«Я хочу танцевать 100 лет...». Вспоминая Мариса Лиепа

Jul 27, 2019 22:22





27 июля 1936 года в Риге родился Марис Лиепа
- артист Большого театра и всемирно признанный танцовщик.

В 17 лет он написал в своем дневнике: «Я буду танцевать принца
Зигфрида в «Лебедином озере». Через 30 лет в его заметках появятся
такие строки: «…Убиваю себя в надежде на прекрасную
легкую смерть во сне».

«Спартак», адажио. Майя Плисецкая и Марис Лиепа. 1971

image Click to view



Между этими фразами уместилась блистательная и трагическая жизнь
народного артиста СССР, солиста Большого театра Мариса Лиепы.



В отличие от многих танцовщиков, которые грезили балетом с юных лет,
Марис Лиепа заниматься танцами не собирался и о театре не мечтал.
Мальчик рос очень болезненным и хилым, часто попадал в больницы.
Знакомые советовали родителям отдать его в спортивную секцию или
на футбол, но отец решил отвести сына в балетный класс
при рижском хореографическом училище.



В 17 лет Марис поступил в училище в Москве. Потом он вернулся на
родину: ему позволили танцевать в филиале ГАБТ, но в Большой не
взяли, объяснив это национальной политикой: Латвии тоже нужен был балет.



Тем не менее во второй половине 50-х Лиепа уже танцует в Музыкальном
театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1960-м
поступает в труппу Большого театра.



Карьера молодого солиста складывается успешно - он входит в основной
репертуар театра (балеты «Жизель», «Лебединое озеро», «Золушка»,
«Ромео и Джульетта», «Спартак» и др.), его приглашают преподавать в
Московское хореографическое училище (он будет учить студентов до 1980
года), и даже с балетмейстером Юрием Григоровичем он находит общий язык.



Перелом настал в конце 70-х - Лиепа раскритиковал уровень хореографии в
постановках Григоровича, тот обиделся и практически изгнал солиста из
театра. Артист начал сниматься в кино, благо опыт был, ставил спектакли
в театрах Советского Союза, но все пытался найти дело по своим возможностям.



Когда-то танцовщик Марис Лиепа имел в своей жизни почти
все: всемирную славу, богатство, любовь... По нему сходили с ума
женщины, ему завидовали мужчины. За границей аристократы и
миллионеры предлагали в подарок замки и даже острова, а в Советском
Союзе ему покровительствовали высшие партийные чиновники.



В него были влюблены дочка генерального секретаря Галина Брежнева и
прима-балерина Большого театра Майя Плисецкая. Однако все, что
Марис Лиепа хотел от жизни, - это танцевать.



Поэтому, когда в 1982 году его вынудили уйти из Большого, он почувствовал,
что умирает. Нет, его сердце продолжало биться еще несколько лет, но к
той жизни, о которой он мечтал, это уже не имело никакого отношения.

Смотрите фильм телеканала «История»
«Взлеты и падения Мариса Лиепы»



Лиепа был не только прекрасным танцовщиком, но и очень красивым мужчиной.
Его внешность, безупречный стиль и манера общения буквально сводили
с ума неискушённых советских женщин.



Он одним из первых мужчин в СССР стал носить длинную шубу.
А свои многочисленные костюмы заказывал у самого Пьера Кардена.
Даже носки выдавали в Марисе европейца - дорогие, в шотландскую
клетку. Как устоять перед таким модником?



Впервые танцовщик связал себя узами брака с легендарной Плисецкой.
Но ни артист, ни сама Майя Михайловна никогда не комментировали этот
союз, который, по слухам, продлился всего несколько месяцев.



Возможно, брак был заключён не в порыве высоких чувств, а потому, что
Мариса не выпускали на гастроли с Большим театром за границу. Однако,
когда журналисты пытались расспросить Мариса на эту тему, он всегда
отвечал одно и то же: «Узнавайте подробности, когда нас
уже не будет на свете».



Второй супругой Лиепы стала актриса Маргарита Жигунова.
Они познакомились, благодаря съёмкам фильма «Илзе», которые
проходили в Риге. У супругов родилось двое детей. Их назвали
именами героев картины: сына - Андрис, дочь - Илзе.



Марис и Маргарита были невероятно красивой парой.
Это о них лондонские газеты писали в своё время: «Приехала
русская Мэрилин Монро и знаменитый танцовщик». Однако в
семейной жизни супругов было не всё гладко.



В 1980 году они развелись, и танцовщик связал себя узами брака с
коллегой по цеху Ниной Семизоровой. Более того, в тот момент у Лиепы
уже подрастала ещё одна дочь - Мария - от гражданского брака с
художником по костюмам Евгенией Шульц.



Встреча с Шульц состоялась в стенах любимого театра и с первых минут
переросла в крепкую дружбу. Долгих восемь лет ни о какой близости не
было и речи, но, когда дружба переросла в нечто большое, влюблённые
тщательно скрывали свой роман и, тем более, рождение ребёнка.



Несмотря на то, что Лиепа и Семизорова развелись в 1985 году,
Марис так и не женился в четвёртый раз. Хотя в конце жизни артиста
пара стала жить вместе и, по признаниям самой Евгении Шульц,
хотела зарегистрировать отношения, но так и не успела.

«Легенда о любви». Майя Плисецкая и Марис Лиепа. 1965 год

image Click to view



Визитной карточкой артиста называют партию Красса в балете «Спартак».
Первоначально Юрий Григорович видел Лиепу в роли самого Спартака, но
буквально после первой репетиции поменял решение, открыв миру
неподражаемого Красса - Лиепу.



В это время подросли дети Мариса - Илзе и Андрис, которые оба пошли по
стопам отца. Если сыну ещё давали сольные партии, то дочь оказалась
даже не в кордебалете, а в мимансе (массовые сцены в оперных и балетных
постановках). Говорили, слишком много Лиеп. Когда Марис решил исправить
несправедливость, ему предложили уйти, дать дорогу молодым. Естественно,
ради будущего дочери Марис Эдуардович написал заявление «по собственному
желанию». А потом его распорядились не пускать в здание Большого.



Лиепу бесконечно угнетало, что, оказывается, «большой балет» может обойтись
и без него. Он стал глотать таблетки (часто вместе с алкоголем) и мечтал
умереть. Этого не выдержала Семизорова, и только преданная Женя Шульц
всегда была рада видеть Мариса, которого считала небожителем.



Из ее квартиры, 26 марта 1989 года, на глазах 10-летней Маши, Лиепу
очередной раз забрала «скорая помощь». Врачи до последнего боролись за
жизнь 52-летнего артиста. Потом один из докторов скажет, что
остановившееся сердце Лиепы было похоже на тряпочку.



После смерти танцовщика вновь возникли проблемы: было неясно, разрешат
ли поставить гроб с его телом в театре. К счастью, всё удалось организовать,
и огромное количество людей пришло проститься с Марисом Лиепой именно
в стенах Большого театра, который он так сильно любил.




Памятные даты, Люди истории

Previous post Next post
Up