Королева арт-деко Тамара де Лемпицка - гламурный символ и кумир эпохи джаза

Jun 19, 2018 22:14





«Я всю жизнь на задворках общества, и правила нормального общества
не распространяются на тех , кто живет на окраине».

Тамара де Лемпицка

Когда упоминаем 20-30е годы прошлого столетия, то отмечаем, что это век джаза, хлопушек,
запретов, чарльстона, гангстеров, Великого Гэтсби, Мэри Пикфорд и Ф. Скотт Фицджеральда.
120 лет назад на свет появилась художница Тамара де Лемпицка - икона высокого стиля
«ревущих двадцатых» - эпохи после Первой Мировой войны…



Она показала на своих полотнах окружающим мир денег, тщеславия и джаза.
Купаясь в шампанском, она и не заметила революции. Опомнилась, когда в дом явились
чекисты. Но сбежав в Париж нищенкой, она быстро вернула себе светский блеск.



В платьях, подаренных Коко Шанель, и под руку с Пабло Пикассо - такой запомнили художницу Тамару де Лемпицки, чьи полотна стоят сегодня миллионы долларов.


 

Тамара де Лемпицка… Звучит как-то странно, неправда ли?… Русское имя, французская
частица - признак дворянского происхождения, польская фамилия… Получается довольно
нелепое сооружение, нечто причудливое, как жизнь той, которая обладала этим именем.



Девушка с кувшином. 1937 год

Мария Гурвич родилась в Москве в мае 1898 года. Ее отец был евреем и работал
адвокатом во французской торговой компании, а мать происходила из зажиточной
польской семьи. Мария с детства увлекалась рисованием, но родители воспринимали
это просто как хобби - мало ли чем интересуется ребенок?!



Девушка в окне

Когда девочке было десять лет, мать заказала ее портрет местному художнику.
Увидев готовую картину, Мария пришла в ярость - настолько ее огорчил результат.
Тогда она сама взяла краски и нарисовала свою первую работу - портрет младшей сестры.



Унылая женщина

Отрицать, что у Марии есть талант к рисованию, родители не стали, но такого нестабильного
будущего для дочери не хотели. «Востребованность художника во многом зависит от его харизмы.
Быть гением, но без огонька - значит оставаться без работы», - впоследствии говорила Мария.




Св.Тереза Авильская. 1930

В 1911 году девочку отправили в швейцарскую школу-интернат, но учиться там
было жутко скучно, и Мария, притворившись, что серьезно болеет, устроила себе
персональные каникулы. Вместе с бабушкой, которая занималась ее воспитанием куда
больше, чем родная мать, она отправилась в путешествие по Италии. Именно в то время,
как говорила художница, она поняла, что хочет посвятить свою жизнь искусству.


 

Выздоровление и Арлет Букар с аронниками

Вскоре родители девочки расстались, и мать решила повторно выйти замуж.
Причину ухода отца Мария всю жизнь держала в секрете, но относилась к его роли
в семье очень ревностно. Она всячески противилась появлению в жизни мамы
нового мужчины и в итоге даже отказалась возвращаться домой.




Идиллия (отъезд)

Вместо этого Мария отправилась в Петербург, где жили ее богатые родственники.
Здесь она стала посещать курсы рисунка в Императорской академии художеств.
Но Марию влекло не одно лишь искусство - юная миловидная особа
любила появляться на светских приемах.


 

Портрет Тадеуша Лемпицкого

На одном из балов она встретила первую любовь. Ее избранником стал Тадеуш Лемпицки,
который только что получил диплом адвоката, был хорош собой и очень перспективен.
В 1916 году они поженились, вскоре у них родилась дочь Кизетта.



