Тель-Авив. Сердце города

May 11, 2013 21:46

Сегодня осуществила один из давних планов - погулять по Тель-Авиву со знатоком города - и присоединилась к экскурсии Бориса Брестовицкого по одному из самых красивых районов Тель-Авива, носящему название "Лев hа-Ир" - "Сердце города". И теперь могу показать такой Тель-Авив, какого я еще не показывала, которого сама еще ни разу не видела - хотя не раз проезжала по этим улочкам.
За три часа мы получили большое количество информации, и я старалась запомнить как можно больше, потому как возможности и записывать, и снимать у меня не было. Я выбрала фотографировать и запоминать :)) Так что здесь приводится очень краткая выжимка полученной сегодня инфы.
Забегая вперед, покажу наш маршрут:

На улице Нахалат-Биньямин, там где я поставила малиновый прямоугольник, мы припарковали машину (мы - это я и увязавшаяся со мною Марина). Встреча с группой была на отмеченном красным перекрестке улиц Алленби и Монтифиори. И именно оттуда и началась собственно экскурсия - с дома, который стоит на самом перекрестке, одним крылом относясь к Алленби, вторым - к Монтифиори.



Для справки - обе улицы названы в честь британцев. Генерал Алленби прославился на Ближнем Востоке освобождением Палестины от турков, и его именем была названа одна из главных улиц Тель-Авива, носивших до этого времени имя Морской улицы. Моше (Мозес) Монтифиори - британский аристократ, еврей и филантроп, много помогавший евреям Палестины.

Итак, этот дом, дом на перекрестке.
Он был построен архитектором Иеудой Магидовичем, уроженцем города Умань, по праву считающимся самым "плодовитым" архитектором: за время своей деятельности он построил более 600 зданий; более 400 из них в Тель-Авиве.
Дом на пересечении двух улиц был построен для семьи Исмаиловых - большого зажиточного еврейского семейства из Тегерана. В Иране Исмаиловы владели ковровым бизнесом. Дабы уехать в Израиль и увезти с собой свое имущество они были вынуждены пойти на хитрость: все члены семьи перешли в мусульманскую веру и в течение нескольких лет понемногу переводили свой капитал в Германию (евреи выводить и вывозить капитал и имущество в другую страну не могли), а потом уехали и сами. В Германии они вернулись в лоно иудаизма и вскоре переселились в Тель-Авив. Заказывая Магидовичу дом, они поставили условием сделать его в германском стиле, и настаивали на этом, несмотря на возражения и объяснения архитектора, что для местного климата приняты иные архитектурные решения. Но "клиент всегда прав", и Магидович выстроил дом именно так, как требовал заказчик.





В одном крыле дома жила семья Исмаиловых, а второе, стоящее вдоль улицы Монтифиори, было отдано под гостиницу: ковровое дело в Палестине не получило развития, и семье требовались иные источники доходов.


Сейчас этот дом уже не принадлежит потомкам семьи Исмаиловых, он выкуплен в частные руки, и в  нем живут люди, не имеющие никакого отношения к первоначальным владельцам. Состояние его довольно плачевно, но реставрационные работы пока не ведутся: погоревшие однажды на подрядчике-мошеннике, вывезшем из дома уникальную керамическую плитку, владельцы опасаются повторения подобного. Так что дом используется местными жителями как полотно для граффити, место для расклейки объявлений и даже для выражения чего-то сугубо личного:



Я хочу больше, нежели жизнь,
  Я сказал.
  Больше жизни это уже смерть,
  Сказала она.
  Она права,
  Подумал,
  И примирился.
  Но ее уже не было.
  (Не было).


 

Но вернемся к семье Исмаиловых.
Гостиничный бизнес оказался весьма прибыльным и удачным; и потому семья заказывает Магидовичу еще один дом под гостиницу. Он строится рядом с первым.


К тому времени заказчики уже признали правоту архитектора насчет местных реалий, поэтому дают ему возможность подстроиться под них.
Окна делаются высокими и узкими, балкончики маленькими и вынесенными вне стен здания


Сбоку дома Магидович стоит башенку (его любимая "фишка").


Сначала эта башенка использовалась для сушки белья, коего в отелях бывает немало. Но однажды некий молодой человек просит главу клана Исмаиловых сдать ему эту башенку на один вечер. Исмаилов соглашается, и молодой человек приглашает туда свою девушку; и в этой башенке, с видом на весь тогдашний Тель-Авив, на Яффо и на море, делает ей предложение. Девушка не смогла устоять и согласилась :). Молва о таком романтическом способе предложения руки и сердца идет по Тель-Авиву, и вскоре башенки во всех домах, построенных Магидовичем, начинают пользоваться бешеной популярностью. Их снимают по самым разным поводам - от предложений пожениться и до разводов.

