9 месяцев войны: Любимчик этого блога на канале ZDF
Полковник / доктор наук
Маркус Райснер , глава аналитического отдела австрийской военной академии, частый гость этого блога (хоть он об этом и не знает), 24.11.2022 дал пространное интервью одному из двух центральных каналов германского телевидения.
Интервью , на мой взгляд - просто бомбическое. С моей стороны было преступлением не выложить его сразу, но до перевода руки дошли только сейчас. Меня немного извиняет то, что ситуация за неделю не изменилась, а то, о чем он говорит, будет актуальным еще долго.
Итак, интервью - и мой перевод.
Излишние длинноты я заменял многоточиями, в скобках - мои скромные пометки.
Комментариев от меня пока не будет: их хватит на добрый топик, а то и не на один. Мне, пожалуй, стоит еще раз это все обдумать.
Перевод может показаться несколько вольным: иногда приходилось доносить мысль несколько отступая от слова, надеюсь я не очень погрешил против точности перевода. Если у кого-то найдутся более удачные обороты для перевода - кидайте в каменты.
Текст может оказаться грамматически невыверенным: так и есть, но это как раз близко к оригиналу, так и говорилось в интервью. Полагаю, это особенности живой речи "не по бумажке". Характерно, что на презентациях речь др. Райснера безукоризненна, да и выглядит он гораздо свежее: видимо, сейчас сказывается его напряжение.
Ссылка на оригинал Перевод:
- Добрый день, господин Райснер ... Можете ли вы сказать, на сколько еще Украине хватит её нынешних запасов (оружия и боеприпасов)
- Точный прогноз, конечно, сделать невозможно, потому что мы не знаем точного количества запасов у обеих сторон. Но чтобы понять главное , не надо быть ни военным экспертом, ни стратегом, ни даже обладать военным образованием. И это главное звучит так: мирная организация не может вести войну. В этом и есть проблема. Россия месяцами и годами готовилась к этой войне. Количество уже запущенных Россией ракет - более 4700, а Европа долгие годы разваливала свои вооруженные силы и разоружалась, 20 лет опустошая свои склады, а теперь пытается с тем что осталось держать такой фронт. Естественно, это не работает. Сейчас фронт более 1100 км длиной ... Вести войну можно только если соответственно массированно , со всеми силами и всем напряжением этим заниматься, ... чего я не наблюдаю, а то что мы сейчас делаем - это все "капельки на горячий камень". Запасы иссякают на глазах. Украинское наступление летом было возможно только благодаря поставкам тяжелого вооружения с Запада, 400 танков советского производства из Польши, Болгарии, Чехии и других стран. А материал который у них самих был - Украина была второй сухопутной армией Европы на начало событий - к тому времени был уже израсходован. Эти поставки сделали возможным занятие Херсона и Харьковщины, но и они уже на исходе, так что встает вопрос: откуда брать следующие системы? Если говорить о немецких Леопардах , то тип А4 был за последние годы каннибализирован, они выглядят танками снаружи но внутри ничего нет, их надо снова снаряжать. ... они не готовы, там "ручная мануфактура". Европа к этой войне не была готова и до сих пор не делается попыток организации поставок того, что необходимо. Мы видим, что происходит с (украинской) инфраструктурой: если сейчас не будет массированных поставок самолетов, то Украина останется без функционирующей критической инфраструктуры.
- Ок, но что делать, если, как вы говорите, не были готовы, и сейчас не готовы .. Что бы вы видели как путь к решению?
