тоннель проходил через пещеру, где, как утверждают археологи, люди жили ещё 5 тыс. лет назад (вход в пещеру не сохранился), и продолжался мимо вертикального карстового провала, известного под названием «колодец Уоррена» (ивр. «Пир Уоррен»).
Именно по этому узкому колодцу, преодолев около 13 м, в 1867 г. в пещеру поднялся (и обнаружил остатки древнего города) Чарльз Уоррен, а колодец был позже назван его именем.
14.
Есть версия, что при ханаанеях основание тоннеля было выше, и о провале никто не догадывался. Только в VIII в. до н.э. при углублении тоннеля обнаружился этот природный колодец, которым, впрочем, для подъёма воды, возможно, никто не пользовался, поскольку стены провала остались необработанными. В те времена колодец опускался к мелкому месту в стороне от источника, так что зачёрпывать воду было неудобно.
Для простого люда вода из источника отводилась по короткому каналу в располагавшийся южнее открытый бассейн. Увидеть его невозможно: в VIII в. до н.э. водосборник перестал использоваться и поверх него был построен дом, в 586 г. до н.э. разрушенный вавилонянами.
15.
...В момент, когда Давид пришел захватить город, на восточном склоне холма находился родник с бассейном, защищённый четырьмя могучими башнями, к которому сверху из города ввел подземный ход. Несмотря на предсказания иевусеев и "страшилки" про слепых и хромых, Давид захватил город. В ТАНАХе об этом написано очень мало, и наибольшее внимание привлекает внимание одна фраза: "всякий, убивая Иевусеев, «ве ига бе цинор» (дословно - "и прикоснётся к трубе"), пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар. 5:6-8).
16.
О какой трубе идёт речь? Сегодня фразу «ве ига бе цинор» мы переведём как «и дотронется до трубы». Это, возможно, объяснило бы многое в столь коротком рассказе о захвате города Давидом, но что означало слово «цинор» и слово «ига» в те далёкие времена - нам не известно. По предположению историков слово «цинор» могло означать некое место с водой, или то, по чему течёт вода (тот самый тоннель?). Предположительно армии Давида удалось захватить город, пробравшись через водную систему иевусеев, но подробности битвы не были записаны, или скрываются от нас в значении этих двух слов.
17.
В период Первого Храма (X-VI века до н. э.) для защиты города от Ассириии царь Хизкияу (Езекия) построил систему водных сооружений, призванную снабжать жителей города водой в случае его осады. В качестве резервуара для воды в южной части города был построен Силоамский бассейн; прорубленный в скале подземный тоннель длиной 533 метра, по которому вода попадала в город, начинался от источника Гихон и вел к бассейну. Он был назван «тоннелем Хизкиягу» (727-698 до н.э.), хотя проложен он был, по-видимому, ещё до начала эпохи правления этого царя. Были скрыты все признаки существования источника Гихон и укреплений, окружавших его в ранние периоды.
Ну а мы пойдём по тоннелю Езекии, сквозь воду и землю, 533 м по воде, глубина которой варьируется с 70 см в самом начале до "по щиколотку" или по колено в дальнейшем. И, спускаясь к воде, неплохо помнить, что начинаем мы двигаться по ханаанейскому тоннелю XVIII в. до н.э., а после расширения (пещеры) продолжаем уже по «израильскому», VIII в. до н.э.
18.
Нам "повезло" - спустившись под землю и войдя в воду, мы очень скоро упёрлись в предыдущую группу, которая состояла из иностранных парней-йешиботников (учащихся йешивы), которые шли очень медленно и очень громко распевали какие-то молитвы или псалмы. Поначалу нас это напрягало - мы то и дело были вынуждены останавливаться там, где нас застала очередная остановка той группы - иногда в узком и низком месте, где стоять приходилось согнувшись.
В тоннеле нет освещения. Там абсолютная темнота, разрываемая только светом фонариков.
19.
Пару раз Женя, шедший в нашей группе первым, пытался подогнать впереди идущих словами "гоу, гоу!", но это помогало ненадолго. И тогда он... запел. Громко, выразительно и убедительно он выводил в древнем тоннеле царя Езикии "Ой, мороз, мороз, не морозь меня".
Нашу группу это порвало, а впереди идущую - удививило. А может, напугало ))) Так или иначе, но идти они стали гораздо живее )))
И всё равно эти 500 метров показались нам километрами. За каждым очередным поворотом мы видели выход, а потом оказывалось, что это были всего лишь отблески фонариков впереди идущих.
Так или иначе, вскоре впереди действительно блеснул солнечный свет, и мы вышли наружу
20.
Недалеко от выхода наружу к стене тоннеля прибит щит с изображением так называемой «Силоамской надписи» (ивр. «Ктовет ха-Шилоах»), авторство которой принадлежит строителям «тоннеля Хизкиягу». Надпись повествует об окончании проходки этого уникального сооружения, о «смычке» двух групп тоннельщиков, и считается одной из древнейших надписей на палеоиврите.
