Помните, был такой жанр - производственный роман? Ну, который у них Артур Хейли, а у нас Илья Штемлер? Борьба лучшего с хорошим непосредственно на рабочем месте.
Я тут сериал начала смотреть о производственном процессе. «Корона» называется. Да-да, тот самый, о нелёгком бремени белого человека династии Виндзоров.
Сверхзадача месседжа лезет изо всех щелей, не успеваешь отмахиваться.
Правда, первые два сезона было просто приятно смотреть - исключительно радовали глаз прелестная Клер Фой в роли Елизаветы Виндзор и Мэтт Смит (который одиннадцатый Доктор) в роли ея супруга, принца Филиппа. На них просто глаз отдыхает, поэтому фильтровать повествовательную чушь сценариста становится попроще.
И да, о да, Ванесса Кирби в роли принцессы Маргарет первый сезон тоже украшала.
Однако в третьем сезоне Елизавета II
внезапно вздрогнула и из голубоглазой Клер Фой стала кареглазой Оливией Коулмен. Оливия Коулмен, несомненно, великолепна и может сыграть что угодно, но в "Короне" ей играть особо нечего. Ни в третьем сезоне, ни в четвёртом.
Принцесса Маргарет в третьем сезоне тоже вздрогнула и из длинноногой своенравной красотки Ванессы Кирби ростом 1,70 стала Хеленой Бонем Картер ростом 1,57 - и почему-то истеричной дурой. Это тоже не про Хелену Бонем Картер, это так сценарист третьего сезона принцессу Маргарет прописал. В первых двух сезонах у персонажа Маргарет был темперамент и даже какое-то страдание (ну, насколько это возможно для бедной богатой девочки), а во втором вышли только фанаберии и распущенность на ровном месте. При всём уважении к Хелене - я скучаю по стильной Маргарет из первых двух сезонов. Длинные ноги и стройная спина Ванессы Кирби притягивали взор, и не стошнить от сценарной чуши было легче. Да и Клер Фой легко прощаешь её маленькость - это изящная маленькость статуэточки с большими голубыми глазами и прелестно очерченным ротиком. Тогда как Маргарет-Бонем Картер выглядит как капризный всклокоченный лепрекон с перекошенными от презрения губами. Короче, миниатюрность Хелены Бонем-Картер почему-то комична, и середине жизни Маргарет в сериале не сочувствуешь.
Вздрогнул в третьем сезоне и принц Филипп - и тоже слегка приуменьшился, став одного роста с внезапно подросшей после рождения четвёртого ребёнка супругой. Это тоже не может не подбешивать. Особенно если помнить, что в реале (и в первом сезоне) Филипп был рослый мужчина и до старости возвышался над среднего роста женой.
Принц Чарльз в первых двух сезонах был ребёнком (специалисты по кастингу особенно бережно отнеслись к тому, чтобы у всех исполнителей роли Чарльза во всех сезонах торчали его характерные оттопыренные уши; как мило!), так что он не вздрогнул а мы, считай, просто с ним знакомимся к третьему сезону. Актёр его играет симпатичный, гораздо привлекательнее настоящего Чарльза которого я помню с самого моего детства - и уже тогда он был некрасив и ушаст.
Домучиваю третий сезон, глаз пока что никто не радует. Жду четвёртого сезона, где явится Джиллиан Андерсон (люблю её) в роли Маргарет Тэтчер и пятого или шестого сезонов, где на постерах засветилась Элизабет Дебики (аааах! обожаю). Мой глаз жаждет радоваться, и мечтает насладиться глядением на них.
А пока о том, что же так бесит в сценарии и подаче.
Да то, что основной посыл сериала - королева и ея семейство неустанно, неусыпно вкалывают на благо страны. И что без них всё развалится. Вот именно семейство Виндзоров - та самая скрепа, которая позволяет ещё не рассыпаться Британскому государству (термина «империя» при этом старательно избегают).
Одним словом:
Утром мажу бутерброд
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
и компот не льётся в рот.
Так или иначе, но в каждой серии (и часто не по разу) прям словами и проговаривают: вот как трудится королева, аки пчёлка. Документы разбирает, речи произносит, во все дела вникает, а уж как душой болеет - не пересказать.
Вот королева не поехала к месту трагедии (в шахтёрском посёлке Аберфан засыпало угольным обвалом младшую школу и погибло 150 человек, большинство из которых - дети). Мельком упоминается, что это шахтовладельцы не выполняли правила безопасной эксплуатации шахты - и тут же заминается. Зато королева ввечеру пишет в дневнике «Аберфан» и тревожно замирает над страницей. Нет, королева сперва неделю тянула с поездкой на место происшествия, потом доехала и посетила руины школы, дом выжившей семьи и кладбище, возложив венок. Ей вложили в руку венок - она и положила его на могилу. Но в титрах сказано, что она, хоть и неделю не ехала, забивала - но очень, очень переживала, а в кино так показано даже, как тайно плакала в ночи. Для сценарной арки хорошо, а в реале всё равно никто не проверит.
Вот Принц Чарльз едет в Уэльс чтобы, во-первых, приникнуть к корням, а во-вторых, пройти процедуру инвеституры (как подсказывает яндекс, это обряд введения вассала в должность - Чарльза делают принцем Уэльским, и он должен присягнуть сюзерену, то есть родной матери). Серия настолько верноподданническая, что у меня монитор замироточил. То есть, конечно, сперва Чарлика встречают местные валлийские интеллигенты и неприязненно намекают, что, мол, хватит кормить Лондон. Но истинно белый человек завсегда может приручить дикаря, и Чарльз выучивает корявую речь для инвеституры на валлийском («Анжумання. Бегит. Прес качат»), чем покоряет сердца местных, и даже эдак, с приподмигиванием, показывает им: мы с вами одной крови. Меня вот тоже мама не понимала. (Ах, знал бы ты, Чарлик, в тот момент, что при этой маме ты вырастешь и состаришься, а она всё будет сидеть на троне, как сыч, и не сопхнёшь её почти до векового юбилея; и ковид её не возьмёт, и ничего не поможет, даже дуст, и так ещё полвека).
