Масада - что было, что стало

Mar 10, 2015 09:41

Масада - это самый популярный среди туристов исторический израильский объект, не связанный с христианством или исламом, а лишь только с историей иудеев и Иудеи.
В 2001 году национальный парк Масада был включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия.

Эта крепость - символ героизма, мужества и борьбы за независимость, и её своеобразные характер и дух ощущаются по сей день.



Мы гуляли по Масаде несколько часов, результатом которых стали неизгладимые впечатления и море фотографий. Об истории крепости я написала в прошлом посте; в этом я просто расскажу о прогулке и покажу крепость такой, какой она дошла до наших дней, такой, какой мы её увидели.

2.


...Итак, арабы, пришедшие на Святую землю в VII веке, изгнали византийцев из Масады, разрушили построенный ими монастырь - и об этом месте никто не вспоминал долгие-долгие века.

Возрождение Масады как культурно-исторического памятника началось в XIX веке и происходило поэтапно.

Впервые гора, которую арабы называли А-Саба, была идентифицирована как Масада в 1838 году американцами Э.Робинсоном и Э.Смитом.
В 1842 году Масаду посетили американский миссионер Уолкотт и английский художник Типпинг.
В 1851 году Ф. де Сольси составил первый план крепости.
В 1867 году Ч.Уоррен взошел на вершину горы с востока (по видимому, по Змеиной тропе).

3.


В 1875 году К.Р. Кондер составил карту Масады и ее окрестностей.
В 1905 году Г. Д. Сандель обнаружил систему водоснабжения крепости.
В 1909 году А.В.Домашевски и Р.Э.Брюннов провели детальное исследование остатков римских лагерей возле крепости.
В 1932 году раскопки Масады производил А.Шультен (главным образом с целью исследования системы римской осады).

4.


Постепенно в научном мире возрастал интерес к удивительной крепости. Серьезные исследования Масады начались после создания государства Израиль.
В 1953 г. израильские археологи Ш.Гутман и А.Аллон исследовали систему водоснабжения крепости и произвели раскопки одного из римских лагерей.
Раскопки 1955 г. (М.Ави-Иона и Н.Авигад) и 1956 г. (И.Ахарони и Ш.Гутман) позволили установить очертания крепостных сооружений и составить план цитадели.

В 1963-65 годах Еврейский университет в Иерусалиме организует большую археологическую экспедицию на Масаду, возглавляемую Игъалем Ядином. В раскопках приняли участие сотни добровольцев со всего мира. В ходе работ была расчищена почти вся застроенная часть скалы и произведена частичная реставрация древних построек.

5.


Раскопки обнаружили между прочим остатки поселения эпохи неолита (4 тысячелетие до н. э.), а также водосборники доиродианского периода; многочисленные монеты Александра Янная позволяют заключить, что водосборники принадлежат к периоду Хасмонеев.

6.


Археологи обнаружили тысячи прекрасно сохранившихся артефактов и письменных источников, которые позволили воссоздать впечатляющую картину материальной и духовной культуры Иудеи периода конца Второго Храма.

7.


В 1966 году Национальный археологический парк Масада открыл свои ворота двери для первых посетителей.

Изначально на вершину горы можно было попасть только пешком - по римской насыпи с запада (15-30 минут пути, в зависимости от ваших спортивных качеств) или по Змеиной тропе, вьющейся по восточному склону утеса (примерно 45 минут пути).

8.


9.


А в 1971 году в Масаде начал действовать фуникулёр, поднимающий вас в крепость за каких-то три минуты.

10.


Именно его мы избрали для подъёма, решив прогуляться на Змеиной тропе на обратном пути.

11.


И вот она, Масада.
Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 650 на 250-300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяжённостью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен.

12.


13.


Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы.

14.


Между Масадой и Мёртвым морем пролегает белёсая равнина, образованная осадочными мергельными породами древнего моря Лашон и изрезанная руслами многочисленных потоков, стекающих с окрестных гор.

15.


