Оборона Соловецкого монастыря

Jul 23, 2016 09:03



Находясь вблизи от шведско-датской границы, Соловецкий монастырь периодически подвергался агрессии со стороны «окружных языков» - северо-западных соседей Руси. Борьба с «каянскими немцами» (так в старину называли жителей современной Финляндии по имени города Каяна) была неизменным спутником соловецкой истории вплоть до начала XVIII в.

Впервые задуматься об обороноспособности обители монастырской братии пришлось в 1571 году, когда около Соловецких островов появились немецкие военные корабли, оказавшиеся объединенным флотом Швеции, Гамбурга и Голландии. Именно тогда, понимая, что обители, которая стала значительной силой на Русском Севере, нужна надлежащая защита, монастырские власти стали подумывать о создании своих войска и флота.



Игумен Варлаам донес царю Ивану IV просьбу о покровительстве и защите. Царь, проявив государственную мудрость, правильно оценил стратегическое положение Соловецкого монастыря и «прислал воеводу Михаила Озерова, а с ним четырех пушкарей, десять стрельцов и огнестрельное оружие..., да с Вологды прибыло четыре пушкаря, четыре пищали, а к ним четыреста ядер, да зелья 115 пудов». Так стало создаваться постоянное стрелецкое войско Соловков. Вооруженные стрельцы содержались на «отчете монастыря» и поступали под начальство игумена.

Кроме сухопутных войск, монастырское руководство создало свою флотилию, которая была предназначена для ведения боевых действий в прибрежной полосе.

Среди вооруженных формирований Соловков поддерживалась железная дисциплина и послушание, был составлен боевой порядок, при котором каждый знал свое место в бою. Крепкая дисциплина была не чужда и самой монастырской братии, которую руководство общины сурово карало за различные провинности. Не случайно в архиве сохранилось дело от 1727 года «о взыскании штрафных денег с... монахов Соловецкого монастыря за укрывательство беглых матросов».

Непосредственно при ведении боевых действий стрельцами руководил воевода, а в остальном их начальником был игумен, который решал вопросы стратегии, материального обеспечения, строительства укреплений, обучения и воспитания служилых людей.

Следует отметить, что монастырские власти умело маневрировали численностью и дислокацией войска в зависимости от времени года и конкретной обстановки. Так, в теплые дни, когда вероятность нападения была велика, основные силы гарнизона обители занимали заранее отмеченные позиции вблизи монастыря, в непогоду же - выставлялись только дозорные, остальное войско находилось внутри монастырских стен.

Деятельность подобного рода быстро принесла свои плоды. Первая «знатная победа» была одержана в декабре 1580 года, когда воевода Киприян Оничков с малой дружиной стрельцов, пушкарей, охочих казаков и «тутошних людей» выдержал осаду трехтысячного отряда «свейских людей», продолжавшуюся трое суток. На приступе враг был разбит, деморализован и прогнан с острога, а во время вылазки - окончательно разгромлен.

Материально-техническое обеспечение обороны.

Монастырские власти, хорошо понимая, что без снабжения войска всем необходимым нельзя успешно противостоять врагам, делали все необходимое, чтобы стрельцы были хорошо вооружены, накормлены, одеты и обуты.

Служилые люди содержались на «отчете монастыря». Обитель брала стрельцов на полное иждивение - она их одевала, выплачивала из своей казны денежное и хлебное жалование, снабжала оружием. Так, по свидетельству исторических источников, «ежегодно монастырь платил стрельцам, как минимум 300 рублей (если отряд состоял из 100 человек) и 600 четвертей (2400 пудов) зерна, цена которого на вологодском рынке в 1600 году составляла 80 рублей за пуд».

На вооружении у ратников имелась собственная артиллерия. Защитники Соловецкой обители были вооружены ружьями, которые содержались и чистились монастырскими умельцами: при монастыре была своя кузница для ремонта и изготовления некоторых видов и частей оружия.

Обитатели Соловков были не чужды нелегкого крестьянского труда по обеспечению себя и своих защитников провиантом. Монахи расчищали лес, заводили пашни, обрабатывали землю, разводили огороды, занимались рыбной ловлей, различными ремеслами. Кроме того, имея свои земли, а также земли, дарованные государем в качестве компенсации за расходы по вооруженной защите северных границ, монастырь стал крупным землевладельцем, имея в своем составе крестьянские хозяйства и села, поставлявшие продовольствие и товары.