Автопортрет с дочерью

Молодые жили в достатке, посещали светские мероприятия и не обращали внимания на то,
что творилось в стране. Даже революция 1917 года не смутила супругов - они продолжали
распивать самое дорогое шампанское и катались по полупустым улицам на собственном авто.
Они молоды, красивы, счастливы в Северной Пальмире, но тучи над Россией уже сгущаются.
Революция обрушивается на молодую семью даже не градом, а камнепадом.



Печаль в глазах (Беженцы)

Все изменилось в декабре, когда посреди ночи в дом молодоженов ворвались чекисты.
Тадеуша взяли под арест, ему грозил расстрел. В стремлении спасти обожаемого мужа Мария
ответила на ухаживания шведского консула, и тот поспособствовал его освобождению
из застенков. Понимая, что в Петербурге оставаться опасно, пара переехала в Париж.




Старик с мандолиной

Мария надеялась, что после переезда они заживут лучше прежнего, но несколько месяцев,
проведенных в тюрьме, сделали Тадеуша другим человеком. Семейного счастья уже не
вернуть - муж превращается из блестящего баловня судьбы в вечно недовольного ворчуна.
Красноречивый красавец мог сутками не выходить на улицу.




Девушка в перчатках

В тот момент Мария почувствовала себя беспомощной девочкой. Она продавала драгоценности
в надежде, что муж очнется, но деньги таяли, а Тадеуш продолжал жалеть себя, лежа на диване.




Лето

Тогда предприимчивая Мария вспомнила, что вообще-то она неплохо управляется с кистями
и красками. Чтобы развить навыки и выработать собственный стиль, она начала брать уроки
у Мориса Дени и Андре Лота, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere. Уже в
середине 20-х ее стали просить писать первые портреты на заказ, призы следуют один за другим.



Делимся секретами

И совсем скоро Лемпицка из беспросветной эмигрантки превратилась в модную художницу
и эксцентричную светскую даму. Она позиционировала себя как женщину-вамп, имеющую
изысканные манеры и нужные связи. И вот уже к средине 1920-х Мария начинает
экспонировать свои работы на выставках, приводя публику в восторг,
а в возрасте 30 лет - зарабатывает свой первый миллион.



Автопортрет в зеленном «Бугатти»

В 1929 году её автопортрет «Женщина в зелёном Bugatti» попадает на обложку
известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины
- самостоятельная, красивая, свободная. Её выставки проходят в Salone des Independants
и Salone d Automne - престижнейших художественных заведениях того времени,
где любили бывать Матисс и Пикассо.



Принц Эристов

Она усвоила важную истину - когда пишешь портреты богатых и известных людей,
частица их славы переходит и на тебя. «Я украсила Париж не меньше, чем его украшает
Эйфелева башня», - написала она в дневнике. Заказать портрет у Лемпицкой считалось
в предвоенной столице Франции истинным шиком: портрет стоил пятьдесят тысяч франков.
Кто-то считает, что это безумные деньги? Что с того?!



«Я работала по 10 часов подряд, а во время коротких перерывов позволяла себе выпить
бокал шампанского или принять расслабляющую ванну», - рассказывала художница.




Девушки

Она была талантлива и эксцентрична, поэтому вскоре и ее работами,
и ею самой восхищалась вся богема Парижа. Героями портретов Марии были
и люди из высшего общества, и просто случайные прохожие.




Например, работу «Розовая туника» и две картины «Прекрасная Рафаэлла» Мария писала
с красивой незнакомки, встреченной на улице. Как говорила сама художница,
20-е были временем ее «чувственности, свободы и головокружительного успеха».



Она водила дружбу с Жаном Кокто, Сальвадором Дали и Пабло Пикассо, крутила романы
направо и налево и часто не бывала дома по несколько дней. Но пока Мария
наслаждалась жизнью, Тадеуш в поездке по Польше познакомился с Иреной - дочерью
владельца фармацевтической фабрики Людвика Шписса - и уехал в Варшаву.



