Фильм: Civil War (2024) (Падение империи)

Jun 10, 2024 12:44


Да-да, в нашем прокате именно так и назвали: "Падение империи", якорь в жопу тому, кто выбрал такое беззубое название.

Коротко: фильм отличный, смотреть обязательно. Пробирает до мурашек. И вообще, тем, кто читает этот текст - скорее всего, зайдёт (как опыт художественного осмысления того, что у американцев там назревает).

Это роад-муви о том, как несколько журналистов во время гражданской войны в США едут в Белый дом освещать арест ну или убийство президента, как пойдёт. При этом ошарашивает, как спокойно они говорят о гражданской войне в Америке, которая происходит здесь и сейчас, а не в вымышленных и далёких 2050 или 2150 году.

По фильму, Вашингтон осаждён "соединёнными войсками Запада" (Калифорнии и Техаса), от которых из последних сил отбиваются войска лоялистов. Да, я сама охренела: Калифорния + Техас? Что их бросило друг другу в обьятия? Логичнее было бы, если бы Техас + Флорида, но нет, режиссёр решил не играться в современную политику, ему важнее другое: сам факт войны. Война присутствует в фильме ещё одним героем, и о да, поразительно, насколько он реален!

Вот карта сил войны, которую мельком показывают в начале фильма (она видна в отражении телеэкрана на окне). Как это случилось? Как сложился такой расклад сил? Авторам не очень интересно.
Герои ведут себя так, будто к войне уже давно привыкли и приняли её, как банальную реальность своего существования. И теперь продолжают жить в ней.




(кадр с отражением телевизора в оконном стекле)

Герои - группа стрингеров. Безмерно усталая и выгорающая на ходу независимая стрингерша Ли Смит (Кирстен Данст), Джоэл из агентства Reuters (Вагнер Моура, мы его видели в "Narcos") и маломобильный Сэмми из NY Times (Стивен Хэндриксон, он был в обеих частях "Дюны"). По пути они подбирают юную Джесси (Кейли Спени), которая тоже мечтает о карьере стрингера. Её спасает Ли - и да, весь фильм то неявно, то явно нам намекают, что Джесси - это Ли в начале своей журналистской карьеры, такая же бесстрашная, дофаминозависимая и с горящим глазами, а Ли - это то, к чему Джесси придёт лет через 20: усталая женщина, которая без конца лезла под пули, чтобы предостеречь людей от войн, но не изменила этим в реальности совсем ничего, и теперь выдохлась и не знает, что делать со своей жизнью. Там будут ещё несколько сцен с подтекстом, уже в Белом доме, но лучше смотрите, не хочу спойлеров.

В первых кадрах фильма президент того, что осталось от Штатов, привычным поставленным голосом говорит, что всё хорошо и скоро силы закона возьмут ситуацию под контроль. (Сразу вспоминается исторический анекдот о том, что в древнем Египте было запрещено писать о поражениях армии фараона. Так что о том, что некий правитель проигрывал войну историки сегодня делают вывод по записям, в которых победы начинают одерживаться всё ближе и ближе к столице. Так и американский президент в начале фильма: собирается одержать победу вот прямо у стен своей осаждённой резиденции).

Если честно, самыми пугающими выглядят кадры с совершенно пустыми хайвеями, по которым то тут, то там разбросаны раскуроченные машины. Палаточный лагерь беженцев, где народ просто греется у горящих бочек или ночует в палатках - слушайте, это же страшно. Это не из Сомали или Нигерии беженцы, это свои, из Калифорнии или Небраски, и теперь они и без домов и без привычной жизни. Не работает сотовая связь. В путешествии герои добираются проездом до маленького спокойного городка, где жизнь течёт, как текла и даже стеклянные витрины все целые! Они заходят в модный магазинчик - и оказываются словно в 1980х годах: тихо, спокойно, только приветливая молодая продавщица читает не ленту на смартфоне, а книжку.
По фильму рассыпаны мелкие говорящие детали, заставляющие поёжиться:  не работает мобильная связь и интернет, смартфоны превратились в бесполезные кирпичи, нет топлива, не работают лифты в здании. А когда герои ищут, где заправиться, то Ли предлагает на заправке расплатиться не американскими долларами (ничего не значащими бумажками), а чем-то посолиднее - она заплатит за канистру бензина канадскими долларами! И это решает вопрос.

image Click to view


(трейлер)

Но занятно, что русским обывателям (судя по отзывам в интернетах) не зашло почти никак. Избаловал нас Голливуд на свою погибель: народ ждал боевичка, в котором бравый негр и его помощница, десятилетняя девочка, с шутками и прибаутками раскидают террористов/врагов/инопланетян и с остроумной присказкой вернут власть законному президенту США,

В отзывах пишут: и где взрывы и спецэффекты? Что за невнятный сюжет? Почему всё так растянуто, уныло, примитивно, банально, предсказуемо, неубедительно, напыщенно, скучно, бессмысленно? Почему не раскрыты характеры? И да, что за снулый сюжет?