Мы берём карту и начинаем медленно обходить постройку за постройкой. Поскольку поднялись мы на фуникулёре с восточной стороны, то и в Масаду мы вошли через Ворота Змеиной тропы.

16.


Миновав несколько помещений, мы направились в самое роскошное здание северной части крепости, включающее в себя склады, служебные помещения, баню и Северный дворец, заходить в который дозволялось лишь немногим приближённым царя Ирода.

17.


Как это было принято в те далёкие времена, стены многих помещений украшались прекрасными настенными росписями в технике фрески (краски наносились на ещё влажную штукатурку особого состава и, впитываясь в неё, создавали в процессе высыхания тончайшую защитную плёнку). Поскольку евреи намеренно воздерживались от изображения людей и животных (бо нельзя), роспись состояла в основном из геометрических элементов; в меньшей степени использовались растительные мотивы.

18.


И бани - неотъемлемая часть римской культуры, которую любил Ирод.

19.


Центральную и восточную часть северного комплекса занимают ряды продолговатых помещений, разделённые коридорами. Это 29 складов, в которых во времена Ирода хранились пищевые запасы и оружие. Здесь имелось всё необходимое для поддержания великолепной жизни царского дворца.

20.


В "Первой Иудейской войне" Иосифа Флавия написано: "...поскольку там были сложены такие огромные запасы зерна, что их могло хватить на долгие годы, равно как большое количество вина и масла, не говоря уже о всевозможных бобовых и финиках." Необыкновенно сухой климат здешних мест предохранял пищевые запасы от порчи: в период восстания защитники Масады нашли все запасы в прекрасном состоянии, "несмотря на то, что минуло почти сто лет с того момента, как их поместили сюда".

21.


Содержимое складов подтверждает рассказы об изысканном вкусе Ирода: многие сосуды несут на себе выполненные чернилами надписи (что само по себе является редкостью). Надписи на амфорах с вином сообщают, что партия была отправлена из Южной Италии в 19 году до н.э. "царю Ироду поставщиком Лукиусом Ланиусом". Флавий рассказывает, что у Ирода был придворный виночерпий, заведовавший исключительно поставками наилучших в мире вин. К царскому столу в Масаде подавался рыбный соус (гарум), производившийся на юге Испании. Рыбные кости, содержавшиеся в этом соусе, были обнаружены на внутренних стенках сосуда. В качестве десерта подавались особо приготовленные яблоки или яблочный напиток, так же привозимый из Италии.

И вот мы у дворца.
Северный дворец - архитектурная жемчужина Масады и одно из прекраснейших и совершенных сооружений, созданных Иродом. Дворец, в архитектуре которого прослеживаются эллинистические и римские влияния, расположен на трёх естественным выступах узкой оконечности неприступной скалы.

22.


Верхний ярус возвышается над нижним на 35 метров (высота 10-этажного дома!). Исключительное местоположение дворца потребовало сооружения внушительных подпорных стен, а в наши времена ещё и сооружения дорожки, соединяющей все ярусы дворца

23.


Верхний ярус служил личными покоями любившего уединение царя. Здесь он проживал вместе с самыми близкими членами семьи. В залах двух нижних ярусов проходили приёмы наиболее уважаемых гостей.
С террасы верхнего яруса открывается великолепный вид на Мёртвое море и долину. Сидя здесь, обитатели дворца наслаждались прохладными дуновениями долетавшего с моря бриза

24.


25.


К нижним ярусам некогда вели ступени, высеченные в скале с западной стороны дворца. Значительные участки этой древней лестницы обрушились во время нередких в эти местах землетрясений.

26.


Однако последние ступени лестницы, ведущие на нижний ярус, являются подлинными.
На нижнем ярусе находился зал, окруженный галереями, предназначенными для приёмов и торжественных пиршеств. К южной части скалы примыкают коринфские колонны, капители которых изначально были раскрашены. Внешние стены центрального зала были покрыты искусственным мрамором, а внутренние были расписаны фресками, имитировавшими цветной мрамор с геометрическим орнаментом.

27.


Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям  живших здесь в период восстания  зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. В небольшой бане, расположенной возле дворца, обнаружены находки, по-видимому, свидетельствующие о последней ночи Масады: останки трех человеческих тел (очевидно, повстанцев), детали одежды и обуви, многочисленные стрелы, металлические пластины защитных доспехов и прекрасно сохранившаяся женская коса.

28.


Там, на нижней террасе дворца, мы повстречали интересных птичек

29.


В окружающей тишине и относительном безлюдии пустыни они очень звонко и мелодично щебетали, причем явно со смыслом - один чего-то прочирикает, а ему издали другие отвечают.

30.


Они нам так понравились, что мы решили подкормить их хлебом из наших бутербродов. И стоило нам начать....

31.


Как нас вскоре просто атаковали, чуть ли не выдирая сэндвичи из рук

32.


Пришлось спасаться бегством ))))

33.


Правда, потом мы снова встретили стайку этих птичек - неподалеку от площадки для жеребьёвки.

34.


На этой площадке были обнаружены многочисленные остраконы (глиняные черепки с нанесёнными на них письменами), на одном из которых значится имя Бен Яира, предводителя зелотов. Археолог Игъаль Ядин считал, что по крайней мере часть найденных в Масаде остраконов несомненно связана с последними часами повстанцев. Из 700 остраконов с надписями на иврите и арамейском языке 11 выполнены одной и той же рукой и содержат лишь одно имя каждый. По мнению Ядина, они были изготовлены для жеребьёвки: ведь согласно Флавию, последние десять оставшихся в живых человек тянули жребий - кому из них предстоит убить девятерых товарищей, а затем поджечь крепость и покончить с собой.

35.


Побродив по помещению, некогда бывшему административным зданием с залом для стражи в углу, мы подошли к западной смотровой площадке, на которой надолго зависли...

36.


Отсюда открывался прекрасный обзор на расположенные под горой бывшие римские лагеря, на осадную насыпь римлян, систему водоснабжения, окружающие горы, русла ручьёв...

Марина пообезьянила - куда ж без этого? :) ( и это та самая обещанная вторая фотка из серии про обезьянку-Марину)

37.


Неподалёку виднелись развалины казарм, в которых размещались солдаты Ирода. Помещения казарм использовались и в период восстания (когда к ним было добавлено много дополнительных комнат) , а также в византийский период.

38.


Продолжая идти вдоль западной стены, мы увидели пролом, сделанный римлянами в той роковой последней битве за Масаду. Недалеко от него располагался Западный дворец - самое обширное строение на территории крепости (общая площадь 3700 кв.м.), служивший официальной резиденцией царя.

39.


Впоследствии залы и дворы Западного дворца, как и двух малых дворцов, были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, не пострадавших от пожара, были обнаружены остатки утвари зелотов: одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество.
Было обнаружено множество монет, алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей.

На территории крепости, недалеко от Западного дворца находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855-1938) предложено идентифицировать развалины, как лавру Марда (Лаура). Той же точки зрения придерживались известные исследователи Delau, Abel, Festugière, Chitty, Hirschfeld.

На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая еще во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.) и являвшаяся центром Монастыря византийских отшельников. Сохранились элементы пола с мозаичным орнаментом.

40.


41.


Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580-600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:

"Недалеко от Мёртвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мёртвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами (лат. пер.: за маслинами), они взнуздывали осла и говорили ему: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами». Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому"

- "Луг Духовный", новелла 158.

42.


Одной из наиболее поразительных находок, сделанных в Масаде, считается синагога. Раньше считалось, что в период существования Иерусалимского Храма у евреев не было нужды в синагогах. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана. Принимая во внимание тот факт, что синагоги были найдены также в развалинах крепости Гамла и в Иродионе, ученые пришли к выводу, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма, просто функции они имели тогда иные (не столько молельный дом, сколько дом для собраний и чтения святых книг).
Зелоты устроили в Масаде несколько микве (в северной и южной частях крепости), полностью отвечающих требованиям Галахи.

43.


А мы продолжаем идти вдоль стены к южной части крепости, встречая по пути непонятные штуковины

44.


