КОНИ и ЛЮДИ. Рассказ конника Анастасии Наумовой

Dec 25, 2012 13:20


«Н.Е. Сверчковъ - знаток лошадей, иппический художник - утверждал, что лошадь не символ, а личность с индивидуальными чертами»
Анастасия Наумова


Анастасия Наумова на "серой зайке" Стефани



Рассказ Анастасии Наумовой, тренера лошадей

Это Стефани, не знаю точно породы, но кобылка очень изящная и красивая.
Я работала тогда на конеферме при лесотехническом техникуме в Лисино-Корпус.
Эту кобылу привезли из СДЮШОР (спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва) в обмен на двух молодых коней. Я не знаю подробностей, но по слухам - растаскивала детей, тормозила головой в железные ворота.
На кобылу в первую же ночь упал потолок. В прямом смысле. Балки были подгнившие, и часть досок обрушилось на лошадь, а потому, что поставили ее рядом с вожаком табуна - старой вороной орловской кобылой Кокеткой. Та возмутилась и устроила разборки с новенькой. Поэтому утром нашли Стефани, забившуюся в уголок денника.
Ее переставили в другой денник, рядом с жеребцом, с которым она тут же подружилась.
На храпе у кобылы был некрасивый нарост - накостник, который грубо выделялся на ее точеной голове, а так кобыла - сказка. Но прокат на нее было не посадить - нервная, горячая, поэтому как-то мне и пришлось на ней ездить. Плюс к ней еще вторая орловская кобыла - тоже несколько безумная, которая поздней отправила меня в больницу сушить ей сухари. Но это было позже.
Когда я села на нее верхом, я поняла, что кобыла «без головы». И «без шеи».
Вероятно, ее работали много с развязками, со скользящими поводьями, поскольку ее шея была как бы вдавлена в холку, и она держала ее опущенной вниз.

Работала я только по выходным. Все дни кони гуляли в табуне в поле, а в выходные катали народ и нескольких спортсменов конюшни. Конечно, при таком режиме работы было сложно добиться стабильности. На эту лошадь иногда складывала я много матюков, поскольку она стремилась куда-то бежать, бежать несмотря ни на что, бежать напролом, даже на шагу убегать из-под всадника. Бывало, и обижала ее, всякое бывало.
Но лошадь все-таки изменилась. Она стала опять гордо нести свою голову, слушать всадника. На препятствия она вначале неслась как сумасшедшая и, «закидывалась», даже на маленьких. У нее, казалось, был панических ужас от препятствий. Мы с ней снова стали прыгать потихоньку до метра. И она успокоилась. Но психика ее была подвижна, все неожиданное могло ее напугать и заставить нервничать. С такими лошадьми, если хочешь переучить - долго приходится работать, и работа эта мало заметна со стороны. Потому что сначала надо быть очень аккуратным, чтобы лошадь начала доверять всаднику, не заставлять ее делать то, что она ненавидит уже, а объяснять ей, в чем состоит ее работа.
В принципе лошади любят работать, любят, когда их хвалят, любят внимание, они понимают, что они нужны людям, а нам ведь тоже важно понимать, что мы кому-то нужны. Что наш труд кому-то нужен. И от этого мы счастливы. Когда нас все время погоняют, кричат, что мы плохие работники, "пинают", оскорбляют - человек сойдет с ума. Что тут говорить о лошади. Ее психика часто более подвижна. К тому же она не понимает нашу речь.
Седла у нас там были плохие, ей седло не очень подходило, поэтому я стала ездить на ней чаще без седла, хотя рысь у нее была энергичной, и я вначале просто все время пыталась упасть. И лошадь работала отлично, была более гибкой и отзывчивой, хотя, конечно, сложно с ней было - ее настроение могло быстро меняться.
А самое интересное, что накостник на храпе почти зарос, видимо капсюль затягивали слишком сильно.

Потом я с этой работы ушла, лошадей распродали, я не знаю, кто ее купил, и что с ней сейчас, но надеюсь, что моя психотерапия помогла ей найти контакт с людьми в дальнейшей ее жизни.
Вот так мы учим друг друга. Каждая лошадь дает что-то всаднику. Каждый всадник лошади. Все мы грешны, ошибаемся, но надо стараться руководствоваться принципом - если лошадь что-то не делает, или делает плохо, виноват всадник - либо у лошади что-то болит, или плохая амуниция, плохая посадка у всадника, грубые руки, высокие требования и т.д.
Иногда думается, что если бы лошади умели говорить, то они бы на нас ругались сильно. Но прощали бы.



Анастасия Наумова на серой в яблоках "птице" Стефании



Конник Анастасия Наумова: Я с конями разговариваю

Я с конями разговариваю больше на языке жестов, который они прекрасно понимают. Сложность для общения между человеком и лошадь возникает из-за того, что лошадь воспринимает все мельчайшие движения моментально. Это примерно как у глухонемых, которые живо реагируют на жесты, даже движение мизинца. Так и лошади. А люди, в большинстве своем, грубы и на таком уровне, как лошади, даже не мыслят о своих движениях. Поэтому для лошадей мы слишком резки, грубы. Только некоторые люди, обладающие умением двигаться - танцоры, музыканты, хорошие актеры - чувствительны к жесту. А хороших конников всегда отличает плавность, неторопливость, краткость всех движений. Интуитивно они понимают, что лошадь путается при слишком большом количестве информации, которую она не может понять. А когда лошадь путается, она легко может начать паниковать или стать "глухой" к просьбам.

А кони разговаривают по-разному. Чаще всего, это пофыркивание и своего рода похрюкивание:). Иногда еле заметное. Ржут кони когда взволнованы - на новом месте, при виде новой  или знакомой лошади …
Бывают кони молчаливые - никогда не услышишь, как они ржут.
Бывают разговорчивые - как моя рыжая. Она каждый раз, когда увидит меня, сразу начинает тихо ржать - такая гамма сверху вниз из лошадиных нот :)
У меня была одна лошадь старенькая, она всегда молчала. Первое время была очень нелюдима и, казалось, равнодушна ко всему. Видимо, люди ее крепко обидели, и разочаровалась она в них. Но со временем оттаяла и стала более душевной. А когда я привезла ее в табун, на новое место жительства, она начала оглушительно и звонко ржать. Наверно, вспомнила свое детство в табуне. И ржала почти без перерыва дня два. И эмоционально она стала другой в компании лошадей.

-----------------------------------------------------------
фотографии и рассказы из ЖЖурнала конника, журналиста, художника Анастасии Наумовой a_serga

чтение, О лошадях, философия, друзья, толковый словарь

Previous post Next post
Up