Сейчас это здание стоит пустым, его готовят к реставрационным работам, и когда-нибудь в будущем в нем снова откроется отель. Ну а пока только голуби живут в той романтической башенке...
Ну а мы идем дальше по улице Монтифиори...
Перекресток с улицей Явне. Как раз отсюда какой-то час я тому назад заехала на улицу Монтифиори.




Представитель семейства брахихитонов :)))




Мы останавливаемся напротив очередного творения архитектора Магидовича


Дом по адресу ул.Монтифиори, 36, один из наиболее сохранившихся домов, по сей день действующих и популярных.


Это отель. Небольшой - всего на 11 номеров, но относящийся к отелям экстра-класса. Он очень популярен среди молодоженов, и заказы на проживание в нем делаются за много месяцев; вплоть до того, что даты свадьбы могут подгонять под наличие свободных мест в отеле. Кафешка относится к гостинице, но посидеть в ней может кто угодно.
И здесь действительно мило и романтично






Пока я слушала рассказ Бориса, Марина отсиживалась в тени или собирала листья от фикуса, под которым и пряталась




Многие дома уже реставрируются


И можно надеяться, что вскоре эта улочка станет еще более красивой и ностальгической




И вот практически в двух шагах от отеля стоит его брат-близнец: здание, строившееся по тому же проекту и практически в то же время. Но посмотрите на разницу!


Этот дом был изменен в угоду властвовавшему когда-то в городе стилю "баухаус". Согласно правилам стиля, дом был перекрашен в белый цвет, а эркер в передней части здания сглажен. Были изменены окна и балконы. Но если я успела верно уловить, зданию будут возвращать его первоначальный вид.


А мы и тут сфотографировались :) Чудо-цветы :)

 

Следующая остановка случилась на перекрестке с улицей Бен-Закай, но здесь я уже почти не слушала, а бегала и фотографировала. Так что тексту нема, есть картинки :)


По поводу этого здания я нашла интересное обсуждение. Борис Брестовицкий дискутирует в нем относительно того, строительство этого ли здания изображено на тех старых фотографиях, или же на них начало начал тех домов семьи Исмаиловых?..
Но этот дом вполне соответствует стилистике - те же высокие узкие окна, полукруглые эркеры



А это дома напротив. Стиль баухаус:





 



Тут же росли еще одни представители брахихитонов:





 



Улица Монтифиори заканчивается вот здесь - на самой маленькой площади Тель-Авива.


Это площадь короля Альберта - бельгийского короля, посещавшего Тель-Авив.



 

От площади лучами расходится несколько улиц: Монтифиори, Нахмани, Мельчет, Бецалель Яффе.


И окружают ее самые разные дома:




И о некоторых я напишу пару слов (хотя сидели мы на том пятачке довольно долго, не менее получаса, и все это время слушали).
Самое красивое и самое знаменитое здание этого места - "Дом пагоды"


Здание, непостижимым способом вмещающее в себе три различных архитектурных стиля: первый этаж сделан в греческом стиле, второй и часть третьго - в тосканском, а верх венчает самая настоящая пагода.

 



Столь нестанадартное архитекторское решение объясняется, по легенде, спором между создателем дома - архитектором Александром Леви - и его заказчиком и первым владельцем, Моше Блохом. Блоха не устроил первый проект дома, он отказал архитектору, но после нескольких неудачных попыток найти другого мастера, снова обратился к Леви, пообещав согласиться на все его условия. И чтобы проверить эти слова, Леви состряпал совершенно невероятный проект, который тем не менее был подписан заказчиком. И так появился Дом-Пагоды :). Он известне тем, что в нем был построен первый пассажирский лифт в Тель-Авиве (который действует по сей день), первая система отопления с теплым полом и что в нем был устроен подземный винный погребок.
Дом несколько раз менял своих владельцев, приходил в запустение, но потом был отреставрирован и продан шведскому миллионеру Роберту Вайлу. "Он вложил в реконструкцию около 90 миллионов долларов и превратил его в шикарную виллу в центре города. В доме 4 этажа. В подвале - кинозал, винный погреб и технический отсек огромных размеров (полностью компьютеризированный), который управляет всеми системами дома. На первом этаже - бассейн и массажный салон. Хозяин не живёт весь год в своём доме. Он приезжает только на Рождество. Когда он находится в Израиле, вывешиваются шведский и израильский флаги. Во все остальное время в доме проживает еврейская семья, которая ответственна за поддержание чистоты и исправности дома" (из Википедии).
С этим зданием связана одна очень романтическая история

Следующее здание - бывший доходный дом, носящее название "Дом Шафрана"


Его заказчики хотели выстроить дом из иерусалимского камня, но архитектор отговорил их, объяснив, что во влажном и жарком климате Тель-Авива этот камень сереет и быстро теряет свой вид. Вместо этого дом был выкрашен под камень прямо по штукатурке


Дом построен буквой V, и во внутреннем дворике разбит фруктовый сад.
Сразу за ним стоит здание голубого цвета:


Этот дом строился под школу. Оконные наличники в нем спроектированы так, что нависают над оконными проемами, и поэтому в самые жаркие полуденные часы жара не проникает внутрь. Но это создает удивительную оптическую иллюзию, будто здание падает на проходящих мимо людей. Из-за этого эффекта дом носит название "А-Баит А-Нофель" ("Падающий дом").

