Эдвард Мунк. Тревожный экспрессионизм или тридцать три несчастья

Dec 15, 2017 14:46





Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер, написал в 1915 году, что «Мунк принадлежит только своему искусству». Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».




Норвежский художник Эдвард Мунк плохо известен в России, хотя на Западе его считают классиком на уровне Сезанна или Ван Гога. Почему его у нас не знают? Видимо, потому что он не француз, а еще, потому что пик его известности в Европе пришелся на советский период, а для советской власти он был слишком мрачен. А сейчас не знают просто по инерции, как говориться, проехали.



Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Прослеживая череду драматических событий в его жизни, трудно поверить в то, что, по большому счету, он был успешным мастером. И прожил почти 80 лет.

Тревожное, северное, обреченное, пророческое мироощущение художника
и легло в основу его живописного стиля - экспрессионизма.

image Click to view


Красивым мужчинам часто бывают свойственны черты женственности, слабости.
Эдвард Мунк был красив. Он не мог похвастаться крепким здоровьем.
И тем не менее не производил впечатления слабого человека.



У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Завидев его, прохожие
оборачивались даже тогда, когда его имя еще не было известно. Тот, кто видел
Эдварда Мунка, никогда его не забудет. Кто же читал о его жизни, многое стал понимать...



Смерть матери, сестры, шизофрения другой сестры, погружение в религию отца, который в проповедях живописал такие картины ада, которые не давали мальчику спать по ночам…



«Мунк ненавидел писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти, не любил цветов у себя в комнате, не переносил процесса их увядания, в простых поступках друзей видел происки врагов… Больной, подозрительный, раздражительный, но при этом невероятный рассказчик с острым чувством юмора, завсегдатай собраний творческой элиты Осло, Берлина и Парижа.



…Барышни безвозвратно теряли голову от его импозантной викинговской внешности
в сочетании с загадочной скромностью, но сам Мунк сбегал от женщин, которые и так
совсем ненадолго появлялись в его жизни. Иногда буквально - сбегал. Молча вставал
и просто пересаживался на другой поезд посреди медового путешествия…»



Он был внутренне связан с морем, как истинный норвежец, считал, что море должно
быть видно из любой точки города, но когда поселился наконец в собственной усадьбе
Экелю, обнес открытую мастерскую 4-метровым забором.



Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком - он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло. Мунку было тогда всего 26!



Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.



В 1891 году в Берлине Мунк начинает работу над самым главным, сложным и неоднозначным, произведением - «Фризом жизни», работа над которым продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и наслаждения войдут все его самые знаменитые картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» и еще десятки. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского Сецессиона в 1903 году.



Странности характера и поведения художника - это проявления внутренней свободы,
искреннего и не связанного канонами творчества. С рождения болезненный и впечатлительный,
страдающий от одиночества и мании преследования, художник не выдерживает испытания
алкоголем и людьми и в 1908 году ложится в больницу с нервным срывом.



«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви». - Эдвард Мунк.

Так и есть, снимают шляпы.



Выставка в Метрополитен-музее

С 15 ноября 2017 до 4 февраля 2018 ода в нью-йоркском Метрополитен-музее работает выставка работ Эдварда Мунка «Между часами и кроватью». Экспозиция собрала 45 работ норвежского экспрессиониста. Среди них нет знаменитого «Крика», однако присутствуют 16 автопортретов, которые дают представление о жизни и эмоциональном мире художника.

На многих автопортретах Мунк изображает себя больным, жалким и одиноким,
но без тени сентиментальности. Художник открыто смотрит на свою жизнь.



Холст «Автопортрет между часами и кроватью» является отправной точкой для всего показа.
Его глубинный мотив - как у всех подобных работ последнего десятилетия жизни Мунка
- противостояние старика и смерти. Здесь художник находится в собственной спальне,
а освещённая солнцем студия позади него полна произведений, в которых заключался
смысл его жизни. Тень на полу перед ним имеет форму креста.



Лицо Мунка не выражает никаких эмоций. Он поместил себя между двумя символами смерти - старыми напольными часами, которые без циферблата и стрелок как бы существуют вне времени, и кроватью, где проходит значительная часть жизни человека. Эта картина, написанная в предсмертном году, считается одной из последних главных работ живописца.



На выставку в Сан-Франциско Музей Мунка в Осло прислал ещё ряд «селфи», среди которых - «Автопортрет с руками в карманах» (1925 - 1926). Он был создан в период между двумя серьёзными случаями, подорвавшими и без того некрепкое здоровье художника: «испанки», перенесённой в 1918 году, и кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза в 1930-м.



После этого Мунк почти прекратил писать, хотя ещё делал эскизы с искажёнными формами, что было следствием разрыва сосудов. «Автопортрет с руками в карманах» - одна из семи работ на выставке, которые поклонники творчества Эдварда Мунка увидят в США впервые.



Ещё одно важное полотно в экспозиции - «Отчаяние», также известное
как «Нездоровое настроение на закате» (1892). Оно представляет то же место,
композицию и эмоциональное состояние, что и культовый «Крик», созданный ранее.
Картина лишь второй раз в своей истории демонстрируется за пределами Европы.



Ряд других работ (например, «Художник и его модель», 1919 - 1921) хотя
и не носят названия «Автопортрет», всё же представляют самого живописца.
Вместе эти картины предлагают альтернативный взгляд на Мунка как художника-революционера
XX века, каким он был, сделав себе имя в эпоху символизма.



… С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом, и он запросто мог бы стать миллионером.



Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу,
театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж,
Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, В Англию и даже в Америку.



Последние дни Мунка

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
В его судьбу вторглась война. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала
Норвегию, Мунку было 76 лет. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни,
почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать.



Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.



Восьмидесятилетие прошло незамеченным. Над виллой сгущались тучи, но Мунк не обращал на это решительно никакого внимания. В январе 1944-го в прибрежных водах взорвался какой-то немецкий корабль - в вилле вылетели все стекла, но Мунк категорически отказался спускаться в подвал.



Его не волновало, что на столе в гостиной намело горку снега, ему было наплевать на собственный кашель и возгласы служанки: «Боже, да у вас пневмония!»



Засунув руки поглубже в карманы пальто, он бродил по дому, охваченный неожиданной
мыслью: интересно, как он будет умирать? Смерть не пугала его - путал лишь сам
процесс умирания Будет ли это больно?



Превратится ли он во что-нибудь иное? Как выглядят последние минуты жизни, первые минуты смерти? В шесть часов вечера 23 января 1944 года Эдвард Мунк узнал обо всем в точности.



Скончался парадоксальный художник в одиночестве, в своем особняке, в городе,
оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо
избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.
Умирая, сидя в кресле, Эдвард выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.

Книгу «Эдвард Мунк» Рольфа Стенерсен можно почитать: здесь




Художники, Выставки и музеи, Люди истории

Previous post Next post
Up