Итак, вскроем карты.
Как совершенно правильно заметили многие камрады - данная Бетонное Ямко действительно служила для погрузки чего-то очень большого в самолёт. Называется эта Ямко - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ и было это сооружение отгрохано в рекордные сроки для одной единственной подвески одной единственной бомбы в один самолет для всего одного вылета. И тем не менее, вот это вот простейшее Бетонное Ямко в каком-то смысле не уступает такому культовому мего-сооружению, как Байконур, а пожалуй, в чем-то была и погромче.
Это, камраден, там самая техническая позиция для подвески изделия АН602, именуемого в блатном просторечии «Царь-бомбой», и именно из этой вот Ямки в ночь с 29 на 30 октября 1961 года производилась подвеска на специально переоборудованный самолет-носитель Ту-95 и подготовка к боевому применению. Бомба АН602 имела мощность в 58 мегатонн, что в 10 раз превышает суммарную мощность ВСЕХ боеприпасов использованных в ходе Второй Мировой войны всеми воюющими сторонами. Это - самое разрушительное оружие в истории человечества. Длина этого Большого Бадабума составляла 8 метров и диаметр - 2,1 метра при весе в 26,5 тонн.
![](http://ic.pics.livejournal.com/lyohinz/53361173/67607/67607_original.jpg)
Под самолет закатить на тележке эту громадину было невозможно, для чего и была построена Бетонное Ямко, в которую Царь-бомбу вкатывали на опять же специально сконструированной тележке, которая сама по себе весила 30 тонн (как пол-вагона с цементом). Все, казалось бы, было просто - лебедкой тележка с Бонбой закатывалась в Бетонное Ямко, сверху накатывался самолет, потом Бомбу домкратили в специально переоборудованный бомболюк с креплениями прямо на силовые бимсы фюзеляжа, подвешивали на специально сконструированные под нее балочные бомбодержатели и зацепляли специально сконструированными особо синхронными замками... Все просто, казалось бы… Но прикиньте, камраден, если бы эта херотень вдруг нечаянно уронилась? Кто начнет хихикать насчет «примитивных совков» , тому для начала напомню, что культурно-еврпопейские, все из себя технологичные англичане именно так, при подвеске, ухитрились уронить ядерную бомбу в 1984-м году в городе Брюгген, а амеры НЕОДНОКРАТНО ухитрялись ронять с бомбардировщиков атомные бомбы в десятки раз меньше весом, при уже зацепленных замках, да еще и в полете, да еще и ухитрялись попасть то прямо в жилой дом, то прямехонько в склад ядерных же боеприпасов. Так что поклонники американского технологического гения и «экологичных закругленных уголков» идут ровным строем, чеканя шаг в американский же городок Флоренс (южная Каролина) осматривать руины церкви.
Раненько утром 30 октября 1961 года с моего родного аэродрома «Оленья» поднялось два бомбера - уже упомянутый Ту-95 с АН-602 на подвеске, и Ту-16 с исследовательским оборудованием и киноаппаратурой. Бомбу бросал на полигон «Сухой Нос» экипаж в составе командира А.Е. Дурновцева, штурмана И.Н. Клеща и бортинженера В.Я. Бруя. Бросали с высоты в 10 500 метров. На парашютной системе бомба спустилась до высоты в 3700 метров, где и бабахнула.
Бабах выглядел вот
так.
Click to view
Огненный шар взрыва составил в радиусе около 4,6 км. Что накрыло бы полностью весь Париж с его арабскими окраинами, и только, возможно, по самой окаемочке сохранились бы неровные кучки оплавленного кирпича. А может и нет. Световое излучение могло вызывать ожоги третьей степени (полное поражение кожи до подкожного жира, самостоятельное восстановление кожного покрова невозможно) на расстоянии 100 км от эпицентра. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров, диаметр «шляпки» составил 95 километров. Сейсмическая волна три раза обогнула земной шар, а удар почувствовали люди за тысячу километров от места взрыва. Радиации было на удивление немного - 1 мР/час прямо в эпицентре, и испытатели появились на месте взрыва ЧЕРЕЗ 2 часа, так как 97% процентов мощности взрыва давала реакция термоядерного синтеза, не создающая радиоактивного загрязнения.
Ту-95, бросавший бомбу, успел к моменту взрыва уйти на 39 км, но взрывной волной его сбросило в пике и он падал 800 метров, пока Дурновцев ухитрился выровнять полет. От светового излучения самолет защищала специальная белая светоотражающая краска, но, говорят, она не сильно помогла, кое где, говорят, поплавило самолет-то… Но все обошлось, все живы остались.
Так что вот так вот. Кузькина мать и ядерный пепел. Весь мир в труху. Но потом.