Постоянно их там очеловечивают: то у принцессы Маргарет разбитое сердце, то у принца Филиппа кризис среднего возраста. То у старого бегемота Уинстона Черчилля просыпается отеческая нежность к неизвестной стенографистке, и он переживает, что она умерла во время великого лондонского смога - такая молоденькая! Он даже тащится в морг посмотреть на её бездыханное тельце, вынутое из-под автобуса. И слегка грустит о её непрожитой жизни - а потом сразу в работу, в работу.
Ну не поверю. Это ж Британия, они там живых людей сотнями на консервы пускали. Чужая черепушка бритишам по жизни полушка, можно бы уже привыкнуть. А тут, значит, плачет старый крокодил, глядя на сломленную былинку юной жизни. Даааа, канееешна.
В третьем и четвёртом сезоне принц Филипп мало того, что усох и попортился (извините, одиннадцатый Доктор был круче, чем исполнитель из третьего-четвёртого сезонов), так ещё и стал слюнявым нытиком - ему, вишь ты, сценарием прописали переживать кризис среднего возраста. Серию, где он встречался с астронавтами НАСА, летавшими на Луну, я даже смотреть не могла - всю промотала. И не только потому, что с американцами Филипп, значит, встречался. А реально произошедшую встречу Елизаветы II и Гагарина в сериале опустили - действительно, можно подумать, первый космонавт сделал что-то новое, никогда не виданное, что-то продвинувшее человечество вперёд. Скажете тоже.
Да и с астронавтами принц не просто встречался. Он нудел и рефлексировал о судьбинушке.
Да какая у тебя судьбинушка, Филипок? Ты с первого сезона то на скачках, то на охотах, то с Эпштейном по бабам (ну, тогда, в 50-60е - не совсем с Эпштейном, там был какой-то его британский коллега, подгонявший высшему свету юных Сонечек Мармеладовых). А теперь ты смысла в жизни ищешь. Работать не пробовал? Короче, сложно сочувствовать высокопоставленному лоботрясу. Сценарист пытался вызвать сопереживание, но не смог. Рыбка плавает в томате, ей в томате хорошо, только принц, едрёна матерь, смысла в жизни не нашёл.
И не менее сложно сочувствовать и прочим Виндзорам: когда всю эту мышиную возню с парадами, речами, инвеститурами, коронациями, свадьбами, посещением бесконечных официальных приёмов и постоянным разруливанием имиджевых скандалов показывают, как важный и неустанный труд, без которого немедленно гикнется государство. Нет, сперва, в первом сезоне Елизавете говорят открытым текстом: монархия в Британии на волоске, множество стран перешли к республиканскому правлению, и вы, вашевелчие, тоже тут на птичьих правах - и она зубами вцепляется в престол. Постоянно держит руку на пульсе времени, переквалифицирует всю семью в шоуменов, ежедневно разрешает пиар-скандалы; видимо, на подхвате целая команда спин-докторов. Все технические новшества моментально воплощаются: распространилось телевидение - будем снимать на телик коронацию, потом устроим реалити-шоу из жизни британской королевской семьи, будем постоянно светиться и очень-очень следить за откликами в прессе. Ну, не слишком высокая цель, но ведь ясная и понятная: королевская семья - крупнейшие землевладельцы в Британии; люди за свои доходы бьются; все эти дворцы, загородные замки, бриллианты и уровень жизни; а обожание нации тут только инструмент. И справляется с этим Елизавета великолепно! Один только сериал «Корона» чего стоит. Тоже ведь работает на пиар.
Но сценарист не унимается; очеловечивает во все лопатки и лепит арки персонажей из говна и веток. Тут и «мы особая семья» (только что 20 минут нудели с экрана - ИРА убили герцога Маунтбеттена, знакомого нам по «Игре престолов» как Тайвин Ланнистер). То «монархия сшивает реальность, затыкает дыры в реальности» - ага, да. Без нас, значит, во тьме заплачут вдовы, повыгорят поля, и встанет гриб лиловый, и кончится Земля. Не, ну извините, ну не пробирает такой градус пафоса. Хотя, повторюсь, сценарист пытается.
И да, отдельной строкой позлорадствую: к середине четвёртого сезона нам показали и валлийский сепаратизм, и кровавые акции ИРА («свободу Ирландии»). Штош, заказывали распад империи? Кушайте, не обляпайтесь.
Короче, лениво смотрю только в ожидании Дебики. Она (как принцесса Диана), конечно, будет тоже на голову выше исполнителя роли Чарльза. Не как актриса (Чарльза будет там играть Доминик Уэст, он хорош), а просто потому, что Элизабеточка наша Дебики в длину - верста коломенская, в ней 1,90, а в Доминике нашем Уэсте - 1,83. Реальная Диана была девушка высокая, ростом с мужа (реального Чарлика), вот хоть фото с их свадьбы посмотреть, но не почти два метра же.
Впрочем, нежные губы и хрупкие плечи Дебики того стоят. Обожаю.
Вот донудят они четвёртый сезон, и начнётся. Начнётся.