- Нужно массированно переводить экономику на мобилизационный режим. Нужно массированно наращивать мощности. Индустрия вооружений сейчас, само собой, осторожничает: им нужны гарантии от государств, от политических властей, мол мы можем гарантировать приемку стольки-то гранат (зарядов), стольки-то вооружений, систем вооружения. Естественно, они (индустрия) хотят быть уверены, что инвестиции себя оправдают. Проблема тут - время: ... то есть - понять, чего не хватает, понять где это раздобыть, принять решение это поставить, и так далее. И главная проблема: мы идем за российской инициативой, ею на стратегическом уровне владеет Россия, мы месяц за месяцем пытаемся угнаться за её ходами в том, что касается "стратегического истощения". Здесь парадокс: на оперативном уровне у нас успехи Украины, но на стратегическом уровне они Россией совершенно уничтожаются. Да, Украина вошла в Херсон, но сидит там в темноте, потому что русские разрушили там инфраструктуру. Это в принципе та же стратегия "выжженной земли", но в данном случае целенаправленно поражена нервная система украинского государства.
- Британские секретные службы сообщают, что у русских тоже изрядные проблемы со снабжением (войск). Что говорит о этом ваша информация?
- То, что у России проблемы, мы слышим с самого начала войны. Давайте не забывать: мы ведем войну также и в информационном пространстве. С совершенно определенными целями. Факт меж тем : Россия справляется с задачей сохранять инерцию движения на стратегическом уровне. Это проявляется в том, когда и как идет волна (воздушной) атаки на Украину. Русские действуют очень грамотно: они, например, сначала посылают иранские дроны, украинская ПВО их сбивает, выстреливает все ракеты, а потом прилетают серьезные заряды, которые - сюрприз - очень точно поражают цели ... (Применение иранских дронов) часто выдают за признак истощения запасов русских ракет. Но на самом деле это знак того что русские своевременно распознали проблему истощения, нашли способ её решить и компенсировать недостаток (в ресурсах/инструментах), и мы слышим сейчас, что будут поставляться другие виды дронов или даже ракеты из Ирана. То есть Россия продолжает держать инерцию (давления на Украину, движения), а с другой стороны, малодоступные украинские системы ПВО сокращаются, и не только поражаются огнем, а и просто истощаются. Новые заряды просто негде найти. И в Европе произвести их невозможно. Нужно переводить ПВО на европейские или американские системы, но и тут запасы весьма ограничены. Это как раз та проблема, что мы сейчас видим.
- Собственно. это как раз требование Киева: Украина хочет быть переоборудована на западные системы вместо советских систем, которые за войну уже себя исчерпали. Если я правильно вас понял, вы видите опасность как раз в этой критической точке, если это перевооружение не произойдет, если новые поставки не придут
- Natürlich! Мы на пути к кульминационной точке (всей войны). Мы работаем над тем чтоб распознать эту точку, и мы не хотели воспринимать это как войну на истощение, мы неделя за неделей слышали что , мол, на следующей неделе Россия рухнет , что мы видим очередную промежуточную победу, что русские не в состоянии сделать то, что хотят .. тем не менее: русские контролируют 18% территории и продолжают быть в состоянии проявлять инициативу на стратегическом уровне. Вот на уровне атак на критическую инфраструктуру. И вопрос в том, кто дольше продержится. Украина продержится дольше или Россия? Посмотрите на спутниковые снимки: Украина (черным пятном) и свет огней Москвы. Это показывает нам как Россия может идти дальше без видимых повреждений, пока Украина борется за то чтобы получить поддержку с Запада или из Америки. И если Америка не будет делать поставок - by the way - то война скорее всего кончится, потому что - что может поставить Европа? Это грустная правда .. Если поставки РСЗО исчисляются цифрой меньше чем пальцев на руке, то можете себе представить, как ничтожно это для защиты огромной страны. И если ракета к РСЗО стоит 700 000 долларов против 20 000 цены за иранский дрон, то наших запасов просто не хватит. Мы же после конца холодной войны думали: пришел конец истории , Фрэнсис Фукуяма все объяснил, так что все наши системы вооружений, всё что нам больше не нужно, можно распустить. У нас просто больше нет боеприпасов, их запасы надо создавать, это будет длиться годы - и вопрос в том, продержится ли Украина годы. Или нет