Мария, которая не привыкла сдаваться, пыталась вернуть мужа, ездила к нему в Польшу,
но безрезультатно. В 1928 году они развелись. 30-летняя художница глубоко переживала
развод, горевала и жаловалась друзьям на свою беспомощность, но опускать руки была
не намерена. Она взяла псевдоним Тамара де Лемпицка, внесла в свою биографию пункт,
что якобы родилась в Варшаве, и начала работать с удвоенной силой.


 
 

Кизетта, Кизетта на балконе и Кизетта. 1923 год

Полностью погруженная в искусство и социальную жизнь, Тамара все реже вспоминала о дочери.
Кизетта, которая часто появлялась на портретах матери, в реальной жизни была далека от нее.



Впрочем, сама Тамара ничего плохого в этом не видела. «Я стремлюсь попробовать
в жизни все и полученный опыт вкладываю в свои работы», - говорила она.



Портрет маркиза д'Аффлито. 1925

У многих яркая жизнь художницы вызывала зависть и скрытую ненависть. Служительница
искусства ходила в нарядах, подаренных Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли, покупала роскошные
шубы и шутила, что на некоторых фотоснимках ее можно принять за сестру Греты Гарбо.




Ирен и её сестра

В жизни Тамары было много мужчин и женщин, но эти краткосрочные романы вскоре надоели
художнице, ей хотелось семьи и стабильности. Поскольку любая мечта для нее автоматически
становилась целью, вскоре она обольстила богатого барона Рауля Куффнера.



Портрет барона Куффнера. 1954 год

Художницу не смутило даже то, что барон пришел к ней, чтобы заказать
портрет своей любовницы, танцовщицы Наны де Эрреры.




Спящая женщина

В 1934 году влюбленные сыграли свадьбу в Цюрихе, но спустя несколько лет решили
покинуть Европу. «Мы завтракали на балконе роскошного австрийского отеля и внезапно
услышали странную и пугающую песню, - рассказывала художница. - В городе проходил
парад гитлерюгенда. Тогда я поняла, что пора уезжать».



Портрет мадам М.

В 1939 году Куффнер продал свои венгерские владения, и семья перебралась в США.
Сначала Тамару приняли восторженно: она писала портреты голливудских звезд
и блистала на светских мероприятиях.


 

Портреты: мадам Букар и доктор Букар

Однако успех был недолгим: в те годы в Америке набирал популярность абстрактный
экспрессионизм, и работы художницы казались критикам всего
лишь пошлыми картинками для журналов.



Телефон. 1930

Лемпицка пыталась переключиться на новую волну, но к тому моменту за ней
уже прочно закрепился образ гламурной дивы, которая только притворяется художницей.



Цветочный венок. 1932

В 1941 году из оккупированной Франции в США перебралась и дочь художницы.
Кизетте было уже 25 лет, и несмотря на то, что отношения с мамой наладились,
она хотела обрести собственную семью.



Женщина в желтом

Так и вышло: спустя два года Кизетта вышла замуж и вскоре уехала в Хьюстон.
Но если дочь полюбила Америку и осталась в ней жить, то Тамара вернулась в Париж
сразу, как закончилась война.



Мечта (Рафаэла на зеленом фоне) 1927

Чем более знаменитой и востребованной становилась Лемпицка, тем меньше похвал
она слышала в свой адрес. Её критиковали за «извращённый энгризм», к творчеству
относились в лучшем случае снисходительно - по сей день иные консерваторы
склонны относить её живопись к китчу.


 

Великий князь Гавриил и Санкт-Мориц

Блестящая и невероятно красивая, с легко узнаваемым собственным стилем, Лемпицка
мелькнула для многих мотыльком в период сумасшедшего «золотого межвременья»
20-30-х годов. Во всех ее работах, слишком стильных, - князья и маркизы...