Следующее необычное строение - дом Карми


Раньше это был обычный жилой дом, сплошь увитый лианами пассифлоры. Дом выстроен архитектором Рэмом Карми (тем самым, что построил и великую и ужасную центарльную автобусную станцию Тель-Авиве, здание-монстр, самое большое на Ближнем Востоке) в форме полукруга, повторяющего изгибы улиц. Через какое-то время владельцы дома обратились к архитектору перестроить здание в офисное, бо сдача в аренду офисов в этом районе Тель-Авиве гораздо более прибыльна, нежели аренда квартир. И здание стало перестраиваться. Для того, чтоб снять заросли пассифлоры со стен, работникам пришлось отдирать стебли при помощи специальных машин. Пассифлора больше не растет по стенам, но память о ней жива и запечатлена вот в этом стальном панно:


Дом и сегодня увит растениями, но это уже не пассифлора...




Архитектор снес всю внутреннюю часть здания, оставив только выгнутую внешнюю стену. Внутри он построил второе здание, полностью новое, включая фундамент, причем здание это вогнутое. Благодаря этому внутри появился дворик в форме линзы, без крыши, узкий и всегда тенистый. Сбоку была построена башенка, в которой ездит лифт, катается себе вверх-вниз в стеклянной колбе, по стенам которой течет вода


Стекая до самого дворика, вода сбегает вот по этим ступеням


и уходит вниз, откуда насосом ее снова подают вверх.

А напротив площади Альберта стоит дом, в котором находится самая известная кондитерская Тель-Авива ;) (на заметку сладкоежкам)


Дом стоит на пересечении улиц Нахмани и Мельчетта.


Кстати, про улицу Мельчетта и дом Карми. В некоторые часы дня, если идти по Мельчетту по направлению к дому Карми, то солнце освещает внутренний дворик под таким углом, что кажется, будто он парит. Отсюда второе название дома - "Парящий дом" (а-Баит а-меофеф).

...Ну а мы закончили с площадью Альберта и движемся дальше, по улице Мельчетта


Несколько десятков метров - и мы на пересечении с улицей Мазе, названой в честь последнего главного раввина Советской России.
Здесь Борис продолжает рассказ, а я сижу в тени с Мариной и просто фотографирую дома вокруг. Обычные Тель-Авивские дома :)




Здесь много зелени и цветов




Мы сворачиваем на улицу Мазе и дальше идем по ней


Вот к этому дому:


Это дом Акивы Вайса, одного из основателей Тель-Авива.  Многогранная личность, в том числе и профессионально многогранная. В частности, он занимался алмазами, и именно в этого дома, с крайней слева комнаты на втором этаже начиналась Бриллиантовая биржа Рамат-Гана.




Дальше по улице в сторону Алленби...


И перед нами вот это здание:


По башенке можно догадаться, что архитектором этого здания был Магидович:


Это первая гериатрическая больница Тель-Авива. И вообще все здания вокруг так или иначе относятся к первому здешнему медицинскому центру - поликлиника, станция Скорой помощи...
А мы тем временем идем сюда:






Проходишь под аркой - и оказываешься в совершенно чудном дворике


Здание состоит из двух симметричных частей с вот такими башнями:


 

Одна из башен полностью увита цветами:

 









Это здание когда-то должно было стать библиотекой, потом Музеем фотографии, но в итоге стало галереей. А еще здесь есть интересное кафе, в котором много книг - их можно взять почитать за чашкой кофе, а потом положить на место.


И книжный магазин здесь есть:


...Пока мы с Мариной навещали местный кафешковый туалет, наша экскурсия ушла, и нам пришлось догонять их бегом. Я успела щелкнуть вот этот дом на перекрестке с Алленби


И мы пошли вдоль Алленби до улицы Кинг-Джордж. Это хорошо знакомое, часто посещаемое и даже любимое мною место - это начало любимой улицы Нахалат-Биньямин, это рынок Кармель и рынок Бецалель. Кстати, а вот и они: начало Нахалы (налево от дома) и начало Кармеля (направо):