- К теме "продержаться": вот мнение военного эксперта ETH в Цюрихе, Маркус Кольб, он анализировал возможности продержаться с российской стороны. Он провел подсчет в плане артиллерии и танков России, и он говорит что русская армия потеряла уже тысячу танков и теряет , вроде бы по пять танков в день. Это количество потерь выше чем в любой войне в истории. И если так дальше пойдет, то, по его расчетам, настанет год в котором у России танков не останется вообще. Можете ли вы это подтвердить? Это было бы решающим фактором для Украины
- Хорошо, но если Россия однажды останется без танков, то вопрос - а что к тому времени будет иметь Украина? Как будет выглядеть её способность защищаться и тем более наступать? Это большой вопрос. И не стоит забывать, что в России применяется совершенно иная парадигма применения вооружений. Запад сосредоточился на современном высокоточном вооружении с кучей всяких сенсоров: Россия давит массой. Русские исходили из того, что для подавления одного Леопарда они высылают 4 Т-72: 3 при этом будут поражены, четвертый побеждает Леопард, (тут исправлена ошибка переводчика: ранее, из-за плохого звука и специфического акцента, переводчик принимал "фиа" (четыре) за "фюнф" (пять) ) . Именно это мы здесь и видим. Танки, что применяют русские - это танки пятидесятых и шестидесятых годов, например Т-62, у них есть все что нужно танку в таком бою. Они подвижны, обладают огневой мощью и хорошо защищены. Тут не нужен современный Т-14 ("Армата" - прим. перев.), достаточно этих Т-64 или Т-62 чтобы достичь этого нужного эффекта. И у России еще много ресурсов: они получают у Ирана дроны и, возможно, дойдет и до ракет, будет нужно - они и танки получат. И если эти подкрепления дальше пойдут без помех, и если население продолжает стоять за режим, то есть если не произойдет октября 1917, и если резервисты несмотря на все препятствия все же идут на войну, то Россия, просто за счет этой массы, будет фактором, который станет для Украины огромной проблемой , если Украина не будет поддержана с Запада. Потому что Украина держится только за счет вот этой поддержки с Запада.
- Вот это и есть ясное требование - о массированной поддержке. Вы как раз сказали в самом начале: что у кого останется к некторому моменту. И вот к этому я бы хотел огласить следующие оценки г-на Кольба: он как раз прогнозирует, что если темпы и объемы поддержки сохранятся, то через 4 недели стрелка весов качнется в пользу Украины. Соответствует это вашим расчетам? Что бы вы сказали, как это будет развиваться?
- Это будет зависеть, конечно, от того как запад будет поддерживать Украину. Вы должны себе представлять: Украина оперирует силами, которые последние 8 лет развивались на советских системах. Например на калибрах 122 и 152 мм. Мы поставили Украине миллионы зарядов: они уже, в основном, истрачены. Поэтому Запад должен массированно поставлять свои артсистемы, со своим калибром - 155 мм. Летом мы наблюдали что русские выстреливают в день 60-70 тысяч зарядов, украинцы - 20-25 тысяч. Это сотня тысяч в день с обеих сторон, это миллионы зарядов! Посмотрите на картины Бахмута-Артемовска или Соледара, это как Верден 1916, или Сомма 1917, то есть то качество войны которое мы считали невозможным. Я дам вам пример положения, сопоставьте это с тем, что я сказал ранее: в начале войны, за некое количество недель русские выпустили 530 баллистических ракет. Все наши разведки говорили: на этом всё, американцы выпустили столько в Ираке(, русские не могут больше). В июне это было уже 2 800 ракет, в августе 3 500, и недавно Зеленский заявил о более чем 4 700 ракетах и иранских дронах. Такого еще не бывало в истории войн. И мы не знаем, насколько опустели склады. Так что стоит быть осторожными в прогнозах вроде "Через две недели склады опустеют", я бы готовился к тому, что эта война надолго, и если мы хотим чтоб Украина выиграла то должны быть готовы к массированной поддержке, мы должны поднять наш оборонпром и производить то что Украине нужно.