Портрет герцогини де ла Саль

Будучи несомненно яркой личностью, Тамара не только изображала на своих полотнах
гламур - она была его воплощением. Имела множество любовников и любовниц... да, у нее
были романы с такими известными женщинами, как Вита Сэквилл-Уэст и Колетт, но это
происходило еще до знакомств с Раулем. Правда, расставание с первым супругом произошло
как-раз из-за этих распутных гулянок.



Современники признавали, что ей удалось отчетливо воплотить на холсте то, что
Скотт Фицджеральд описал в своей прозе. Однако искусствоведы со всего мира единодушно
признают её в качестве основоположницы или, по крайней мере, одного из лидеров
направления Арт Деко (букв. - «декоративное искусство»).


 

Каллы и Мадонна. 1940

Однако вернуть былую славу ей уже не удалось. Художница перестала писать откровенно
эпатажные картины и переключилась на натюрморты, пейзажи и абстрактные композиции.




Аметиста

Жизнь текла спокойно и размеренно до 1962 года. Ее картины уходили с молотка за
большие деньги, а сама она стала живым классиком. Но и это счастье было недолгим:
в 1962-м у Рауля случился сердечный приступ, в результате которого он скончался.



Святой Антоний

«Человека, который безумно любил меня и поддерживал, который боготворил
мои картины, больше нет. Я потеряла все!» - говорила художница.




Вдова. 1924

После смерти мужа Лемпицка потеряла интерес к жизни и уехала
жить к дочери, которая с радостью приняла ее.



Портрет маркиза Сомми

Но провести остаток жизни в тихом американском городе Тамара не смогла.
Ей, почти разменявшей девятый десяток, не хватало новых впечатлений.



Материнство. 1928

Лемпицка отправляется в путешествие по Европе, выставляет свои работы в Париже,
пытается воспитывать внучек и одновременно ищет такое место на земле, где ничто бы
не напоминало ей о минувшем. В конце концов в 1978 году пожилая художница поселилась
в Мексике. Через год к ней переехала и дочь, которая очень боялась за здоровье мамы.


 

Девушки и Девушка с мандолиной

Сама же Тамара горевала не о своих болезнях, а об увядшей красоте: не подходила
к зеркалам и старалась как можно больше времени проводить с молодыми мужчинами.



Впрочем, время Лемпицке обманусь не удалось - она умерла во сне 18 марта 1980 года,
а ее прах, согласно завещанию, был развеян над мексиканским вулканом Попокатепетль.



О художнице вроде бы забыли, но сейчас она опять вошла в моду. Ее выставки
собирают тысячи людей, ее образы тиражируются модными изданиями, ее картины
за честь считают приобрести знаменитости.


 

Скорбящая мать и Моление

Сегодня работы художницы хранятся в лучших собраниях планеты и продаются на аукционах
за миллионы долларов. Лемпицка входит в число самых дорогих художниц в истории.



В 1972 году Люксембургская галерея в Париже устроила ретроспективную выставку
легендарной художницы. Успех был столь же оглушительным, как в «ревущие двадцатые».
Лемпицка снова вошла в моду.



Работы Тамары выставляются в Королевской академии искусств
в Лондоне и нью-йоркском Метрополитен-музее.


 

В опере. 1941 и Ключ



За полотнами Лемпицкой охотятся коллекционеры, с аукционов они уходят
за миллионы долларов. Тамаре бы такой поворот очень понравился.



Её картины коллекционируют, похищают, они продолжают расти в цене и считаются
хорошим вложением для коллекционеров. О ней написано множество статей и книг.



Юноша с книгой

В 1980-е годы на театральных подмостках многих стран с большим успехом
прошла пьеса «Тамара», посвященная ее жизни.


 

Молитва и Мудрость. 1974 год

Удивительная жизнь, ее конец и жизнь после жизни необыкновенно загадочной женщины.
Не правда, ли? Чего нельзя сказать о многих художницах тех лет, которые работали,
не покладая рук, лишь за кусок хлеба и умирали в нищете.




Художники, Знаменитые женщины

Previous post Next post
Up