В книге о Рабие и других исламских женщинах-мистиках я вдруг наткнулась на историю, проливающую свет на происхождение ковра-самолёта.
Как-то раз Хасан из Басры, увидев Рабию на берегу реки, расстелил свой молитвенный коврик на воде и сказал: "О Рабия, иди сюда и давай помолимся вместе". Очевидно, он рассчитывал, что её святость удержит коврик на воде.
Рабия ответила: "О Хасан, зачем же нужно предлагать себя на базаре этого мира людям из мира, который грядёт? (т.е. зачем пользоваться духовными дарами, чтобы прославиться в этом мире?) Это нужно таким как ты, из-за вашей слабости".
Затем Рабия подбросила свой коврик в воздух, взлетела на него и сказала: "О Хасан, поднимайся сюда, чтобы люди могли увидеть нас". Но такого Хасан сделать не мог и просто прмолчал. А Рабия, чтобы утешить его, сказала: "О Хасан, то, что сделал ты, может сделать рыба, а то, что сделала я - муха. Настоящее дело превосходит всё это, а нам нужно заниматься настоящим делом".
Считается, что легенды о ковре-самолёте имеют восточное происхождение, и впервые фиксируются в "Тысяче и одной ночи". Но гипотеза о происхождении ковра-самолёта от молитвенного коврика, поднятого чудодейственной силой святой, мне кажется вполне убедительной.
На картинке Рабия.
Источник: Smith, Margaret. (2010) [1928] Rabi'a The Mystic and Her Fellow-Saints in Islam. Cambridge University Press.