Сегодня я перескажу вам отрывок из статьи Дэвида Мейэра "Девушка и пистолет". Я не профессиональный переводчик, поэтому местами будет слегка неуклюже, но смысл передам.
"Нуар рисует необычайно противоречивый портрет женщины. Ее бесстыдно выставляемый напоказ сексуальный голод и страсть возбуждает и пугает. Женщин любят за верность и постоянство, и тут же высмеивают за отсутствие мужества. Они показаны более сильными и одновременно более зависимыми, чем мужчины, свободными от обязательств и одновременно скованными обязательствами. Героиня Риты Хэйуорф в фильме "Гильда" сочетает все эти противоречия в одном характере.
Женские роли в фильмах нуар:
- "пожирательницы мужчин", роковые женщины (Эва Гарднер в фильме "Убийцы");
- сексуальные хищницы-изменницы (Барбара Стэнвик в "Двойной страховке");
- хорошие заботливые девочки, никогда не вступающие в сексуальный контакт (Барбара Бел Геддес в "Головокружении");
- мстительные жертвы (Энн Сэведж в фильме "Объезд");
- соблазнительные убийцы, которые обещают секс, но никогда не выполняют обещаний (одна из сестер-близнецов, сыгранных Оливией Дэ Хавиллэнд в "Темном зеркале");
- мертвые женщины, которых не удалось спасти, и чья смерть преследует героя (Клорис Личман в "Поцелуй меня насмерть");
- воплощенное спасение (Ида Лупино в "Мужчина, которого я люблю");
- верные, недооцененные, но неубедительные подруги (Вирджиния Хьюстон в "Из прошлого");
- женщины, загнанные в ловушку потенциально опасными мужчинами (Катарина Хепберн в "Глубинном течении");
- женщины, переходящие от одной из этих ролей к другой (Констанс Тауэрс в "Голом поцелуе");
- и, наконец, женщины, сочетающие все вышеперечисленное (Рита Хэйуорф в "Гильде").
Порицаемая или обожествляемая, женщина в нуаре всегда занимает центральную роль. Она никогда не остается в стороне. Когда еще женщин изображали в кино такими сильными? Мужчины в нуаре часто выглядят немного женственными, пассивными, зависимыми, или настолько охваченными страстью, что совершенно теряют здравый смысл.
Женская сила, однако, приходит вместе в проклятием. Женские амбиции редко показаны, как нечто хорошее. Каждая сильная женщина становится причиной страданий для мужчины. Надежная женщина, которой можно доверять, никогда не может найти достойного мужчину. Сексуально активная женщина автоматически становится изменницей, а верная превращается в друга и помощника, утешает, но не зажигает.
Женщина в нуаре - метафора непредсказуемой, капризной природы самой жизни. Мужчина в нуаре не может контролировать женщину. Женщина, как судьба, сулит роскошные подарки, но эти подарки очень дорого стоят. Охваченный страстью мужчина будет преследовать женщину, забыв обо всем на свете, и пока он безоглядно верит ей, все будет как будто бы хорошо, но как только его начнут терзать сомнения, она станет его врагом. Женщины любят сильных."
Странно, что в этом списке нет женщины-мечты, женщины-наваждения из фильма "Женщина в окне":
Увлекаемый наваждением герой попадает в ловушку и погибает в ней. Хэппиэнд? Сам Фриц Ланг объяснил: "Женщина в окне" получился слишком темным, тяжелым, давящим. Три убийства... Я использовал дешевый трюк и изменил концовку. Вместо самоубийства, Эдди Робинсон просыпается от дурного сна. Но потом он выходит из клуба и смотрит на портрет, и опять, как во сне, появляется женщина, но он убегает в испуге. Сон был так похож на реальность, что профессор боиться его повторения наяву. Некоторые критики смеялись над таким концом, а зря. Это кино не о зле, а о психологии, о подавляемых желаниях, и есть ли лучший способ выразить это, чем через сон, когда либидо освобождается и эмоции выходят наружу?"
А Лора? Одновременно женщина-мечта и мертвая женщина, чья смерть не дает герою покоя - в начале, и сильная, независимая женщина, которая "никогда не делает ничего против своего желания", и за это некоторым очень хочется ее убить :), другим - прицепиться и бесплатно прокатиться (Шелби), а "хороший парень" влюбляется в живую Лору еще сильнее, чем прежде был влюблен в ее портрет.
"Женщина в окне" и правда тяжелый фильм, вам не показалось? Хоть и старый, и отождествиться с пожилым профессором как-то проблематично, а все равно. Его же страшно жалко! По-человечески. Он такой несексуальный, мягкий, бабушковый, но мечтает, читает "Песнь песней"... И когда все начинает закручиваться, он - будто собака привыкшая к уютному дивану, а оказавшаяся на продуваемом всеми ветрами пустыре - такой уязвимый и неловкий. Ну, все... теперь точно попался. И следы, и царапина, и кустарник этот чертов еще... Просто съеживаешься вместе с ним и ждешь, когда накроет.
А как вам злодей? Дэн Дюрьи вообще-то очень спокойный человек, любящий семью и домашний уют. На вопрос, как ему удаются такие отвратительные глумливые злодеи, Дюрьи ответил, что настраиваясь на игру, представляет себе всех врагов, какие только у него были в жизни, начиная со школы, и вспоминает все обиды.
В "Лоре" злодей вообще совершенно потрясающий, шаржевый такой, раздражающий каждым жестом, каждым словом. Какое удовлетворение ощущаешь каждый раз, когда МакФерсон ему хамит! "Да заткнитесь вы уже, вас никто не спрашивал!" Как изумительно он печатает в ванне! Цветок в петлицу - Мистер Безупречность.
Я пока остановлюсь :) Кто посмотрел, вам слово!
(Опять не вышло во вторник. Я, видимо, буду всегда писать в среду. Так мне удобнее.)
Впечатления? :)