Суккот у самаритян. Гора Гризим

Oct 20, 2013 17:16

В пятницу были в Кирьят-Лузе у самаритян, и скажу я вам - давненько я не слушала так, раскрыв рот и развесив уши, полностью поглощенная тем, что мне рассказывают!
Но это, наверное, своего рода мини-анонс, потому что пока всю эту часть я опущу и покажу вначале гору Гризим, на которой и стоит поселок Кирьят-Луза.

Погодка была самая что ни есть осенняя, я даже мерзла, что выглядело забавно, судя по реакции некоторых моих спутников )) Небо было настолько живописным, что я несколько раз пожалела, что я не художник и не в силах запечатлеть эту красоту и мощь...

1.


Гора Гризим расположена к югу от римского города Наблус (Неаполь), носящем в Израиле название Шхем, и возвышающаяся на 886 м над уровнем моря.

2.


Эта гора является камнем преткновения между евреями-самаритянами и евреями-иудеями: для первых именно она является самым святым местом, горой Мория, упоминаемой в Торе, тогда как для иудеев этой горой является Храмовая гора в Иерусалиме. Самаритяне объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим. По их утверждениям, на горе Гризим совершалось жертвоприношение Ицxака; Гризим и есть Бейт Эль, где Господь заключил союз с Яаковом; жертвенник Моисей завещал устроить именно на Гризим.

На иврите эта гора носит второе название - "Браха", гора "Благословения", по-арамейски - Тура Бриха, а по-арабски - Джабль а-Тур.
Через водораздельный хребет Самарии находится вторая гора, Гевал или Эйваль - гора "Проклятий", высотой 940 м.

3.


Вместе с горою Гевал, Гризим была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании, и здесь шесть колен Израиля: Ефремово, Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово и Вениаминово должны были произносить благословение на исполнителей Закона (Втор.27:12; Нав.8:33-35), тогда как на противоположной горе - Гевал другие шесть колен: Рувимово, Гадово, Асирово, Завулоново, Даново и Неффалимово - проклятие на его нарушителей.

Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами, в уникальном природном амфитеатре, где всем было отлично видно и слышно каждое слово.. В самаритянском Пятикнижии  на горе Гризим по приказанию Моисея был устроен Израильтянами жертвенник из цельных камней, на которых были высечены 10 заповедей Господних (Втор.27:2-8). Обе горы находились в колене Ефремовом и разделялись долиною, на которой впоследствии был выстроен Шхем (Наблус).

4.


На горе Гризим сохранились руины, относящиеся к разным эпохам и разным правлениям.

5.


6.


На горе Гризим стоял самаритянский храм, построенный в противовес Иерусалимскому во времена Александра Македонского. Храм, видимо, стоял на малой вершине, а на главной - жертвенник и алтарь. Самаритяне же утверждают, что храм стоял на главной вершине, а на Тель эль-Рас - храм Зевса, построенный в 167 году до нашей эры для ублажения селевкидского правителя Антиоха Епифана.

7.


8.


9.


В 129 году до нашей эры Йоханан Гиркан I разрушил храм, и позже на его развалинах самаритяне построили в угоду римлянам храм Юпитера. В 66 году уже нашей эры на горе Гризим укрепились самаритяне, решившие принять участие в Иудейской войне, но в 67 году большая часть их погибла от рук римских легионеров. Во II веке нашей эры, подавив восстание Бар Кохбы, император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Зевса, в свою очередь уничтоженный в IV веке при императоре Юлиане Отступнике (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).

10.


11.


Между 379 и 395 годами у основания Гризим самаритяне соорудили синагогу.
Она была разрушена при императоре Зеноне (474-491) в отместку за попытку самаритян восстать в 484 году, и здесь была построена церковь Богоматери. Эта церковь была разрушена в 755 году аббасидским халифом аль-Мансором. В 529 году, при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной (разобрана между 813 и 833 годами). Раскопки ее велись в 1927-28 и в 1946 годах.
Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница (12 в.) шейха Анама ибн-Али (Ганнима), сподвижника и визиря Саладина, но есть версия, утверждающая, что это гробница Хаммора, отца правителя Шхема, изнасиловавшего Дину (Бытие 34).

12.


13.


14.


15.


В средние века на горе появились и другие мусульманские мечети.
К северу от развалин церкви находится скала, которую самаритяне считают Краеугольным камнем. К востоку от нее по самаритянской традиции было жертвоприношение Ицхака, а к западу 12 камней, поставленных Навином в память о переходе Иордана (по еврейской традиции эти камни поставлены в Гильгале).

16.


17.


18.


С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, Биньямин из Туделы приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны Тора Моисея, священные сосуды и манна, которые будут найдены при явлении Мессии. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйваль легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.

19.


20.


В 1936 году англичане построили на горе Гризим свой форт.
Гора была подарена современным самаритянам незадолго до Шестидневной войны королем Иордании Хуссейном. Самаритяне основали на склоне горы Гризим постоянное поселение Кирьят Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 года), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством. Вторая часть общины ныне проживает в Холоне, но на три главных праздника - Суккот, Шавуот и Песах - все ее представители собираются на горе Гризим для вознесения молитв. Правда, в этот раз им не удалось это сделать из-за погодных условий.

21.


С того места, где мы стояли, хорошо просматривались пригороды Шхема - города, находящегося в зоне А, то есть под полным административным и военным контролем Палестинской автономии.

22.


23.


Лагерь беженцев Балата. Немало террористов вышло именно отсюда...

24.


Небо внезапно начало менять свой цвет с серо-бело-голубого на свинцово-черный, кудрявые тучи-облака стали сменяться сплошной пеленой

25.


26.


И хлынул ливень!...

27.


Мы как заправские спринтеры, прикрывая камеры, понеслись на автостоянку, тем более что охранники парка уже просили покинуть его территорию и дать им возможность вернуться домой, готовиться к встрече шаббата и Суккота (который самаритяне в этом году праздновали именно в тот день, на месяц позже того, как его отпраздновал остальной Израиль).
Кстати, интересная деталь. Именно в период Суккота есть единственная в году обязательная для всех молитва о дожде, и как это не покажется странным, она работает. Именно в Суккот в Израиле идет первый после длинного жаркого лета дождь, и неважно, на какой месяц выпадает праздник. В этом году Суккот выпал на конец сентября - и 21-го сентября шел первый дождь.
В пятницу, месяц спустя, Суккот начался у самаритян - и был дождь.
Вот и не верь потом в святые писания...

А к самаритянам мы еще вернемся ;) Как и я собираюсь вернуться сюда весной, увидеть всё это в ином облачении, ином одеянии...

Источники информации
Гора Гризим и гора Эйваль, гора благославлений и гора проклятий
Википедия о горе Гризим

Гора Гризим глазами фотографов:

k0ev - http://en.lookatisrael.com/mount-grizim/#gsc.tab=0" target="_blank

seagull_gull - http://inthetravellab.com/ru/samaritans-sukkot-2013/

Самария, праздники, осень, самаритяне, travellab, Израиль

Previous post Next post
Up