Ребята, вы нихрена не понимаете.
Сюжета там более чем.
Это не голливудщина, это "воспоминания о будущем" из 2024 года. И поверьте, встреть вы хотя бы треть того, что происходит в этом фильме, в реальной жизни - вы бы обосрались такой Ниагарой, что даже страшно сказать.

У режиссёра Алекса Гарланда получился почти артхаус на большом экране, только не мутный европейский артхаус, а крепко сбитый и динамичный американский артхаус (птенцы гнезда Голливудова, мастерство-то не пропьёшь).
.Если бы вам, милые мои критики, пришлось бы, пригибаясь под стрельбой, переехать труп, валяющийся посреди дороги, вы бы не нудели про "банально и предсказуемо", вы бы верещали, как резаные, от ужаса происходящего  и страха за свою жизнь.
Блин, это фильм про реальность, а не про сказочку, в которой США всех побеждают.
И тут надо сказать, что Голливуд выстрелил себе в ногу, приучив зрителей к спецэффектам и теперь они ожидают пыщ-пыщ, а кино о жизни воспринять не в состоянии.

Ещё пара наблюдений: по пути герои встречают друзей Джоэла - китайцев (как минимум один сознаётся в кадре, что он из Гонг Конга). Так вот, оба китайца до конца фильма не доживут, и это - говорящая деталь. Дескать, не суйтесь в наши внутриамериканские разборки, мы уж без вас как-нибудь.

Что-то там бубнят про президента России по ТВ (в начале фильма), но это никакого хода на сюжет не оказывает; и то дело: русским агентам замаскироваться под выходцев из Айовы проще, чем азиатам. Так что русские там могли быть, но мы узнаем об этом позже.
Ещё одна сцена, в которой не просто говорит, а кричит каждая деталь - это встреча с реднеком. Выложу ссылку на неё целиком. На реднеке розовые  очки!!! Он, весь такой вооружённый брутальный мачо, в камуфле, на одной руке часы, на другой - компас, и смотрит на мир через розовые очки!!! И да, эта фраза просто просится стать крылатой: What kind of american are you?

image Click to view


Вы как хотите, но до мурашек.

Ну и по-мелочи. Я всё думала: ужас, какая странная у стрингеров работа. Вот две группы вооружённых людей перестреливаются в здании, а эти, без касок и совсем без оружия, лезут со своими фотоаппаратиками под пули, чтобы словить наиболее выигрышный кадр.

А что герои непроработаны, не показаны между ними отношения и совсем-совсем нет любовной линии - так не об этом фильм. Вот когда американцы (лет через 15-20) будут таки осмыслять то, что у них скоро бумкнет в реальности, они и будут совать любовные линии в свои фильмы и заставлять героев ссориться из-за несходства ценностей.
Целью же этого фильма было вывести на белый свет нового героя - гражданскую войну в США в двадцатые годы 21 века. И она уже на пороге, прошу любить и жаловать.

Ещё не знает, как именно у них бумкнет - но оно бумкнет. Это ведь чувствуется. Ведь старенький Байден в конце января и всё начало февраля 2022 обещал, что у нас бумкнет (а мы смеялись над старым дурачком, помните все эти мемы?). Наткнулась на старый подкаст Дмитрия Джангирова от 22 февраля 2022 года - он и там говорит: ребята, бумкнет, спасайся, кто может.

Ну видно же, когда грядёт. То призрак бродит по Европе, то ещё какие сигналы.
Теперь вот кино о падении империи США.

Что-то у них будет. А что - не знает пока никто.

Хотя в воздухе носится.
Закончу цитатой с отзовиков на этот фильм, которая мне напомнила старый анекдот о том, как русские выразили соболезнования на полчаса раньше, чем непосредственно случилось политическое убийство: "Все на штурм Зимнего, ураааа! Полезная тема войны в США. Ждём, будем болеть за индейцев".
И сложно автора за это винить. Видимо, он помнит девяностые и помнит, кто нам это устроил.
Короче, закупаемся попкорном и садимся смотреть выборы в США. На ринг вызываются вот эти двое:


видео, киношки, политическое

Previous post Next post
Up