Работы из собраний братьев Морозовых впервые объединят для специальной выставки в Париже

Jul 20, 2017 23:16





Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари». 1877

Музей французского фонда Louis Vuitton совместно с Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей и ГМИИ им. А.С. Пушкина 18 июля 2017 года обнародовал заявление о грядущей сенсационной выставке в Париже.



Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873

Около двухсот шедевров современного искусства из собрания братьев Морозовых, которое в настоящее время разделено между упомянутыми российскими музеями, соберут в рамках одной экспозиции. Событие назначено на осень 2020 года.

Предварительно оговорено, что работы из коллекций Морозовых будут гостить
во Франции 4 месяца, а затем выставка будет показана в Москве и Санкт-Петербурге.



Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1898

Показ в Париже коллекций братьев Морозовых рассматривается как логичное продолжение выставки
«Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», которая с грандиозным успехом экспонировалась в музее фонда Louis Vuitton до начала марта 2017 года: ее посетили более 1,2 млн человек. Статью «Шедевры из коллекции Щукина на сенсационной выставке в Париже»
можно почитать (здесь) .



Винсент Ван Гог. Ночное кафе. Сентябрь 1888

И, хотя старт новой экспозиции назначен на далекий 2020 год, публику уже готовят к встрече с двумя сотнями шедевров, среди которых - работы выдающихся французских мастеров: Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Пьера Боннара, Мориса Дени, Андре Дерена.



Валентин Александрович Серов. Портрет М. А. Морозова. 1902 (слева)
Константин Алексеевич Коровин. Портрет И.А. Морозова. 1903 (справа)

Вообще, благодаря Сергею Щукину, а также братьям Михаилу и Ивану Морозовым, которые играли ключевую роль в культурной жизни Москвы начала XX века, российские музеи сегодня обладают одним из богатейших собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. В заявлении Фонда Louis Vuitton по поводу будущей выставки работ из собраний братьев Морозовых особо подчеркивают французскую часть коллекции, не забывая, впрочем, и о работах выдающихся русских живописцев.



Валентин Александрович Серов. Портрет И. А. Морозова. 1910

Из двух братьев - коллекционеров Морозовых мы больше знаем младшего, Ивана Абрамовича Морозова. Однако именно старший брат первым вступил на стезю коллекционирования и успел составить великолепное собрание. Оба брата с подросткового возраста брали уроки рисования, учились у «первого русского импрессиониста» Константина Коровина и у пейзажиста-передвижника Егора Хруслова. Повзрослев, Михаил снова было взялся за кисть, однако поняв, что выдающимся художником ему не стать, страстно отдался коллекционированию. Он быстро усвоил науку выбирать, благо предпосылки для этого имелись весомые.



Виктор Михайлович Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Михаил Морозов окончил историко-филологический университет, писал романы и занимался историческими исследованиями, вращался в художественно-артистическом кругу, много читал, изучал музейные коллекции и посещал выставки, а также мастер-классы художника Сергея Виноградова. Михаил был горяч, азартен и богат. Не проживи он всего 33 года, как знать, которого бы из братьев-коллекционеров мы бы сегодня знали больше.



Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер Огюст Ренуар. 1878

О Морозове-старшем оставил воспоминания Сергей Виноградов, выступавший консультантом при покупке многих картин братьями Морозовыми. Например, он рассказывает о том, как достался Михаилу Морозову парадный «Портрет актрисы Жанны Самари» (ныне - в коллекции Эрмитажа):

«Начались переговоры о приобретении м-м Самари. Как это было интересно, прямо поэтично, ежедневно по нескольку раз осматривание этого дивного произведения на знаменитой рю Лаффитт в галерее-магазине. Самари… в светло-розовом платье, смешной моды 70-х годов, вся в свету, без теней, так совершенно написана, что немного и у французов такой высоты достижения в искусстве. Начался торг. Воляр (арт-дилер Амбруаз Воллар - прим. ред.) спросил 24 тысячи франков, мы стали давать меньше, наконец вещь купили за 20 тысяч франков».



Винсент Ван Гог. Море в Сант-Мари. Июнь 1888

Всего в коллекции Морозова-старшего было 83 полотна. В 1910 году 60 из них вдова коллекционера, выполняя его волю, передала в Третьяковскую галерею - среди оставленных себе была «Царевна-Лебедь» Врубеля. Еще с десятком работ Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве - Мамонтовой) пришлось расстаться в 1918 году: ее дом был национализирован, однако благодаря подаренным картинам вдове оставили две комнатки в полуподвальном этаже. Все остальные картины в итоге также были изъяты и переданы государству.



Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

Младшему брату Морозову, более известному из братьев коллекционеру, посвящен отдельный материал Артхива: «Русский, который не торгуется» (здесь) - именно так в начале 1900-х годов в Париже называли Ивана Абрамовича Морозова. Он с легкостью и изяществом непринужденно тратил баснословные деньги на понравившиеся ему картины. Однажды, за один свой визит в лавку парижского галериста и арт-дилера Амбруаза Воллара он приобрел 15 шедевров ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна, потратив 17 000 рублей - такую роскошь не мог себе позволить ни один европейский коллекционер.



Красные виноградники в Арле. Винсент Ван Гог. Ноябрь 1888

Всего Иваном Морозовым было куплено 256 полотен выдающихся западных художников.

В 1919 году Иван Абрамович эмигрировал во Францию и в 1921 году скончался в Карлсбаде. Сегодня русская коллекция Морозова находится в Третьяковской галерее, а французская - поделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.



Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905

По подсчетам Sotheby’s в 2012 году коллекция Морозова оценивалась в 5 миллиардов долларов. С учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, которые ставят работы художников из «его» коллекции, теперь эта внушительная цифра изрядно выросла.



Пабло Пикассо. Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты). 1901

«Исключительная коллекция культовых произведений французского импрессионизма, постимпрессионизма и модернизма наряду с работами художников русского авангарда, образуют уникальную экспозицию, аналогов которой в Париже еще не было», - сообщает пресс - релиз ГМИИ им. Пушкина о выставке собрания Морозовых в музее фонда Louis Vuitton.



Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893

Российскому зрителю планируют показать обе воссоединенные коллекции выдающихся коллекционеров и меценатов. Сначала собрание Щукина, а затем и собрание Морозовых будут экспонировать в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина.

Источник: artchive.ru. По материалам пресс-релиза ГМИИ им. А. С. Пушкина,
публикации на artdaily.com и собственным материалам Артихва.



Винсент Ван Гог. Хижины. Май 1890

Художники, Выставки и музеи

Previous post Next post
Up