В 1880 г. эти строчки обнаружили дети в тоннеле на расстоянии около 6 метров от «современного» Силоамского водоёма. Камень с надписью, размером 1.32 х 0.21 м, был тайно вырублен из стены в 1891 г., разбит на куски, которые позже удалось собрать благодаря деятельности Британского консула в Иерусалиме, и помещён в Музей Древнего Востока в Стамбуле, где и хранится в настоящее время. Слово «современный» использовано не случайно: водоём, к которому сейчас выходит «тоннель Хизкиягу» - это не исторический Силоамский бассейн, а остатки искусственного пруда бывшей Силоамской церкви середины V в., построенной, как считается, сосланной в Иерусалим опальной византийской императрицей Евдокией.
21.
Именно это место поначалу было принято за Силоамский бассейн, в который собиралась вода источника Гихон.
22.
Доводом в пользу того, что тоннель, скорее всего, был прорублен ещё до правления Хизкиягу, является то, что имевшийся до того открытый бассейн южнее источника Гихон вышел из употребления. Возможно, он оказался слишком маленьким для растущего населения: простым людям - а не только царской элите - надо было откуда-то брать воду. Срочно требовался новый большой водосборник, свободное место для которого нашлось на южной окраине Града Давида. К этому бассейну, позже названному Силоамским (ивр. «Брехат ха-Шилоах»), мы и пришли.
23.
На сегодняшний день от него, конечно, почти ничего не осталось, и лужица на фотографии это даже не малая его часть. Силоамский бассейн когда-то занимал площадь около 3000 кв.м.
Здесь, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос исцелил незрячего:
«[…] Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы…» (Иоан.9:6-16)
Кстати, можно заметить связь между написанным в ТАНАХе предупреждением о том, что "хромые и слепые охраняют город" и между описанным в Новом завете чуде исцеления Иисусом слепого и хромого. Можно расценивать это как снятие некоего проклятия с древнего города.
24. Раскопки на территории бывшей парковки Гивати
Бывшее водохранилище было случайно открыто в 2004 г. Эли Шукроном, наблюдавшим за расчисткой этой заброшенной территории перед запланированным строительством. Когда ковш бульдозера трижды в одном месте заскрежетал о камень, Эли остановил тяжёлую технику и расчистил первые три ступеньки спуска к водоёму. По словам учёного, он сразу понял важность находки. Заодно выяснилось, что зеленеющие неподалёку фиги и цитрусовые растут прямо в поросшей травой бывшей чаше Силоамского бассейна.
Во времена Второго храма от Силоамского бассейна на север к Храмовой горе вдоль долины Терапеон шла мощёная камнем улица, по-видимому, действительно построенная или реконструированная Иродом Великим.
25.
Считается, что эта улица была проложена специально для паломников, пришедших к Храму и омывшихся в микве, устроенной в Силоамском бассейне. Чтобы не запачкать свои одежды по пути к Храмовой горе (до которой от микве примерно 800 м в гору), они шли по мощёной чистой улице.
26.
Под улицей была проложена дренажная канава в рост человека с боковыми отводами для сбора дождевой воды, направлявшейся затем в водохранилище. Это значит, что уже две тысячи лет назад люди строили под улицами облицованные камнем дренажные коллекторы-тоннели высотой с человеческий рост, с системой боковых ответвлений и канализационными люками.
27.
Во время римского штурма Иерусалима в 70 г. н.э. в этом тоннеле прятались беженцы, стремившиеся выйти в Кедронскую долину, чтобы попасть к северо-западному побережью Мёртвого моря в район Кумранского поселения.
28.
Полуподземная Иродианская улица выводит прямо к стенам Храмовой горы, на территорию Центра Дэвидсона (Иерусалимского археологического парка). Здесь же находится "Хезкат Исраэль" - третья часть Стены Плача, у которой женщины могут молиться рядом с мужчинами.
29.
Плиты древней Иродианской дороги тут покорёжены и разбиты - на них со стены сбрасывали огромные камни, из которых некогда был построен Иерусалимский храм..
30.
Когда-то давно это было оживлённое место со множеством магазинчиков, в которых паломник из далёкой Галилеи или Самарии мог купить жертвенное животное и обменять свои деньги, и микв, которые можно было посетить, если с Силоамским бассейном по той или иной причине не сложилось.
31.
А эти выступы, торчащие из стены Храмовой горы прямо под мечетью Аль-Акса - это так называемая "арка Робинсона". По предположению археолога, некогда это было основанием арки, по которой шла лестница, ведущая на Храмовую гору.
32.
Картинка из интернета (реконструкция арки)
На этом экскурсию по городу Давида можно считать законченной. Последний взгляд на великую гору Мория, основу основ всего - и мы идём дальше, по еврейскому кварталу Старого города, но... это я покажу отдельно.
33.
Источники информации:
раз,
два,
три.