Обладая государственным мышлением, монастырское руководство прекрасно осознавало то, что в обители надо иметь необходимые запасы. Один из настоятелей монастыря говорил: «В нем должно быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, а, по крайней мере, на пять». Помимо хлеба создавались запасы из рыбы, соли, муки, других продуктов, выменянных в результате торговли.

Данная политика по созданию запасов, налаживанию материально-технического снабжения войска привела к тому, что монастырь мог выдерживать длительные осады, что впоследствии подтвердили его исторические события.

Инженерно-строительное обеспечение обороны.

Еще в 1578 году, учитывая важное стратегическое местоположение монастыря, которое не подкреплялось должной защитой, было принято решение о постройке вокруг него деревянного острога (стены) с башнями. Спустя четыре года за счет своего бюджета монастырь воздвиг деревянный острог в поморском селе Суме, которое прикрывало обитель с севера, и обнес его земляным валом. Писцовые книги свидетельствовали о том, что «ставил острог игумен со своими крестьянами. Помимо военных и жилых помещений был построен храм Николая Чудотворца». Береговая крепость не раз сдерживала неприятеля и служила убежищем для поморских жителей.

После того, как Дания объявила свои претензии на Кольский полуостров и угроза вооруженного вторжения возросла, монастырское руководство решило заменить деревянную стену на каменную ограду, а также построить в самом монастыре Кремль. Все материальные затраты духовенство взяло на себя, не запросив из государственной казны ни копейки, а инженерную работу по созданию данного колоссального сооружения взял на себя соловецкий постриженник Трифон, уроженец Ненокского посада. По чертежам и планам, разработанным монахом-зодчим чье имя не сохранилось, была сложена стена из местных диких камней разной величины. Неотесанные глыбы булыжника строители искусно подгоняли друг к другу. Неизбежные при такой кладке «пустоты заполнялись мелким камнем и кирпичным щебнем, связанными известковым раствором».

Построенный монахами Соловецкий Кремль явился выдающимся памятником крепостной русской архитектуры, который сохранился, несмотря на влияние времени, до наших дней. Следует отдать должное деятельности на этом поприще монастырской братии - они были приучены строить добротно, на долгие века, с учетом потребностей обороны.

Многочисленные боевые действия, осады, приступы, морские обстрелы Соловецкого монастыря показали, что инженерно-строительная мысль и деятельность духовенства по ее воплощению спасла множество жизней, духовных и материальных ценностей.

Военно-дипломатические действия по обеспечению обороны.

Военно-дипломатические действия по обеспечению обороны выражались в искусном ведении переговоров монастырского руководства с главами и представителями различных государств по вопросам поддержания добрососедских отношений и посредством укрепления военного могущества на Русском Севере.

Соловки являлись, по существу, единственным оплотом Российского государства на Севере, служа делу его вооруженной защиты.Первой блестящей победой монастырской дипломатии стало решение царя Ивана IV о государственной поддержке Соловецкого монастыря.

В период Смутного времени духовенству Соловков пришлось вести напряженную борьбу, в том числе в сфере дипломатии, против внутренних и внешних врагов, а также за то, чтобы российский престол возглавил человек, живущий интересами страны.

Так, отвечая на запрос шведского короля Карла IV от 20 января 1611 года по поводу позиции монастырского руководства относительно выборов великого князя, игумен Анатолий отвечал: «Не хотим никого иноверцев на Московское государство царем и московским князем, опроче своих прирожденных бояр Московского государства».

Красной нитью через все направления проходила деятельность руководства обители по духовно-нравственному воспитанию своих членов. Эта деятельность включила в себя целый комплекс мероприятий по духовно-нравственной закалке обитателей монастыря, в том числе и воинства. Многочисленные молебны, литургии, крестные ходы, молитвы, проповеди, панихиды имели главным содержанием воспитать паству в духе глубокой любви к Родине, готовности встать на ее защиту в любой момент и принести свою жизнь в жертву во благо Отечества.

В период героической борьбы обитателей Соловецкого монастыря с врагами стали зарождаться военно-морские традиции, которые впоследствии нашли свое распространение на русском флоте. Необходимо остановиться на одном примечательном факте, который впоследствии сыграл определенную роль в реальном воплощении идеи создания регулярного русского флота и, как следствие, института морских священнослужителей, - это посещение Соловков великим самодержцем Руси Петром I.