- Угум. Вы как раз назвали регион на востоке Украины, Бахмут, могли бы вы показать на карте?... и рассказать, почему сейчас именно там идут такие жестокие бои?
- Вам следует понимать, что Донбасс имеет особое значение. Именно там с 2014 шли столкновения с сепаратистами и интервенция русских. Там же была линия разграничения по Минск-1 и Минск-2. С тех пор 40% сухопутных сил Украины концентрировалось там, на Донбассе. Они 8 лет готовились к атаке русских. Украина постоянно говорила: русские вернутся, запад не хотел это воспринимать. Украина подготовила 3 рубежа обороны, сравнимых с Атлантическим Валом Второй мировой, в Нормандии 1944. Именно эти рубежи русские пытатся проломить. Цель - занять Область Донецк. Летом они проломили первую линию: Попасная, где был "котел", Северодонецк, попытки в Песках и Марьинке, и, видимо, Бахмут в том же ряду. Если у них получится, то они проходят через первый рубеж и стоят перед вторым. Они надеются пройти вторую и третью линии и выйти на оперативный простор. До сих пор этого не произошло, но они маршируют дальше и дальше, медленно, ограниченными силами но с массированной поддержкой артиллерии. Да, украинцы отвечают, например хаймарсами, как удар по складу вооружений летом (видимо , Красный Луч - прим. перев.) , но и тут русские перестроились и стали расстредотачивать склады вооружений. И с этим сохранили инерцию движения. А сейчас они консолидирут силы: благодаря оставлению Херсона , очень, кстати, сравнимо с операцией в Дюнкерке 1940, русские перебросили 30 000 человек через Днепр без потерь, отошли на сильный южный рубеж, высвободили силы, которые сейчас распределены в Запорожье, чтобы сдержать возможный удар на Мелитополь, а элитные отряды, предположительно, переброшены на Добнасс, чтобы далее усиливать давление. И проблема состоит в том что Украина продолжает оставаться в этой войне на истощение ("Абнутцунгскриг" - прим. перев.), в которую ее втянули еще ранним летом.
- К этому у нас комментарии из коммюнити, ... "Имеет ли место не только недостаток вооружений но и недостаток солдат на Украине?" ...
- Да, и это следующий вызов перед нами: нужно сказать, что Европа бьётся на Украине до последнего украинца. Если точно выразиться (дословно: прим. перев) . Солдат Украина поставляет одна. Представьте себе, с одной стороны 144 млн российский народ, теоретически 30 млн мобпотенциал. И вот сейчас идут сотни тысяч мобилизованных. И это не 2-3 сотни тысяч, как заявлено, это гораздо больше (откуда данные? - прим перев), которые прибудут на фронт в декабре. С другой стороны Украина, за вычетом беженцев 35 млн человек (снова тот же вопрос? - прим перев) , уже 5 или 6 волна мобилизации, смотря как считать, в общем скоро это будет призыв всех до 60 лет. И если мы сейчас не увидим "черного лебедя" , некоего деструктивного события на российской стороне, или чего-то на украинской, то дальше чисто нумерически , по численности войск, все решится само собой. И если мы поставим много оружия но на Украине не останется солдат, то .. будет трудновато. И чем больше мы тянем и не поддерживаем Украину, тем больше будет потеря личного состава против того что вводит в бой Россия. Это решающий момент для поддержки Украины. И Украина сама это тоже говорит: но мы стоит слегка растерянно и смотрим на конфликт, который мы не смогли предугадать, и к которому мы не подготовлены. Он застал нас врасплох, вот он тут и не собирается исчезать.. и это - проблема.
- С другой стороны, конечно, отчеты и соощения, что мы видим, говорят о потерях в русской армии, и русские вынуждены отправлять на фронт резервистов, и вопрос, наверное, в том, как это будет дальше развиваться.