45.


В южной части Масады, наиболее пустынной, мы увидели практически вход в недра земли:

46.


Это южный водосборник Масады - огромнейшее водохранилище. Вниз ведут 64 ступени.

47.


Марина с Женей пошли вниз, а я поленилась и осталась наверху ждать их

48.


49.


Этот водосборник был вырублен во времена Ирода. Вода в него поступала по каналу, проходившему через окно в южной части.

50.


Рядом с водосборником Ирод выстроил огромный, вместимостью 550 кубометров, крытый плавательный бассейн. Стены, потолок и ступени, ведущие в воду, были оштукатурены. Создание в безводной пустыне такого гигантского, по тем временам, бассейна свидетельствует о чрезвычайной приверженности царя римской культуре, которая уделяла первостепенное внимание физическим упражнениям, в том числе и плаванию.

Достигнув крайней южной точки крепости, мы снова повернули к северу.

Что с моим лицом - о том спрашивайте фотографа )))

51.


В этих пещерах, по всей вероятности, когда-то были каменоломни.

52.


В византийские же времена в них проживали монахи, которые уединялись в пещере на протяжении шести дней в неделю, а по воскресеньям собирались в церкви для общей молитвы и трапезы.

53.


...Ребёнок на удивление почти не утомился бродить по этим древним развалинам

54.


и поэтому мы решили напоследок залезть на отреставрированную Сторожевую башню, с которой открывался вид на всю территорию крепости и ее окрестности.

55.


На этом наш поход по крепости - довольно быстрый, стоит заметить, поход (ведь там можно бродить часами и часами) был закончен. Мы собирались спускаться вниз, на сей раз пешком, по Змеиной тропе.

56.


Начало тропинки расположено рядом с верхней станцией фуникулёра

57.


Стоящая в самом начале табличка подготавливает посетителей Масады к тому, что их ожидает: спускаться предстоит на 350 м вниз по тропе протяженностью 2 км, на протяжении которой встретится порядка 700 ступеней.

58.


Весь спуск может занять 30 минут (подъем, ясное дело, был бы дольше).

59.


Ну, раз решили идти - так пошли!

60.


Маринка сразу нас обогнала и побежала вперед

61.


62.


В Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические и сектантские тексты, причем один из них - фрагмент Песен субботней службы - идентичен свитку, найденному в Кумране.

63.


Хорошо заметные внизу квадраты первого (тот, что правее и поменьше) и второго (тот, что левее и большой) римских лагерей

64.


Посреди дороги я ненадолго остановилась - хотела сфотографировать вагончики фуникулёра

65.


Один вверх, второй вниз

66.


При раскопках Масады в маленькой пещере в южной части скалы были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями.

67.


И вот мы внизу... не прошло и часа :)))

68.


Разрезая горы, дорогу нам перебегает Вади Масада

69.


И уходит дальше на восток, в Мёртвому морю, современному шоссе номер 90 и двум древним дорогам, соединявших Иудейскую пустыню с Заиорданьем.

70.


Сегодня Масада служит символом национального героизма еврейского народа. Здесь, на вершине утеса, среди тишины и пустоты Иудейской пустыни, новобранцы бронетанковых войск принимают воинскую присягу и дают клятву: «Масада больше не падет!» (строка из поэмы И. Ламдана «Масада»).

Амен!..

71.


[Откуда дровишки...]Информация из тех же источников: Википедия, Электронная еврейская энциклопедия и печатные материалы: путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля (составитель Азария Алон) и туристический проспект авторства Гая Штибеля, Орит Шахам-Губер и Эсти Бен-Хаим.

И на сём я, не веря себе самой, могу заявить - на данный момент у меня не осталось ни единой непоказанной фотографии и ни единого ненаписанного отчета. Неможетбыть )))))
И поскольку на ближайшее время пока нет никаких особых планов, можете от меня отдыхать ))))

Масада, крепости и замки, Иудейская пустыня, национальный парк, история и археология, Израиль

Previous post Next post
Up