Первый важный момент, наверное, в том, что наконец-то вместе со мной слушал муж...
Второе - это понимание того, что, если ничего не изменится, это наиболее вероятный для нас вариант (МШЗД тоже держим в уме) после 4 класса с прицелом поступать в какой-то спецкласс потом. Хотя до сих пор есть факторы, которые меня пока пугают, я не могу к ним привыкнуть.
Дальше запишу только отдельные моменты, хотя сохранила себе конспект. И первый из как раз о том, к чему я не могу привыкнуть. По моим ощущениям аттестации у Битнера и вообще вся его система построены вот по какому принципу.
Вся нынешняя система образования - это рабство. Даже ЕГЭ ты не можешь сдать, не сдав перед этим аттестации по всем предметам. У крепостных крестьян было две формы работы на барина: можно было заплатить оброк и можно было отработать барщину. Так вот школа - это барщина, сдача аттестаций на СО - оброк. Т.е. их система - способ безболезненно получить аттестат. Меня почему-то отталкивает такое изначально негативное, пренебрежительное к этому отношение. Допускаю, что я его еще поменяю, это отношение.
Но это было в конце. В начале была вводная о том, что школа - противоестественна человеку в том виде, в котором она есть. Если дать людям одно задание, они никогда не будут делать его с одинаковой скоростью (а чаще еще и одним образом).
Затем он много говорил о том, что готовность выбрать СО должна быть очень осознанная. Мало того, что совершенно изменится жизнь, и надо менять свой образ жизни, свои стериотипы. Быть готовыми стать "белыми воронами". Ставить позитивные цели, а не только уходить от негативных.
В случае ухода на СО из школы неизбежная ломка шаблонов будет и у ребенка. И совершенно не факт, что она пройдет хорошо.В школе проще во многом - сымитировал учебную деятельность, произнес то, что удобно учительнице и пять в кармане. (Дословно: "Школа - это как транс. А вывод из транса - штука опасная".) А тут - надо делать и думать самому! Ответственность, выбор и всё такое. Кому-то пойдет, а кому-то не пойдет и навредит.
И третья сторона медали - это стойко-негативное отношение общества к семейникам.
- Кааак, мы столько лет учились учить, а она (мама) считает, что сделает это лучше???
- Семейники не приспособлены к жизни, они школьного пороху не нюхали.
- В СО идут те, кому слабо в школе учиться. (Ну и стандатное "она что, больная???").
И тому подобное. И это, кстати, может быть вполне справедливым (кроме последней фразы), но не заслужило заведомого негатива.
Кстати, мой личный опыт участия в российской олимпиаде. Я лично знаю, что школьные учителя очень часто жухлят при проведении олимпиад. Примеров у меня уже слишком много - от выдачи заданий накануне, до переписывания с сильными учениками. Но координатор им - учителям - на получении заданий мило улыбался, а мне устроила мерзкий допрос впрямую намекая на то, что мы будем жульничать. Да и само общение в УО прошлым летом потребовало большой выдержки.
Еще из того, что мне показалось ценным.
- Дети все - разные, различия гигантские, больше чем между животными и растениями.
- Люди хотят признания, утверждать и сравнивать себя. Это подгоняет и разжигает интерес.
Вот это я упускаю. Надо больше отмечать то, что у Жени удается, не забывать ставить (нет, не пятерки - это тоже отдельная тема) зеленые плюсы (помимо красных исправлений), я работаю над этим.
- В учебе главнее не знания, которые получает ученик. А сам процесс. Всё это изучение - это лишь тренаржер умения учиться. Научишься учиться - тогда и знания придут. Важно акцентировать на моменте "полчаса назад не знал, а теперь знаю!", и более ценно "я думал, что понимаю, а оказывается это вот этак!" и второе - еще более важное, т.к. умение усомниться = способность учиться. И еще, его позиция - лучше что-то изучить глубоко, хоть одно, чем получить "широкий кругозор". По нему гармоничность развития не в том, чтобы знать и музыку, и живопись, и литературу, и математику. А чтобы уметь глубоко изучить заинтересовавший вопрос. Тогда и любой другой потом можно будет изучить так же. "Ценность глубины выше ценности широты".
- Очень важно состояние в конце процесса (желание или отвращение). Оно и даст следующий результат.
- И еще один важный кусок, который звучал в начале (простите меня за некоторый хаос, начала записывать с конца своих заметок. Это тема оценок. Мы встречаем ребенка из школы вопросом "что получил*? А не вопросами "что узнал". Пять - хорошо, три - плохо и т.п. Это некоторые критерии, которые могут оценивать свобоность имтировать обучающую деятельность, но не показатель знаний.
Запишу еще спорный для меня момент из начала. Я не сразу включилась в процесс, поэтому пропустила, с чего был заход. Но речь была о том, что успех обучения зависит в первую очередь от активности, обучаемости ученика. А в третью - от способностей учителя. Мне хочется не согласится. Я верю, что талантливый учитель заинтересует того, кому сложно сделать шаг вперёд. Что там имелось в виду на втором месте (среда, правила группы) - не успели уточнить, семинар был довольно короткий.
И еще был упомянут такой важный фактор, как общение. Но, опять же из-за сжатости формата, наверное, не был раскрыт (хотя на один момент я отбегала к детям). Для себя пока помечу, что помимо социализации это может быть еще и к тому, что нельзя замыкать ребенка на учебнике. Надо то, что интересно, стараться обсуждать с ним.