Петр I посещал Соловецкую обитель дважды - в июне 1694 года, когда из-за жесточайшей бури он чуть не погиб, но провидение в лице умелого лоцмана спасло его, и в августе 1702 года. Летнее время посещения было выбрано не случайно, чтобы не иметь дела с суровой и холодной погодой Севера и со льдами в море.

Во второй раз царь прибыл на Соловки с эскадрой из 13 судов. Это было очень символично, так как совсем еще недавно ботик Петра плавал по Переяславскому озеру, а тут уже целая флотилия военных судов привела великого создателя русского флота к священной обители, как бы для того, чтобы освятить начатки флота России.

Причалив к берегу, и, будучи встреченным настоятелем со всей братией, Петр I, прежде чем войти под святые ворота в собор, обошел монастырскую стену, проверив ее на крепость, затем осмотрел оружейную и лишь затем вступил в собор. В последующие дни государь посетил соседний Заяцкий остров и повелел соорудить на нем деревянную церковь во имя просветителя России апостола Андрея Первозванного, под чьим флагом впервые вышла в море его флотилия.

В день отплытия высокого гостя домой настоятель монастыря подарил Петру I икону преподобных Савватия и Зосимы, а также снабдил государя обильными запасами пищи, так как с ними в обители было все в порядке. В благодарность за это Государь «велел отпустить Соловкам 200 пудов пороха из Архангельска».

Организация обороны Соловецкого монастыря от судов английской эскадры

Мужество и героизм православного воинства во славу Отечества отчетливо проявились во время одной из малоизвестных страниц истории Крымской войны 1853-1856 гг. - обстреле Соловецкого монастыря англичанами 6 - 7 июля 1854 года.



Диверсия англичан против Соловецкого монастыря была лишь одним из эпизодов широкомасштабных акций союзных военно-морских сил в войне против России. Поморский край ожидал нападения, а потому в феврале Архангельская губерния была объявлена на военном положении и стала торопливо вооружаться для встречи врага. 20 марта Новодвинская крепость была уже готова для встречи неприятеля.

Соловецкий монастырь тогда проводил тихую монашескую жизнь и совсем не знал о том, что происходит кругом его и какая опасность угрожает ему. На момент угрозы вторжения гарнизон Соловецкой крепости состоял из 50 старых инвалидов. Арсенал составляло старинное оружие, относящееся к глубокой древности; кольчуги, самопалы, палаши, сабли, метательные дротики.

В 1814 году артиллерия, находившаяся в Соловецком Кремле, была выведена отсюда в Новодвинскую крепость. Запущенное состояние военных сил проистекало из заблуждений властей, что Соловецкому Кремлю уже никогда не придется сыграть роль крепости.



«Древние пушки или лопались от пробе, или крошились, когда снимали с них ржавчину; оказались более годными только две чугунные пушки. Пороху набралось только 57 фунтов, а других огнестрельных принадлежностей и совсем не было». (А. Андреев, С. Шумов. Соловки: монастырь на островах. М., «Алгоритм» стр. 189)



Руководство обороной монастыря взял на себя архимандрит Александр, человек опытный и образованный. Получив 6 апреля сведения о введении военного положения, он принял роль коменданта крепости, которому беспрекословно подчинялись все, от начальника Соловецкой команды до последнего послушника.

23 апреля по указу Святого Синода были отправлены в Архангельск драгоценности монастырской сокровищницы. Этот факт говорит о том, что успех обороны Соловков находился под сомнением. Многие богомольцы покинули стены монастыря. Монашеству и военной команде оставлять стены Кремля было запрещено. Из братик, служителей, работников и оставшихся богомольцев составился отряд ратников, многие из них не знали, как взяться за оружие и должны были учиться военным приемам.

На помощь монастырю 4 мая были доставлены 8 пушек с боевыми снарядами, и с ними прибыли инженер-поручик Бутаевский для устройства вооружения батарей и фейерверкер Друшевский для обучения артиллерийскому делу нижних чинов команды и ратников.

