«Нерассказанная история». Краски мира в фотографиях Стива Маккарри

Jul 21, 2018 20:02





В Московском музее современного искусства проходит масштабная персональная
выставка выдающегося фотографа Стива Маккарри, которую стоит посетить
не только ради художественных достоинств его работ.



Рыбаки, Шри-Ланка, 1995

Проект «Нерассказанная история» - это возможность увидеть - и в
буквальном смысле ощутить - такие отдаленные уголки мира, в которых
доведется побывать далеко не каждому.



Янгон, Мьянма, 1994

«Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать
хорошие фотографии», - значится в одном из путевых блокнотов Маккарри.



Порбандар, Индия, 1983

Подтверждение этой формулы - в каждом снимке фотографа.



Монастырь Шаолинь, провинция Хунань, Китай, 2004



Эта фотография вдохновила многих людей. Она как бы сообщает миру:
«Как бы не были плохи дела, не отчаивайся, все будет хорошо».

Стиву Маккарри фотография афганской девочки Шарбат Гулы, сделанная в пакистанском лагере Насир-Баг в 1984, принесла всемирную известность. Она была опубликована на обложке журнала National Geographic, в разгар Афганской войны. Удивительные серо-зеленые глаза, смотрящие в камеру с недетской серьезностью и осторожностью молодого зверька и одновременно надеждой. Этот кадр стал не только красноречивым документом времени, но и вошел в историю как один из лучших образцов портретной фотографии.



Караван верблюдов, Южный Афганистан, 1981 год

В Афганистан Маккарри впервые попал в 1979 году, нелегально перейдя границу во время начавшейся там гражданской войны, и регулярно посещал страну на протяжении десяти лет, всеми правдами и неправдами переправляя на Запад фотографии, которые все это время публиковались на первых полосах европейских и американских газет и журналов.



Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет. 1999

Маккарри снимал множество других лиц в самых разных частях света: в Тибете, Индии, Иране, Ираке, Непале. Каждый такой портрет - целая история жизни, которую мы читаем в глубоких морщинах, испещряющих лицо буддийского монаха, в подведенных черной краской глазах пакистанского крестьянина, в объятии индийских детей, льнущих друг к другу в поисках защиты.



Купающиеся женщины, Катманду, Непал

Для Маккарри чрезвычайно важен колорит в фотографии - все его работы насыщены цветом - нет, состоят из цвета: будь то раскрашенные ритуальным орнаментом лица, яркая национальная одежда или природные и урбанистические пейзажи.



Особенно это проявляется в индийских сериях - именно эта страна с ее буйством красок, куда фотограф впервые приехал в 1978 году с билетом в один конец, вдохновила молодого фотографа снимать на пленку, чего он ранее не делал.



Муссон в Чандани Чоук, Дели, 1983

Маккарри пересек всю Индию на поезде, к чему его подтолкнула книга американского писателя Пола Теру «Великий железнодорожный базар», по мотивам которой он создал собственную фотохронику индийской жизни.



За почти сорок лет, минувших с того времени, он объездил все шесть континентов, регулярно возвращаясь в Индию, которую он посещал более 80 раз.



Отчасти любовь к этой стране связана с его интересом к буддизму, который привлек юного Стива еще в школе.



В самом начале карьеры он решил посетить все страны, где исповедуют эту религию.



Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай. 2004

На выставке представлены его тибетские фотографии, а также снимки
из Мьянмы с завораживающими храмами и пагодами.



Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма. 1994

Самый впечатляющая фотография - «Монахи на Золотой скале», на которой запечатлена пагода Чайттийо, стоящая на позолоченном гранитном валуне. По преданию, огромный камень веками держится на краю скалы, храня помещенный в пагоду «волос Будды».



Мальчик в прыжке. Джодхпур, Раджастан, Индия. 2007

Одна из самых трогательных серий Стива Маккарри посвящена чтению.



Человеку, выросшему в более-менее благополучных условиях, довольно трудно представить, что грамотность во многих местах по-прежнему является недоступной большинству роскошью.



С каким увлечением и жадностью читает молодой тайский мужчина, присев на камень рядом со слоном, который, кажется, заглядывает в книгу ему через плечо.



В работах фотографа чтение предстает как будничное занятие, но при этом наполняется неким сакральным смыслом, воплощая извечную тягу человека к познанию себя и окружающего мира.



Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан. 1992

Стива Маккарри интересует человек во всех его проявлениях, он поистине хроникер «человеческого состояния», как называется один из разделов выставки, отсылающий к философии Мартина Хайдеггера, Ханны Арендт и Ролана Барта.



Гейша в метро, Япония

Впрочем, фотографии Маккарри не нуждаются в комментариях, они говорят на универсальном языке емких, предельно выразительных образов: танцующие турецкие дервиши, невероятной красоты и грации эфиопская девушка или исполненная достоинства гейша в киотском метро.



Собственно, сам Маккарри называет себя «рассказчиком», но каждая его фотография - это не только повествование, но и сложносочиненный многоуровневый диалог: со зрителем, с героями, с самим собой. И меньше всего хочется, чтобы этот разговор заканчивался.

Источник: posta-magazine.ru + дополнения

P.S.



Стив Маккари - это художник, чьи удивительные портреты пронзают нас до глубины, в каждом из которых можно найти бесконечное количество философских историй и тайн человеческой души. Всю красоту работ не описать словами, лучше затаите дыхание и смотрите...



Такое впечатление, что Стив будто знает все, и неожиданный момент,
запечатленный его объективом трудно назвать совпадением.



Параллельные

«В моей жизни есть насущная необходимость бродить и наблюдать,
и моя камера - мой паспорт»



Старик, Индия

«Я стараюсь зафиксировать зрительный контакт с человеком, когда фотографирую его. Я хочу, чтобы вы ощутили человека так же хорошо, как сделал это я. Чтобы вы прочли его историю, отображенную на лице»



«Если вы хотите быть фотографом, сначала уйдите из дома».



«Для моей работы важна индивидуальность. Я снимаю истории по заданию, и, конечно, фотографии должны быть последовательны. Но, самое главное в том, что каждое изображение существует само по себе, со своим положением и чувствами».



«Большая часть моих фотографий основана на людях, я смотрю на «неохраняемый момент», когда душа выглядывает наружу, тогда жизненный опыт выгравирован на лице человека».



«Фотография это, бесспорно, мощное средство. Свободная от языкового барьера, она замораживает во времени уникальные мгновения».

Цитаты и фото Стива Маккарри
Сайт «Steve McCurry» (здесь)




Общество и мы, Выставки и музеи, Фотографы

Previous post Next post
Up