Президент Украины Виктор Янукович объяснил, что страна не может вступить в Таможенный союз из-за особенностей украинской Конституции, которая запрещает стране делегировать свой национальный суверенитет или его часть любому наднациональному органу, передает «Интерфакс».
«Украина по Конституции не имеет права входить в организации, которые имеют надгосударственные органы. То есть мы не имеем права делегировать часть своего суверенитета, суверенного права по Конституции», - сказал Янукович на встрече с главами церквей и руководителями религиозных организаций в Киеве. Соответственно, страна должна изменить свою Конституцию каким-либо законным способом - через парламент или на референдуме, добавил Янукович.
Янукович отметил: только общенациональный референдум может разрешить вносить изменения в Конституцию. Впрочем, по тем же причинам, основной закон страны препятствует и вступлению в Евросоюз. Хотя это не мешает, по утверждению Януковича, идти Украине по пути евроинтеграции. За последнее время это уже второе неоднозначное заявление Виктора Януковича, передает МТРК «Мир». Первое он сделал накануне визита в Москву. Тогда глава государства объявил о намерении придать русскому языку новый статус. СМИ заговорили о русском как о втором государственном, но позднее президент уточнил: речь идет о новом статусе на региональном уровне. Наравне с русским его могут получить венгерский и греческий языки.
Отметим, что проблема интеграции России и Украины имеет длинную и непростую историю. Таможенный союз, куда входят Россия, Беларусь и Казахстан, призван ввести Единое экономическое пространство на территории стран-участников договора. Украина выстраивает свою внешнюю политику, ориентируясь на ЕС и перспективу стать членом этой организации. В этой связи Таможенный союз оказывается на периферии украинской внешней политики.
Другим поводом для Украины не поддержать российские интеграционные процессы на постсоветском пространстве является газовый вопрос. Российский газ Украина покупает по цене около 400 долларов за 1000 кубометров. Эти цены были установлены в январе 2010 года после «газовой войны» между двумя странами. Украина не раз заявляла о несправедливости этих цен и требовала их снижения. Россия в конце 2011 года предложила снизить цены в обмен на вхождение «Газпрома» в капитал газотранспортной системы Украины, но Киев не согласился на это.