С прибытием этого подкрепления в монастыре еще усерднее стали заниматься приготовлениями к обороне; привезенные пушки расставили по западной стороне крепостной стены, в башнях и амбразурах: две монастырские чугунные 3-фунтовые пушки уже давно стояли у Святых ворот и могли быть двинуты куда угодно; в кузнице точили и очищали от вековой ржавчины древнее оружие, на крепостную стену ко всем амбразурам собирали груды камней; на конюшне стояли оседланные кони для легкой артиллерии и всадников. Инженер-поручик Бугае во кий спешно всматривался в береговую местность и чертил планы батарей. Молодой прапорщик Никонович, начальник Соловецкой команды, и фейерверкер Друшевский обучали военному искусству с б до 9 часов утра низших чинов и с 5 до 7 часов вечера ратников.

В конце июня монастырь был поставлен на военную ногу, постоянно велось наблюдение за побережьем, не покажутся ли где неприятельские суда. Настроение защитников монастыря хорошо передал архимандрит Александр, который говорил: «... что скорбите, братия! Будто бы забыты и нет у нас войска. Нет, не забыты мы. Если же мы отразим неприятеля, обители же вечная слава, что без войска отразили супостата» (А. Андреев, С. Шумов. Соловки: монастырь на островах. М., «Алгоритм» стр.194)

6 июля 1854 года два английских фрегата подошли к монастырю и в десяти верстах от берега стали на якоря. Хорошо налаженная дозорная служба донесла об этом сразу же настоятелю монастыря. Тот час был отслужен молебен Божьей Матери и Преподобным Соловецким, сделан крестный ход вокруг монастыря по стене. С чудотворными иконами настоятель обратился ко всем живущим в нем стоять храбро за веру и святую обитель.



Наряду с мероприятиями духовного характера были предприняты меры военного плана. Сам архимандрит и начальник инвалидной команды прапорщик Никонович, в составе передвижной артиллерийской батареи, отправились на боевые позиции, которые были заранее замаскированы. Один из вражеских фрегатов предпринял попытку обстрела монастыря ядрами, однако после его третьего залпа монастырские пушки открыли такой меткий ответный огонь, что, получив ряд повреждений, вражеский корабль вынужден был прекратить стрельбу, отойти от берега на безопасное расстояние и производить ремонтные работы.

На другой день с фрегата «Бриск» парламентеры доставили депешу, в которой капитан фрегата Ее Королевского Величества и главнокомандующий эскадрой на Белом море Эразмус Омманей объявил, что своей пальбой по английскому флагу монастырь принял на себя характер военной крепости, а посему, дабы удовлетворить свои кондиции, он потребовал, чтобы комендант гарнизона сам отдал шпагу через три часа, а весь гарнизон был разоружен через шесть часов. Монастырские власти ответили решительным отказом.



Артобстрел монастыря начался в восемь утра и продолжался до пяти часов по-полудни. Фрегаты били из более чем ста орудий крупного калибра, на что русские отвечали огнем своей малочисленной артиллерии.

Во время обстрела в монастырских церквах совершались богослужения, вторично был совершен крестный ход по крепостной стене.



Мужество, смекалка и героизм защитников обители, помноженные на святую православную веру и заступничество Бога от всех невзгод привели к тому, что на третий день своего пребывания у стен монастыря неприятель не решился продолжать бомбардировку. Удивительно то, что за два дня обстрела не было ни одного раненного или убитого среди людей монастыря, лишь в нескольких местах была пробита ядрами крепостная крыша, да одна бомба угодила в икону Казанской Божьей Матери, пробив ее насквозь. Архимандрит принял решение не чинить ее, оставить как есть - в память о случившемся и в назидание потомкам. Из неприятельских ядер была сложена пирамида, которая хранилась многие годы.

Этим подвигом старая беломорская обитель вписала яркую страницу в героическую летопись воинской славы России. «Похоже, сами святые Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря, дали силу его защитникам и уберегли от смерти».

Деятельность приморских монастырей Русской Православной Церкви, на примере Соловецкого монастыря, по охране и обороне водных рубежей Отчизны свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь не стояла в стороне от происходящего в государстве. Особенно это проявилось в годы трудных испытаний, когда духовенство делало все от него зависящее, чтобы духовно и материально помочь народу в борьбе за его независимость, оказывала воздействие на военную организацию и духовно-нравственную закалку воинов, воспитание их в лучших традициях предков.

Источник: Православное воинство

религия, православие, история, оборона, церковь, Россия, война

Previous post Next post
Up