- Конечно, в российской армии значительные потери, я цитирую авторитетное мнение генерала Майли, шефа генштаба (США? недоумение переводчика), он дал несколько интересных высказываний, и первое - Россия несет потери около 100 тыс убитыми и ранеными, это невероятная цифра , и он также сказал что Украина терпит такие же потери (прим. перев: интервью 24.11.2022, высказывание генерала и того ранее, но именно сейчас разгорелся скандал оттого что эти цифры озвучила Урсула фон дер Ляйен. Видимо, обсуждения в военных кругах оставались незамеченными, даже это видеоинтервью на известном канале) . Он также сказал о потерях гражданских до 50 тыс. И он так же сказал что для Украины было бы логично просить о возможности переговоров. Только подумайте о этом количестве жертв за 9 месяцев: в таком качестве мы не видели войн уже очень давно. И это не где-то там где нас не интересовало бы, в Сирии или еще где-то: это граница Европы. И Европа сейчас должна те ценности, которыми она гордится, защитить .. или как можно быстрее решить, что ей делать дальше.
- Абсолютно. И тут же вопрос от коммюнити: стоило бы, возможно, начать переговоры вместо поставок оружия?
- Это - политическое решение. Европейские лидеры вместе с Америкой должны принять решение: либо мы проходим эту войну до конца, борясь, либо мы решаем: "нет, мы этого не сможем", и тогда надо договариваться. Что мы сейчас делаем? Медлим, сомневаемся, выжидаем. И понятия не имеем, что нам делать, пока Украину постепенно разбирают кусок за куском.
- Еще один дополнительный вопрос: если дойдет до переговоров, чисто теоретически, просто представим себе что к этому пришло: возможно ли для Украины быть в мире с Россией надолго? Или для этого требуется смена системы в России?
- На этот вопрос потом будут отвечать историки. И они объяснят, что абсолютно логично то, что все пошло так и так.. Но мы этого не знаем. Мы стоим перед полуоткрытой дверью но не имеем понятия, что за ней находится. Мы видим массу спекуляций, мы видим это парадоксальное положение в котором у Украины имеются оперативные успехи, (и при этом) стратегическое истощение её Россией, и как продержатся обе стороны - мы увидим в следущие недели и месяцы.. Но нужно ясно сказать: это решение Украины, как долго она еще может держаться , насколько она в состоянии терпеть потери. И также о русской стороне: в русской культуре характерно во время кризиса держаться вместе и стоять за своего тирана, сколь угодно жестокого. И эту войну вести до конца просто чтобы выжить. И вы не имеем права забывать: российская пропаганда делает свою работу очень хорошо, они не говорят "мы воюем против Украины", нет, "НАТО и ЕС воюют с нами". Вы видите это Z: это не "Zа победу" или "Zа Родину", это связано с русским словом "Зачиста" ("Защита"? прим. перев.), то есть оборона, они ведут спецоперацию под словом "оборона", это очень важно понимать чтобы понять российский нарратив. И естественно, в России есть оппозиция этой войне, каждая мать за своего сына и жена за мужа, но важно то, что пока нет ничего сравнимого с октябрем 1917 , война будет вестись дальше. И это означает что тысячи и сотни тысяч солдат пойдут на фронт, и Украина, которая держится отважно и мораль которой высока (здесь - "боевой дух", прим. перев.), просто истощается, расходуется. Это и есть проблема, что перед нами стоит. Переговоры показали, что война решаема (возможно речь о войнах вообще, возможно о попытках переговоров в Стамбуле - прим. перев.). И если посмотреть в прошлое, можно увидеть, что конфликты часто начинались с эйфории, когда обе стороны были уверены в победе, а потом, когда обе стороны понесли потери и устали, как в боксе, когда бойцы "ложатся друг на друга", и потом часто войны приходили к патовой ситуации. Как, например, в корейской войне. В которой граница до сих пор - результат поныне незавершенной войны. .. Это возможно и для Украины. Сейчас Украина говорит "Нет, мы пойдем до победного конца", и Россия тоже не готова к переговорам, а утверждает, что достигнет своих целей. Вот такую ситуацию мы сейчас имеем.
пост
https://daniel-grishin.livejournal.com/680990.html