Про этот квартал впервые я услышала довольно давно, и всё, что мне рассказывали, носило печать отторжения, брезгливости, непонимания, желания покрутить пальцем у виска и даже агрессии. "Дармоеды", "идиоты", "нахлебники", "бездельники" и прочее, и прочее... Я слышала рассказы о том, как там посторонних проклинали, обливали водой, забрасывали камнями машины. Картина рисовалась мрачная и малопривлекательная, а отрицательный и негативный образ района и его жителей складывался словно сам по себе.
Но всё это были чужие мнения, основанные в подавляющем большинстве случаев на стереотипах и рассказах третьих лиц. А мне в какой-то момент захотелось своего мнения, поэтому, когда предоставилась возможность попасть в Меа Шеарим и увидеть всё своими глазами, я не преминула ею воспользоваться.
И вот я в Иерусалиме. В Меа Шеарим
1.
Меа Шеарим, один из старейших районов нового Иерусалима, был основан в 1880 году. Изначально он был районом со смешанным населением - как религиозным, так и светским, но в 60-е годы религиозное население начало вести активную борьбу за закрытие улиц и всех учреждений по шаббатам. Эта активность вынудила светскую молодёжь искать себе жильё в других местах. Пожилые люди постепенно доживают свой век и их квартиры постепенно переходят к религиозным жителям района.
В широком понимании под Меа Шеарим подразумевают все соседние районы с религиозным населением, включающие Макор Барух, Геулу, Бейт Исраэль, Бухарский квартал, Батей Варша, Батей Унгарин. В религиозном мире принято расширенный Меа Шеарим называть по имени другого крупного района в блоке: Геула. В более узком смысле под именем Меа Шеарим подразумевается небольшой район по обеим сторонам улицы с одноимённым названием.
Название района переводится как "сто крат" , а не "Сто врат", как это ошибочно переводят, и "родилось" из библейской фразы (Быт. 26:12): "И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат (מֵאָה שְׁעָרִים): так благословил его Господь."
Жители района действительно не приветствуют чужаков. Об этом говорят плакаты, развешенные на входах в Меа Шеарим:
2.
Но я могу их понять - люди приходят сюда как в зоопарк, и чаще всего с изначально негативным восприятием. А учитывая, что район невелик, улочки тесны, то действительно любой чужак - а тем более группа "чужаков" - сразу бросается в глаза.
3.
4.
На сегодняшний день заселён в основном ультраортодоксальными евреями (харедим). Это большие семьи, много детей
5.
6.
7.
Дети... Для меня это оказалось отдельной темой наблюдений и размышлений. Кто они, дети Меа Шеарим? Как им живется? О чем они думают, запертые в этом районе, не знающие большей части развлечений их светских ровесников? Счастливы ли они? Или просто не знают, что за пределами их улиц бушует другая жизнь, более яркая, более сочная - хотя куда более греховная?..
8.
9. 10.
Откровенно говоря, мне было жалко этих детей, казалось, что их лишили жизни, лишили выбора своего пути и своей судьбы. Запертые в своих домах, смотрящие десятками любопытных глазенок сквозь жалюзи и кричащие нам, пришелицам из иного мира "Шиксе, шиксе!" - что они увидят в этой жизни, кроме постоянного учения, чтения Торы, исполнения заповедей, молитв, и снова учения?.. Где яркие игрушки, компьютеры, кружки, бассейны и поездки за границу в Дисней-ленд?
11.
12.
А потом я подумала - а кто я, чтобы судить? Что я знаю об этих людях, об их образе мышления, о силе их веры? Я, раздираемая своими страстями и желаниями, мучающаяся размышлениями о смысле жизни и правильном выборе - как я могу судить тех, кто обуздал страсти, выбрал свой путь и верен ему?..
13.
К тому же дети и здесь остаются детьми :) Веселыми и улыбающимися; невероятно обаятельными. Вряд ли даже догадывающимися о проносящихся в моей голове мыслях.
14. 15.
16.
17.
Ну а мы продолжаем гулять по кварталу.
После посещения рынка капарот мы пошли вглубь улиц. Хотели зайти в синагогу, но удалось это только мужчинам - нас, женщин, прогнали, сказав, что это не место для туризма. Собственно, за всю прогулку это было самое агрессивное, что мы услышали - "Уходите немедленно, если на хотите получить чем-то по голове". Ну и еще пару раз проходящие мимо мужчины, не поворачивая головы, выкрикивали - "убирайтесь! Вам тут не место!" Откровенно говоря, было неуютно и неприятно, но мы никак не реагировали, старались не задерживаться долго на одном месте, а потом и вовсе вышли на самую большую улицу квартала - улицу Меа Шеарим.
18.
Множество лавочек и магазинчиков; парикмахерские, лавки сувениров. Улицы пока что еще шумные и многолюдные - жители покупают оставшиеся продукты для пред-кипурной трапезы, готовятся к суточному посту.
19.
В пекарнях выпекаются головокружительно пахнущие халы
20.
Пока еще ездят машины. Пока - потому что на субботы и праздники проезд через район перекрыт.
21.
Чем дальше от основных улиц, тем малолюднее и тише
22.
Стараешься красться на цыпочках и не разговаривать, чтобы не нарушать чужое право на приавтность и покой
23.
А еще я понимаю, что вызывает во мне неприятные чувства более всего: почти полное отсутствие зелени и грязь
24.
25.
Спрашиваю у Инны о причинах подобного - оказывается, что ни муниципалитет, ни полиция не торопятся заезжать в эти улицы. Они - улицы и их жители - не всегда доброжелательны. Они даже не всегда доброжелательны друг к другу, чего греха таить. Враждуют общинами, домами. Здесь живут представители самой экстремистской еврейской организации "Нетурей карта" - те, что отрицают существование Изриаля, считают его возникновение величайшей трагедией для народа, на День его Независимости жгут израильские флаги и вместо них развешивают черные иили палестинские. Причина тому проста: Нетурей карта убеждены, что евреям запрещено создавать свое государство до прихода Мессии и что Израиль в его нынешнем виде, со множеством светских и неверующих евреев, это попрание всех основ Торы и Галахи.
26.
А еще удручают дома. Многие из них разрушены и полу-развалены; но при этом в них живут люди
27.
28.
29.
И я понимаю - для меня это словно другой мир, почти непонятный, практически чужой; но тем не менее имеющий право на существование и приватность. А еще очень живописный, живая история, иллюстрация почти забытых времен, инсталляция прошлого в настоящем
30. 31.
32. 33.
И наверное мне захочется приехать сюда еще разок - снова взвесить свои ощущения, понаблюдать и - возможно - понять тайну и магию этого места.
Хотя даже тогда я навсегда останусь для него чужой.
А еще я очень хочу дать тут ссылки, которые прозвели на меня большое впечатление.
seagull_gull Дети Меа Шеарим Ворота в Меа Шеарим k0ev Меа Шеарим - чужие здесь не ходят