Дома здесь тоже старые, с начала прошлого века, то есть почти столетние


История возникновения улицы Кармель тоже весьма занятна. Сто лет назад, примерно в 1913 году, представители Еврейского агентства приехали в Одессу, и собрав местное еврейское население, стали агитировать их на переезд в Тель-Авив, описывая, какой прекрасный и молодой это город, какое у него может быть будущее. Одесситы молча выслушали и в самом конце пожилой еврей спросил агитаторов: "Сколько?.." И тогда агитаторы вынули пачку ваучеров, каждый стоимостью 1000 руб (огромные по тем временам деньги). Несколько наиболее зажиточных евреев (банкиры, купцы, адвокаты, ювелиры) купили ваучеры, не имея никакого намерения ехать в неизвестный Тель-Авив, но желая как-то приобщиться к его развитию. Купили - и забыли. До самой революции. И только когда город охватили волнения, и власть стала меняться каждые полдня, многие евреи собрали имущество и семьи и поднялись на борт "Руслана", который из Одессы доставил их прямо в Яффо. Они приехали в Тель-Авив, поселились в гостиницах, и через некоторое время пришли со своими ваучерами к Меиру Дизенгофу, первому мэру Тель-Авива. Они сказали ему что-то в таком роде - да, мы понимаем, что нас обманули, но можно ли как-то помочь нам с жильем? Дизенгофа, человека вспыльчивого, рассердили эти слова, и он отвел делегацию на это самое место, что на фото выше, которое тогда представляло собой пески с вбитыми в них колышками. Он стал сверять номера на колышках с номерами на ваучерах и указывать владельцам на их участки. Потом он сказал - если кто-то из присутствующих хочет остаться жить в Тель-Авиве, то завтра же сюда прибудут строительные бригады и начнут возводить дома.
И так и было. Ваучеры являли собой не только право на владение земельными участками, но и на получение готового дома.
Так появилась улица, которая на тот момент была уникальной - на ней жили жители одного города, все знакомые друг с другом и говорящие на одном языке. Эту улицу поначалу стали называть "Русской улицей", но потом из сображений толерантности переименовали в нейтральное "Кармель".
Через некоторое время жители улицы снова обратились к Меиру Дизенгофу с вопросам - как жить, брат? как им можно зарабатывать на жизнь, учитывая, что такое количество адвокатов и ювелиров молодому и небогатому городу вовсе не нужно?.. И тогда мэр в виде исключения разрешил им разбить прямо у их домов рынок. Так родился знаменитый шук а-Кармель - рынок Кармель.
А через какое-то время вторая, более новая, часть улицы была переименована в честь Короля Джорджа V - по ней мы и пошли.

Последней перед окончанием экскурсии стала остановка в переулке Плонит. Ужжасно экзотичное и аутентичное местечко :)))



 

Настолько колоритное, что я не выдержала и наконец-то начала инстаграмить :))) Вот с этого начала:


А сколько там граффити!..








Домик в конце переулка



 

Мы стояли в этом переулочке довольно долго, но мы с Мариной уже не слушали - она устала стоять, ей хотелось бегать, а я ловила все новые и новые ракурсы, инстаграмила и получала удовольствие от процесса :)
И  вот мы шагаем к заключительной точке нашего маршрута. Уже знакомые всем Тель-Авивские зеленые лошадки :)


А тут я снова даю карту

Там, где заканчиваются зеленые стрелки, раскинулся большой парк. Это "Ган Меир", парк имени Меира Дизегофа.

Большой и тенистый




Экскурсанты расселись на лавочках под деревьями, а мы с Мариной ушли к видневшемуся неподалеку чему-то яркому... красивому... кажется... дааа, это же пруд с лилиями!!


И какими лилиями!




Просто какой-то неописуемый восторг...




А еще какой-то тростник, заросли папируса, фонтанчик...

 

А еще золотые рыбки, и мальки, и просто рыбки, и сомы, огромные, которым было мелко и тесно, они застревали между стеблями папируса, тяжело протискивались, полностью показываясь из воды и пугая прохожих, наваливаясь друг на друга... Мы с Маринкой просто зависли там и возвращаться даже не хотели. Хотя, когда вернулись, оказалось, что экскурсия закончена - и побежали назад к пруду (хотя я устала, проголодалась и хотела пить, хотела к машине и домой, в прохладу :))). Немного постояли и полюбовались, а затем назад по Кинг Джорджу, а потом по Нахалат Биньямин и прямо до машины. Там я успела запечатлеть только это:


И через 30 минут, включая три круга по улочкам в поисках стоянки - и мы дома!
Я довольна и переполнена впечатлениями. Марина уставшая и со сделанными (и усвоенными я надеюсь) выводами, что на такие экскурсии ей еще рано - тяжело и неинтересно.
Думаю, стоит и дальше продолжать знакомиться с городом в том же духе.

экскурсии Бориса Брестовицкого, Тель Авив, Израиль

Previous post Next post
Up