Cтал я тут на днях размышлять о развале СССР, и такая у меня родилась забавная метафора.
Это не новость, сравнивать государство и человека, проходящего определённые периоды в жизни: детство, юность, взросление, старость. Так вот, взаимоотношения СССР и народа были, как у любящего, но авторитарного родителя, и его деток.
Мне вспоминается ситуация, когда я ехал в автобусе с бабушкой, вавтобусе было душно, но там была какая-то дырка, из которой, слава богу, дуло. Так вот, бабуля давай эту дырку затыкать, чтобы меня не продуло. Любящий человек, желая добра, но не чувствуя и думая, что ему виднее, делает мне каку.
Ну вот, и СССР делал что-то подобное. Не лечим зубы под наркозом, чтобы у деток не было анафилактического шока. Когда СССР развалился, мне было девять лет, а зубки у меня начали болеть с 6. Так что этот аспект развитого социализма я прочувствовал. И, как результат: всякие основополагающие вещи, типа общей грамотности, сытости, жилья и безопасности, там, где вопрос можно решать стандартно и массово - были решены. А вот вещи тоньше и деликатнее - хрен. СССР расходовал прорву ваты на душу населения, потому что, пардон, прокладок и тампонов не было.
Развивая метафору, сравню 90-е с юношеским бунтом, когда выросшие детки бьют все горшки с родителями, уходят из дома, начинают ебаться с кем попало без гандонов, бухать, нюхать клей по подвалам.
Нулевые - своего рода отрезвление. Ещё чуть выросшие детки женятся по залету, доучиваются там, откуда их отчислили, начинают строить карьеру из подручных материалов.
Ну, а сегодняшний ресентимент, это когда взрослые дети навещают стареньких родителей, возможно, одного из двух, оставшегося в живых, и трогательно и нежно о нём/о них заботятся.
Эта забота сколь умилительна, столь временна. Родитель умрёт, умрут и нежные чувства к совку.